Четверг
18.04.2024
22:34
Категории раздела
Любимый город мой [11]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [7]
Встречи [1]
Эссе [31]
Переводы [4]
Сказки [6]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Наше наследие

    Хрестоматия по русской литературе на изучение темы «Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Толстой и Восток. Толстой и Казахстан» для
    Исполнилось 150 лет поездке Л. Н. Толстого в Казахстан: в далеком 1862-м классик посетил Уральск, чтобы встретиться со своим боевым другом по обороне Севастополя, атаманом Уральского казачьего войска Аркадием Столыпиным. Однако современное поколение не достаточно широко понимает и знает то время. Поэтому настоящая работа посвящена теме «Толстой и Казахстан» да и ведь, в один голос твердят исследователи творчества Толстого, Лев Николаевич всегда был популярен в Казахстане. Исполнилось 150 лет поездке Л. Н. Толстого в Казахстан: в далеком 1862-м классик посетил Уральск, чтобы встретиться со своим боевым другом по обороне Севастополя, атаманом Уральского казачьего войска Аркадием Столыпиным. Однако современное поколение не достаточно широко понимает и знает то время. Поэтому настоящая работа посвящена теме «Толстой и Казахстан» да и ведь, в один голос твердят исследователи творчества Толстого, Лев Николаевич всегда был популярен в Казахстане.На исследовательскую работу «Лев Николаевич Толстой и Казахстан».
    Лев Николаевич Толстой и Казахстан
    Толстой–это целая вселенная,
    и Казахстан–важная и неотъемлемая часть,
    без которой вселенная была бы лишена
    многих своих самых ярких, живых красок.

    Введение
    Исполнилось 150 лет поездке Л. Н. Толстого в Казахстан: в далеком 1862-м классик посетил Уральск, чтобы встретиться со своим боевым другом по обороне Севастополя, атаманом Уральского казачьего войска Аркадием Столыпиным.Здесь Лев Толстой понавал жизнь коренных жителей и ураль-ских казаков, здесь знакомился с поэзией великих казахских акынов и черпал материалы для своих будущих произведений.Недаром один из самых ярких рассказов Толстого «За что?» (1906) связан с казахской землей – городом Уральском. Весьма символично, что это было последнее художественное произведение, вышедшее из-под пера гения мировой литературы. Толстовская тематика дает позитивный импульс русской и казахстанской культурам.Родину Льва Николаевича Толстого – Тульский край – связывает с Казахстаном не только жизнь и творчество великого писателя, но и боевое братство времен совместной борьбы наших народов с немецко-фашистскими захватчиками. В 1941 году на территории Тульской области героически сражались многие воин¬ские части, сформированные на территории Казахстана. Да и в целом, в один голос твердят исследователи творчества Толстого, Лев Николаевич всегда был популярен в Казахстане. Его произведениями восхищались видные казахские писатели и общественные деятели. Так, Абай Кунанбаев сравнил имя своего любимого писателя с солнцем, которое никогда не померкнет.

    Содержание
    Введение ....................................................................................................... 4
    Содержание ..................................................................................................7
    Основная часть
    1.Великий город Казахстана ..................................................................7-15
    2.Педагогическая деятельность Л.Н. Толсто-го....................................15-18
    3. Кочевье на Каракалык.........................................................................18-20
    4.“Большое спасибо скажет Вам за него польский народ”..................18-19
    5.Великие русские классики и исторические деятели бывали в
    Казахстане ............................................................................................19-22

    6.“Кто знает, они, может быть, казахи” ................................................22-25
    7.«..Всей душой он возлюбил справедливости дорогу» ....................25-26
    8.Имеются «кустанайские следы» ........................................................16-28
    9. Толстой – это целый мир ....................................................................29
    10. Албом «Л.Н. Тол-стой».......................................................................52
    11.Заключение ,вывод.............................................................................53
    10.Список литературы и интернет ресурсов........................................54

    Великий город Казахстана
    Уральск расположен на правом берегу среднего течения реки Урал и на левом берегу нижнего течения реки Чаган, в живописной степной равнине с высокими и крутыми речными ярами. Правый приток Чагана — река Деркул, протекает рядом с городом и его пригородом — посёлком Деркул. Самая высокая возвышенность — Свистун-гора, расположенная между пригородными посёлками Зачаганск и Круглоозёрное.Уральск является административным центром Западно-Казахстанской области, занимает северную часть Прикаспийской низменности. Общая занимаемая площадь, включая пригороды, около 700 квадратных километров.Яицкий городок был основанв 1584 году (официально датой основания города считается 1613 год ,в 1988 году широко праздновалось 375-летие города).В 1846 году Уральск был причислен к разряду больших городов, став крупным торговым центром.
