В русском ТЮЗе им. Н.Сац премьера. Спектакль по пьесе знаменитого драматурга екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».
Скажете: «Устарело. Кого в нынешнем мире интересуют события, которые происходили более двухсот лет назад?» Но классика на то и классика, что она актуальна всегда. Вот и сейчас мы видим на сцене до боли знакомую маменьку г-жу Простакову, которая готова жизнь отдать за своего сыночка Митрофанушку – великовозрастного оболтуса, которому с юных лет внушается, что «ученье – тьма», а география ни к чему – извозчик доведет… Известно, что у Фонвизина отрицательные персонажи выведены ярко, выпукло, а положительные – бледно, резонерски, но, думаю, актеры ТЮЗа справились со своими ролями блестяще. Мне показалось, что проходных ролей в спектакле нет. Хороша Простакова – арт. Ирина Арнаутова – этакая неграмотная злыдня, которая от скуки бьет своих слуг, да и воспитанием единственного сына особо не занимается. Учитель французского, прямо «из Парижа» Вральман (арт.Артем Иватов) оказывается бывшим извозчиком. Блестяще справился с ролью Скотинина засл. деятель РК Григорий Ефимов. Свиней его герой любит больше чем людей, и этим бесхитростно счастлив. Внесла много интересных штрихов в свою, казалось бы, проходную роль забитой и бессловесной Еремеевны засл. арт. РК Татьяна Тарская, и роль заиграла. Хорош учитель - семинарист Кутейкин – арт. Андрей Пасаженников. Не могу не сказать теплые слова о Митрофанушке – арт. Вячеславе Анисове… Ну и конечно заслуженный деятель РК Евгений Дубовик. Ему досталась самая прямолинейная, а поэтому трудная роль резонера из резонеров Правдина, но Правдин у Дубовика получился остроумным, ироничным, умным, ненавязчивым, что и требовалось доказать. Хотелось бы отметить очень удачно подобранную легкую ироничную музыку, которая просто является действующим лицом спектакля. Надо сказать, что и режиссер спектакля Алексей Орлов, и художник Владимир Пономарев, и актеры особо не заморачивались, показывая события 18 века – современность в спектакле «лезет» из всех щелей. Актеры как бы не до конца вживаются в свои персонажи, а несколько отстраненно иронически поглядывают на них из нашего «далека». Это и правильно, ведь по прошествии более двухста лет многое осталось таким же, как, увы, и описал наш классик. Человеческая природа неизменна. И «золотой телец» властвует по прежнему над все и вся, и молодежь рвется в чиновники и таможенники, потому что там их ждет, на их взгляд, сытая безмятежная жизнь. Зачастую девушки стремятся «удачно» выйти замуж за олигархов, а юноши – за девушку, у которой папа – большой чиновник, чтобы сделать карьеру…. В школах, бывает, властвуют вральманы и кутейкины, которые учеников учат зубрить вместо часослова тесты, а не воспитывают в них БЛАГОНРАВИЕ, как предлагал Стародум… Но мы - оптимисты и верим, что руки опускать нельзя, и добро, ум, порядочность, честность рано или поздно восторжествуют в нашей жизни. Конечно, лучше бы раньше… Вот почему, я как всегда повторюсь. Мне очень хотелось бы, чтобы после просмотренного спектакля дети написали сочинение на тему «Актуальна ли сегодня комедия «Недоросль» и обязательно обсудили ее с учителем в классе… В общем, поздравляю театр с премьерой! Л.Борисова
Подсказывает Интернет • Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак. • Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину. • Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой. • Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки. • «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь). • «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский) • «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум", получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен.
|