Суббота
16.11.2019
01:47
Категории раздела
Любимый город мой [9]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [7]
Встречи [1]
Эссе [30]
Переводы [4]
Сказки [5]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 400
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Исторический калейдоскоп

    Алмату-Верный-Алма-Ата-Алматы

    Как вы думаете, сколько лет городу, в котором мы живем? Сегодня мнения ученых относительно возраста нашего города разделились. Предгорья Заилийского Алатау всегда были благоприятны для жизни человека, в силу своих природных и климатических условий. Наверное поэтому здесь с глубокой древности жили люди. На территории современного Алматы и в его окрестностях расположено множество древних курганов. Совсем недавно такие курганы возвышались среди одноэтажных домиков старой Алма-Аты, но теперь они срыты и застроены многоэтажками. Это сакские курганы. Алматы был местом обитания сакских, а позднее уйсуньских племен. Некоторые огромные курганы были царскими могильниками, местом погребения сакской знати, как знаменитый Иссыкский курган, в котором был обнаружен Золотой воин, ставший символом независимости нашего государства. Сакские поселения существовали не менее двух с половиной тысяч лет тому назад! Но не только сакские захоронения свидетельствуют о том, что на этом месте в самой глубокой древности жили люди. Есть археологические находки, свидетельствующие о том, что здесь были поселения еще в эпоху бронзы!

    В VIII – X веках на территории Алматы находилось несколько небольших сельских поселений. В X – XIII веках эти поселения разрослись в города. Это: городище на территории Горного Гиганта, городище на территории Ботанического сада и самое крупное городище – в районе погранучилища. О нем, как о крупном древнем городе, писал знаменитый академик Бартольд еще в 1894 году. На этом месте при строительных работах до сих пор находят древнюю керамику, изделия из бронзы и железа. Здесь в 1980 году обнаружили кузнечную мастерскую. По тем временам этот средневековый город считался большим. Градостроительство и благоустройство были на высоком уровне. Расцвету культуры способствовал Великий Шелковый путь, соединявший крупнейшие цивилизации того времени. В древней литературе наиболее раннее упоминание о нашем городе есть у Рашид-ад Дина (1274-1318). Он пишет об области Алмалык. Об Алмалыке есть упоминание, датируемое 1390 годом у Шереф-ад Дина Йезди… Захириддин Мухаммед Бабур в XVI веке упоминает город Алмату. Он пишет, что город Алмату был разрушен монголами. Еще на одной из старинных монет, найденных на территории нашего города, специалисты прочитали, что “дирхем был чеканен в Алмату”.

    Это все и позволяет делать выводы, что в XIII веке на месте современного города был населенный пункт, носивший почти такое же имя, как сейчас, и родословная города уходит своими корнями в глубокую древность.

    Средневековый город пришел в упадок, его постигла участь многих древних городов. Трудно сказать, по какой причине это произошло: может быть жестокие войны или внутренние распри. А возможно, и природные катаклизмы, все-таки наша местность – это зона высокой сейсмичности. Древний город Алмату перестал быть городом в полном смысле этого слова, но жизнь в нем не прекратилась. Здесь поселились казахи нескольких родов. Известный казахский ученый Чокан Валиханов писал, что они “… занимались торговлей и ремеслами и даже сохранили для своего аула древнее название Алматы…”. Территория между Большой и Малой Алматинками представляла собой обработанную землю – пахотные и сенокосные угодья. Хорошо была развита система орошения.

    Царская Россия расширяла и укрепляла свои владения. Правительство дало приказ приставу казаков Большой Орды – майору Перемышльскому найти за рекой Или удобное место для постройки укрепления. Второго июля 1853 года отряд майора Перемышльского выступил в поход. Казахское население, страдавшее от кокандских набегов, не противодействовало отряду, а наоборот, помогало. Также местное население было экономически заинтересовано в русской торговле. И еще очень важная деталь заключалась во взаимных симпатиях. Сам Перемышльский был очень тонким дипломатом и доброжелательным человеком, связанным крепкой дружбой с Чоканом Валихановым. Так вот, майор Перемышльский обследовал со своим отрядом предгорья Алатау и выбрал понравившееся место. В донесении от 8 августа 1853 года он сообщает генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорду: “Осмотрев первый и второй Алматы (имеются в виду речки Большая и Малая Алматинки) и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящих урочища на Иссыке и Талгаре, почему и предложили Алматы местом будущего поселения…” Сразу же было начато строительство укрепления. В начале 1854 года на месте разрушенного войнами и распрями древнего казахского поселения было заложено военное укрепление – Заилийское, затем переименованное в Верный. В 1867 году Верный получил статус города и стал административным и культурным центром Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Город привлекал к себе замечательных ученых. Здесь жил и работал Семенов-Тяньшанский, который дал первое подробное описание города и вертикальных поясов Заилийского Алатау. Тут бывали знаменитые путешественники Пржевальский, Краснов, Сапожников, зоолог Северцев. Неоднократно Верный посещал географ, этнограф, историк Чокан Валиханов, друживший с местным генерал-губернатором Г.Колпаковским. Долгие годы здесь работал художник-этнограф Хлудов, отобразивший в своих многочисленных полотнах быт казахского народа. Здесь писал свои песни великий Жамбыл… К 1876 году здесь были школы, гимназии, и училища, медресе и семинария. Здесь выходили “Туркестанские епархиальные ведомости”, ежемесячный журнал “Семиречье”, газеты “Тiлши” на казахском языке и “Кембаччалляр Авази” - на уйгурском.

    5 февраля 1921 года в городском театре состоялось заседание областного и городского Советов народных комиссаров, где было принято решение о переименовании Верного в Алма-Ату. А 3 апреля 1927 года VI Всеказахстанский съезд Советов утвердил Постановление ЦИК и СНК Казахской АССРО (вот как наша республика в то время называлась!) о переносе столицы из Кзыл-Орды в Алма-Ату. В 1993 году городу было возвращено его историческое название – Алматы. И хотя в 1997 году столица была перенесена в город Астану, Алматы и сейчас остается городом республиканского значения и южной столицей страны. Так с какого же времени мы должны вести летоисчисление нашего города? Объективно считается с 1854 года - с момента закладки военного укрепления. В 2004 году Алматы отмечает 150-летний юбилей современного города.

    И. Смирнова, М. Гольбрайхт

    (По материалам прессы)

    Категория: Исторический калейдоскоп | Добавил: almatylit (10.11.2007)
    Просмотров: 2593 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]