    Улица Льва Николаевича Толстого пересекает Уральск с запада на восток, начинаясь в пологой пойме Чагана и обрываясь на крутом яру Урала. Не то что проехать – пройти ее беспрепятственно решительно невозможно из-за особенностей архитектурной застройки города. Стесненная разнокалиберными домами до размеров узенького переулка, она то прихотливо извивается, то как бы подныривает под здания, исчезая на несколько кварталов, чтобы опять вынырнуть в совершенно неожиданном месте.

    Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого
    С 4 февраля 1862 года Лев Николаевич Толстой - стал издавать ежемесячный педагогический журнал «Ясная Поляна»,где главным сотрудником являлся он сам. Помимо статей теоретических, Толстой написал также ряд рассказов, басен и переложений. Соединённые вместе, педагогические статьи Толстого составили целый том собрания его сочинений. В своё время они остались незамеченными.Каждый номер журнала включал педагогический раздел .Анализ педагогического наследия Л.Н. Толстого в современной педагогической литературе. К настоящему времени усилиями историков педагогики дана объективная оценка «свободного воспитания» как общественно-педагогического течения среди демократической интеллигенции и земского учительства, развивавшегося в рамках общедемократического движения против сословной и государственной школы и официальной педагогики, ее догматизма и авторитарности. Это течение возникло в конце XIX века, организационного оформления не получило, единой идейно-теоретической платформы не имело. На страницах журнала «Свободное воспитание» выступали большевики, последователи толстовского вероучения, зарубежные педагоги демократической ориентации, интеллектуалы анархического толка. Только к последним могут быть отнесены в полной мере критические оценки свободного воспитания в целом. Демократическая отечественная общественность сразу квалифицировала их попытки создать новые формы педагогического бытия на базе «домов свободного ребенка» как беспочвенные выдумки, далекие от истинных интересов народа, способные лишь дискредитировать своей непродуманностью и дилетантизмом высокие идеалы и продуктивные идеи.Среди богатой, до бесконечности разнообразной деятельности Л.Н. Толстого работа его как педагога занимает особое место. В 1948 году, гораздо раньше, чем появились его литературные произведения, он уже проявил заботу об устройстве школ в своей местности, а его статья «В чем главная задача учителя» датирована 1909 годом.Более 60 лет, хотя и с перерывами, то как рядовой школьный учитель, то как педагог-публицист, то как редактор педагогического журнала или как составитель русской азбуки и книг для чтения работал Толстой, этот гениальный русский педагог, теоретик и мыслитель, в интересах народной школы.Толстой, как известно, решительно выступал против современной ему педагогической теории, против схоластической казенной школы, находившейся в руках эксплуататорских классов. Эта страстная критика шаблонной буржуазной педагогики, как и его кипучая педагогическая деятельность, проникнутая смелым экспериментом, вся оригинальная система его педагогических взглядов явились весомым вкладом в историю русской и зарубежной педагогики.
    Прогрессивные педагоги России ценили методическое творчество Толстого. Особо следует отметить оценку педагогического наследия Л.Н. Толстого такими виднейшими русскими методистами, как В.И. Водовозов и Д.Д. Семенов.В.И. Водовозов во многом не был согласен с Толстым, не принимал некоторые его теоретические положения, в том числе и его элементы теории «свободного воспитания», однако педагогическим сочинениям Толстого в целом давал положительную оценку. «Наконец, заявлял он, разборы русских педагогических сочинений, обсуждение таких любопытных явлений, как, например, «Ясная Поляна» Толстого, ближе относятся к кругу деятельности педагогического собрания, чем разбор немецких теорий». В передовой статье журнала № 1 за 1911г., посвященной памяти Л.Н. Толстого, дана высокая оценка Толстому как педагогу-мыслителю, который с тонкой проницательностью проникал в психологию ребенка и правдиво воссоздал в своих произведениях его внутренний мир.Оценивая педагогические сочинения Толстого, Кросби отмечает, что в них немало метких и глубоких наблюдений относительно взаимоотношений ученика и учителя, страницы эти по своему психологическому материалу драгоценны, и каждый, взявшийся за дело воспитания и обучения, должен быть знаком с ними. Хочется добавить к словам Кросби, что по глубине психологического анализа внутреннего мира детей, по силе критики формализма и ханжества официальной педагогической идеологии произведения Толстого не имеют равных.Высоко оценил педагогическую деятельность Толстого Я. Фрезе в своей книге «Идеи, обусловившие развитие русской и советской педагогики» (Гейдельберг, 1956 г.). Почему Толстой обратился к педагогике? К вопросам воспитания? К личности ребенка и учителя?
    Нам представляется, что ответы на заданные вопросы лежат в самой личности Толстого, который не был педагогом с официальной точки зрения, но был гениальным человеком, чья не имеющая покоя совесть и чья любовь к человеку, любовь к ребенку, признание его индивидуальности и неповторимости, уважения его личности и его прав, не давали Толстому покоя всю его долгую жизнь.
    Кочевья на речке Каралык
    Л.Н. Толстой был хорошо знаком с особенностями степной жизни. В 1885 году он написал рассказ « Ильяс» о переменчивой судьбе скотовода,который из богатого хозяина превратился в бедняка,однако чувствовал себя вполне счастливым.Л. Н. Толстой неоднократно бывал в уральских степях и долгие годы общался со степняками. 27 мая 1862 года Л. Н. Толстой приехал в Самару и оттуда направился в башкирское кочевье на речке Каралык, в 130 верстах от города. Ездивший вместе с писателем его яснополянский ученик В. С. Морозов впоследствии вспоминал, что все степняки, от старого до малого, полюбили Толстого: он умел находить общий язык и со стариками, и с молодежью, шутил и смеялся, принимал участие во всех башкирских играх.В первый приезд Толстой пробыл на Каралыке полтора месяца, здоровье его за это время значительно улучшилось, и в середине июля он выехал в Москву.В последующие два десятилетия Лев Николаевич часто приезжалк степнякам, с интересом изучал быт и фольклор народа. Вторично на КаралыкТолстой приехал 15 июня 1871 года. В тот же день он писал своей жене Софье Андреевне (урожденной Берс), что «степняки,» его узнали и приняли радостно. В том же письме он с огорчением сообщал, что у башкир «совсем не так хорошо, как было прежде. Землю у них отрезали лучшую, они стали пахать и большая часть не выкочевывает из зимних квартир». Однажды Толстой приехал на Каралык с сыном Ильей. «Мы ходили в степи смотреть табуны, - вспоминал Илья Львович. - Папа похвалил одну буланую лошадь, а когда мы собирались ехать домой, то эта лошадь оказалась привязанной около нашей оглобли». Дружбу со степняками Толстой сохранил на многие годы. Более двадцати лет поддерживал он связь с Мухаметом Рахматуллиным, приготовлявшим ему кумыс. Писатель любил играть в шашки с башкиром Хаджимуратом. Степан Андреевич Берс, шурин Толстого, писал в своих «Воспоминаниях о графе Толстом»: «На Каралыке Льва Николаевича больше всех развлекал шутник, худощавый, вертлявый и зажиточный башкирец Хаджимурат, а русские его звали Михаилом Ивановичем. Он удивительно играл в шашки и обладал несомненным юмором. От плохого произношения русского языка шутки его делались еще смешнее. Когда в игре в шашки требовалось обдумать несколько ходов вперед, он значительно поднимал указательный палец ко лбу и приговаривал: «большой думить надо».
    Это выражение заставляло смеяться всех окружающих, не исключая и степняков, и мы долго потом вспоминали его в Ясной Поляне». В письме к поэту А. А. Фету Толстой писал: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и в особенности по простоте и неиспорченности народа... Если бы начать описывать, то я исписал бы 100 листов, описывая здешний край и мои занятия». В первой половине июля 1872 г. Толстой приезжал на несколько дней в хутор на Таналыке. Летом следующего года он отдыхал на этом хуторе с семьей. 22 июня 1873 г. он писал критику Н. Н. Страхову: «Мы живем в самарской степи… первобытность природы и народа, с которым мы близки здесь, действует хорошо и на жену и на детей». В голодные 1873 и 1874 годы Л. Н. Толстой оказал большую помощь самарским крестьянам и башкирам. Он выступил со страстным «Письмом к издателям», в котором изложил собранный им материал о страшном голоде в этих краях. Выступление великого писателя произвело большое впечатление: в пользу голодающих было собрано 1887 тысяч рублей и 21 тысяча пудов хлеба. Толстой и сам оказал значительную материальную помощь голодающему населению. Летом 1875 г. Лев Николаевич снова с семьей отдыхал в башкирской степи. 20 июня Софья Андреевна писала сестре Т. А. Кузминской, что Толстой «отпивается кумысом, пропасть ходит», что «он здоров, загорел до черноты; конечно, ничего не пишет и проводит дни или в поле, или в кибитке башкирцаМухаметшаха». Зная любовь башкир к конским состязаниям, Толстой решил устроить скачки с ценными призами. Весть об этом быстро облетела окрестные деревни, и в назначенный день съехалось несколько тысяч башкир, татар, киргизов, уральских казаков и русских крестьян. Хорошо подготовленные, эти скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся, участники и зрители, два дня пировали, пили кумыс, ели баранину, конину. По вечерам устраивались борьба и другие состязания, в которых принимал активное участие и Толстой. Он любил слушать башкирскую музыку, особенно его восхищало горловое пение.В 1900 году по поручению Толстого в башкирские степи ездил слуга писателя Иван Зябров. Башкиры хорошо помнили писателя, много о нем расспрашивали и говорили: «Мы любим графа. Он добрый человек. Дай бог ему долго жить. Когда приедешь, скажи так: «Башкиры кланяются». Богатые впечатления о башкирах, накопленные за время пребывания в самарских степях, а также вакханалия расхищения башкирских земель и лесов послужили Толстому благодатным материалом для создания ряда произведений, в том числе рассказов «Ильяс» и «Много ли человеку земли нужно». В них писатель реалистически отразил ряд характерных черт из жизни, быта и фольклора башкир.. В рассказе «Ильяс», написанном в том же 1885, явственно сказалась толстовская идея «неп-ротивления злу», смирения перед судьбой.
    Таким образом можно сказать, что Лев Николаевич Толстой видит счастье не в богатстве и количестве земли, а в любви, согласии друг с другом и богом.
    “Большое спасибо скажет Вам за него польский народ”
    В 1906 году во втором томе книги “Круг чтения” был опубликован небольшой рассказ Л.Н.Толстого“За что?” Это произведение заинтересовало многих критиков. Сюжет рассказа “За что?” из времен польского восстания 30-х годоввзят из книги С.В.Максимова “Сибирь и каторга”... В рассказе, поражающем скоплением трагических несчастий, обрушивающихся нагероев,нашли отражения реальные события жизни семьи Мигурских: ссылка убежденного патриота в Уральск,борющегося за свободу своего отечества, смерть двух детей Мигурских, неудачная попытка бежать в Польшу, суд надМигурским новая ссылка на вечное поселение в Сибирь,куда за ни последовала Альбина.
    Великие русские классики и исторические деятели бывали в Казахстане.
    — Будущие императоры Александр II, Николай II посещали город Уральск в качестве атаманов всех казачьих войск России (это звание передавалось наследникам престола с рождения).
    — Емельян Пугачёв начал свой поход на Уральск со станицы Бударинской, в 85 километрах ниже по Уралу, взял город практически без боя, много лет спустя старики говорили Пушкину, что по сей день почитают его царем Петром, поэт записывает ответ на его вопрос о Пугачеве казака Пьянова: «Он для тебя Пугачев, отвечал мне сердито старик, а для меня он был великий государь Петр Федорович».
    — Генералиссимус А. В. Суворов был направлен императрицей Екатериной Великой, напуганной размахом крестьянской войны, для его подавления, одержал несколько побед и провел в Уральске первые допросы Пугачева, а затем этапировал его в Москву.
    — Академики А. Гумбольдт, П. С. Паллас были в Уральске, как в отправной точке своих азиатских маршрутов.
    — И. А. Крылов — маленький Ваня Крылов, сын капитана Андрея Крылова, коменданта гарнизона правительственных войск, провел при своем отце всю осаду крепости Михайло-Архангельского собора пугачевским войском.
    — А. С. Пушкин приехал в Уральск осенью 1833 года в сопровождении оренбургского чиновника, будущего автора словаря, В. И. Даля для сбора материалов к «Истории пугачевского бунта», беседовал с казаками, знавшими Пугачева лично. «Последнее письмо мое должна ты была получить из Оренбурга. Оттуда поехал я в Уральск — тамошний атаман и казаки приняли меня славно, дали мне два обеда, подпили за мое здоровье, наперерыв давали мне известия, в которых имел нужду, и накормили меня свежей икрой, при мне изготовленной» — из письма поэта жене.

    “Кто знает, они, может быть, казахи”
    В Казахстане движение «Алаш», которое создал и возглавил Алихан Букейханов, вошло в анналы нашей истории как попытка целого поколения национальных интеллектуалов защитить, сохранить и совершенствовать то, без чего не могло быть казахов как этноса – самостоятельное степное бытие. Букейханов стал продолжателем дела Абылайхана и Кенесары Касымова на новом витке национальной истории. В этом году мы отмечаем 140-ю годовщину со дня его рождения. Он прожил жизнь, в которой с лихвой хватало и радости побед, и горечи поражений. И он не был бы сыном своего века, если избежал бы гибели. С победой советской власти и с утверждением большевистской идеологии имя Алихана Букейханова было предано забвению, а если и упоминалось, то с неизбежными эпитетами - «буржуазный», «контрреволюционный» и так далее. Чьим врагом был Алихан и чему служил? Обратимся к фактам. Студентом, кроме основных предметов увлеченно изучает юриспруденцию, западную философию и русскую классическую литературу. Его любимыми писателями становятся Л.Н. Толстой и В.Г. Короленко. Начав в те годы переводить Толстого на казахский язык, он не оставляет этого занятия до конца своей жизни. И надо заметить: переводы А.Букейханова по сей день остаются непревзойденными. Он не только переводил, но глубоко и с большим волнением комментировал тексты Толстого, этого «последнего из пророков. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин.
    Именно, поэтому он переводит произведения на казахский язык. Он родился 5 марта 1866 года в седьмом ауле Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Род Букейхановых принадлежал к чингизидам, то есть, к степной аристократии. Сын хана Букея (умер в 1817 г.) султан Батыр являлся прадедом Алихана. Начальное образование Алихан Нурмухамед-улы получает в медресе и трехклассной русско-казахской школе. После окончания Каркаралинского городского трехгодичного училища поступает в Омское техническое училище. В 1890 году директор этого учебного заведения Н.Е. Доброхотов обращается к начальнику Каркаралинского уезда с прошением «продолжить выдавать султану Алихану Нурмухамедову стипендию киргизских обществ в размере 200 рублей, имея в виду весьма отличные его успехи и безупречное поведение». Благодаря этой стипендии Алихан получает высшее образование в Санкт-Петербургском императорском лесном институте. Казахская литературная элита во главе с А. Букейхановым ставила целью не только развитие отечественной литературы путем переводов сочинений великих русских классиков, но и собственное обучение, совершенствование на их примере, путем художественного слова служение своему народу”, – говорит Жандос Смагулов. По его словам, один из самых известных авторов переводов – Шакарим Кудайбердиев. А. Букейханов пишет о том, что Ш. Кудайбердиев знал Л. Толстого: “В глубокой степи, за 700 верст от Сибирской железной дороги, сидя в гостеприимной юрте богатого казаха, я рассказывал собравшимся старикам и молодежи о русских писателях и, в частности, о Л.Н. Толстом. Хозяин дома, богатый влиятельный казах, выслушав меня, улыбнулся, попросил жену достать его шкатулку, где он держал свой архив, и, вынув оттуда бумагу, передал мне. Оказалось, что казахи все знали ее содержание и, не желая обидеть подозрением мой рассказ, они высказали мнение, что они, т.е. русские писатели, вероятно, не русские, особенно Л.Н. Толстой. Все они должны быть мусульмане, иначе и быть не может. “Кто знает, они, может быть, казахи”, – заметил один старик”. Люди, так хорошо знавшим Л. Толстого и других русских писателей, был аул великого поэта казахского народа Абая Кунанбаева. А богатый влиятельный казах – классик казахской литературы Ш. Кудайбердиев.
    – Великий Абай говорил: “В поисках науки я изучал весь мир – обращал свой взор в обе стороны”. Будучи учеником Абая, продолжателем его мысли, Шакарим тоже обратил свое внимание на обе стороны света одновременно, стремясь познать мировое словесное искусство, впитать его в себя и направить во благо своего народа, – напоминает карагандинский ученый.
    Во второй половине своей жизни он обратился к европейской литературе, особенно выделяя для себя русскую литературу. Шакарим видел в ней источник духовности и прогресса для родного народа, призывая своих читателей овладеть наукой и искусством.
    Интересна история одного стихотворения Шакарима Кудайбердиева, посвященного Л. Толстому. Когда великий русский писатель в конце жизни подвергся гонениям церкви, казахский поэт откликнулся на это стихотворением “Жасымнан жетік білдім” (“С юных лет хорошо знал”). В далеком от Ясной Поляны Казахстане Шакарим слагает трогательные строки в поддержку великого еретика: “Всей душой он возлюбил справедливости дорогу, он владелец дум глубоких...”,“духовенство все не стоит и мизинца Льва Толстого”, “ученик я Льва Толстого”. Имя русского классика упоминается и в других стихотворениях Шакарима, преклонявшегося перед бескопромиссностью писателя в отстаивании гуманистических идеалов. Здесь надо отметить, что среди казахской общественности именно Шакарим был одним из первых, кто считал Толстого своим учителем и использовал в своих сочинениях лейтмотивы Толстого, – считает доктор наук Жандос Смагулов. Казахский писатель высоко ценил произведения великого русского классика, потому что, по его мнению, они способствовали воспитанию в читателях высоких нравственных качеств. Шакарим был в числе первых читателей Л.Н. Толстого из Средней Азии и Казахстана, кроме того, он стремился познакомить с творчеством русского писателя своих соотечественников, посвящая им свои творения. Его свободные переводы почти не отличались от оригиналов и были созвучны национальному колориту и пониманию казахов.
    В душу вглядись глубже, сам собою побудь… Философские параллели поиска Истины. Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Но особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана. Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ. С философией Льва Толстого его роднит направленность их педагогических воззрений – мысли о народе, идея его просвещения и воспитания. И Абай и Толстой свои этические мысли обрамляют в художественные формы: будь то поэзия или проза. Основная философская мысль обоих гениев в том, что человек не от природы нравственен или безнравственен, он становится тем или другим в процессе воспитания. Абай говорил: «Если бы в моих руках была бы власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек неисправим». Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». (Абай Книга слов.- Алматы, 1991.- с.345). Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение. Человек должен в этой космической «песчинке – на земле» найти свое место, найти себя и быть самим собой.
    «..Всей душой он возлюбил справедливости дорогу»
    Лев Николаевич всегда был популярен в Казахстане. Его произведениями восхища-лись видные казахские писатели и общественные деятели. Так, Абай Кунанбаев сравнил имя своего любимого писателя с солнцем, которое никогда не померкнет. Толстой в Казахстане. Веление судьбы? Случайность или насущная необходимость? Чья? В ком или в чем? Древняя мудрость гласит: «Когда рождается вопрос, рождается и ответ. Его нужно только найти». Последняя повесть писателя – это мотивы Кавказа. Самое последнее в жизни автора «Войны и мира» художественное произведение – мотивы Казахстана. Если на все воля Всевышнего, то приезд Толстого в Казахстан – ее воплощение. А еще было понятно, что только отлученный от церкви граф Лев Толстой мог собрать в одно время, в одном месте на молитву православных, католиков и мусульман. Когда-то великий казахский просветитель и гуманист Шакарим Кудайбердиев написал после отлучения Толстого от церкви трогательное до глубины души стихотворение «Жасымнан жетiк бiлдiм», где очень поэтично и точно сформулировал жизненную позицию яснополянского старца: «..Всей душой он возлюбил справедливости дорогу» А справедливость – она одна, и она не зависит от национальности и вероисповедания. Он приезжал повидать своего боевого товарища по Севастопольской обороне, атамана Уральского казачьего войска генерала Столыпина.Это было короткое время физического пребывания Толстого на казахской земле. Но духовно, своим творчеством, перепиской с казахскими единомышленниками Толстой прожил в Казахстане намного дольше, и я надеюсь, он до сих пор здесь жив. Толстой – это целая Вселенная, и Казахстан – ее важная и неотъемлемая часть, без которой Вселенная была бы лишена многих своих самых ярких, живых красок.
    И еще может быть, со временем в Казахстане будет построен памятник великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому в кругу современников и единомышленников, среди которых непременно будут великий казахский философ-акын Абай Кунанбаев и его последователь племянник – поэт Шакарим Кудайбердиев, написавший в своих стихах «Я ученик Льва Толстого».
    Имеются «кустанайские следы»
    Но унас есть напоминание и детище эта областная библиотека имен Л .Н. Толстого.
    В дореволюционном Казахстане библиотеки создавались, главным образом, в губернских и уездных городах, где преобладало русское население. В имеющихся документах библиотеки отмечается следующее: «С января 1936 года, в связи с образованием Кустанайской области, городская библиотека стала именоваться областной библиотекой». В 1949 году, в 120-летний юбилей великого русского писателя Льва Николаевича Толстого библиотеке было присвоено его имя. О том, что это имя присвоено библиотеке не случайно, свидетельствуют архивные документы. Особый интерес в наследии Л.Н.Толстого заслуживает неопубликованная переписка с читателями-крестьянами. В последние годы жизни Л.Н.Толстой получал множество писем из самых отдаленных уголков России, в том числе и из национальных окраин. Ни одна строка не оставалась без внимания адресата, о чем свиде-тельствуют ответные письма и пометки писателя на полученной корреспонденции. Примечательной в этом отношении представляется переписка с крестьянами Кустанайского уезда Тургайской губернии. В фондах московского музея Л.Н.Толстого имеются «кустанайские следы»: более десяти отлично сохранившихся писем кустанайцев В.И.Касиванова и И.В.Колесникова. На каждом – личные пометки писателя. Немалый интерес в этом плане представляют местные источники, в том числе фонды литературного музея Кустанайского пединститута. Материалы, рассказывающие о переписке Льва Николаевича с кустанайцами, были собраны ныне покойным профессором Кустанайского педагогического института Н.И.Кандалиным, который занимался исследовательской работой по этому вопросу и не раз посещал музей Л.Н.Толстого в Москве
    Переписка Л.Н.Толстого с кустанайцем Василием Исаевичем Касивановым относится к 1907-1908 гг. В эту пору Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне. В.Касиванов – выходец из крестьян Самарской губернии, переселившихся в казахское Зауралье. 24 января отсюда и было отправлено письмо Л.Н.Толстому. Автор говорит о своей заинтересованности сочинениями писателя, просит сообщить, как и где можно приобрести его книги. Секретарь Толстого на конверте письма Касиванова пометил: «Касиванов просит книг. Кустанай». Прочитав письмо, писатель не отказал «захолустному уголку» и распорядился: «Послать книги». Второе письмо, посланное 25 мая того же года, свидетельствует о том, что книги пришли по назначению. От своего имени, от имени слушателей книг Толстого (книги читали вслух, т. к. большинство кустанайских крестьян было неграмотно) Касиванов начертал: «Не могу описать, с каким увлечением заслушиваются мужички-землерои, когда читаешь Ваше правдивое учение, ведущее прямым путем от вечного рабства к равенству и свободе».Третье письмо В.Касиванова, написанное 31 марта 1908 года, - пожалуй, наиболее интересное. Кроме благодарности за полученные в подарок книги («пятнадцать брошюрок»), письмо содержит примечательные размышления о жизни трудового народа и его вождях.ПерепискаЛ.Н.Толстого с И.В.Колесниковым еще более значительна. Сохранились девять писем Колесникова Толстому (половина из них написана в Челябинской тюрьме), два ответных письма писателя (одно из них подписано «Брат ваш Лев Толстой»), воспоминания В.Молочкова об отношении писателя к Колесникову, дневниковые записи о Колесникове самого Толстого и его статья «О веках», в которой значительное место занимает цитирование и анализ одного из писем И.Колесникова. В.А.Молочников, посетивший Л.Н.Толстого 1 мая 1909 года, вспоминает, что писатель и в разговорах не однажды противопоставлял это письмо сборнику «Вехи». Его особенно трогало то, что автор письма – крестьянин, который безграмотно, но, по его мнению очень верно подходит к самой сути причин бедственной жизни. «Бьет в самый центр, - с восторгом замечал Лев Николаевич. – Фотографировать надо это письмо». 21 мая 1909 года Лев Николаевич в «Дневнике» снова вспоминает о письме Колесникова: «Вчера утром был корреспондент «Русского слова». Я рассказал ему и продиктовал о «Вехах»… Письмо мужика уж очень – и законно – хочется сделать известным». Переписка Л.Толстого с кустанайцами позволяет говорить о том, что влияние писателя на крестьянские массы было поистине безграничным не только в центральной России, но и в окраинных национальных регионах страны, причём воздействие в процессе общения было обоюдным. Главная библиотека области, для большинства костанайцев просто «Толстовка», носит имя знаменитого писателя уже около 60 лет, удивляя, радуя и обогащая жителей города.Слова Льва Николаевича: «Суть книги – вечна… Суть эта – увековечивание мысли» - можно с полным правом отнести к нашей библиотеке.
    Имя писателя мирового масштаба значит очень многое для нашей библиотеки: труды Л. Н. Толстого не стоят на библиотечных стеллажах без движения, а постоянно в читательских руках.И это неудивительно, ведь они, как бы громко это ни было сказано, помогают жить, заставляют мыслить и творить.В 1997 году ОУНБ им. Л. Н. Толстого получила грант всемирно известного фонда "Сорос". «Толстовка» участвовала в конкурсе, организованном фондами "Сорос", «Евразия» и Институтом открытого общества, и вошла в пятерку победителей. Благодаря гранту, был открыт доступ к сети Интернет, приобретены новые технологии, получены приглашения на поэтапно обучающие семинары, приобретено большое количество новой литературы. Участие в мегапроекте «Пушкинская библиотека» пополнило фонд значительным количеством литературы лучших российских издательств, а также электронными носителями информации.В 1998 году, к 170-летию со дня рождения Л.Н.Толстого, в гостиной библиотеки была открыта постоянно действующая выставка, названная словамиА.М.Горького: «Толстой – это целый мир». Среди книг выставки - тома собрания сочинений и отдельные произведения писателей, в том числе репринтное издание «Азбуки», вышедшей в свет в 1872 году, репродукции картин И.Репина и И.Крамского, фотографии, снятые современниками Толстого, иллюстрации к его романам, воспоминания о Толстом его детей и т. д.ОУНБ им. Л.Н.Толстого сегодня – это новая модель библиотеки, которая работает с электронной информацией, систематизирует ресурсы Интернет, предоставляет разнообразные электронные услуги и в целом уверенно связывает своё будущее с внедрением новейших технологий. ОУНБ им. Л.Н.Толстого - важнейший информационный, культурный, краеведческий и образовательный центр, главное хранилище произведений печати, изданных в Костанайской области, и литературы о крае, научно-методический центр для библиотек области.Более двадцати лет сотрудники библиотеки организуют различные вечера-встречи. Гостями библиотеки в разные годы были Сара Назарбаева, Абиш Кекильбаев, Чингиз Айтматов, Иван Шеголихин, Морис Симашко и другие.ОУНБ им. Л. Н. Толстого не стоит на месте – она развивается, укрепляя свои позиции и внося значительный вклад в общебиблиотечное дело. Есть такое выражение: «Библиотеки – это мост из прошлого в будущее». Выражение это подходит к сегодняшней жизни «Толстовки».
    Толстой – это целый мир
    Лев Толстой – это наш писатель не только потому, что он побывал в Казахстане и это тем или иным образом отозвалось в его творчестве, его идеи и воззрения востребованы нашим обществом, переживающим эпохальные перемены, оказавшимся на стыке происходящих цивилизационных разломов и противостояний. Ненасилие, терпимость, согласие, культурное и духовное обновление и самоочищение – как все это нам сейчас нужно! Стихии мировых рыночной и информационной революций охватили все страны постсоветского пространства. Проблема самоопределения в этом стремительно изменяющемся, глобально взаимозависимом мире стоит перед каждой страной, народом и перед каждым человеком, который хочет оставаться личностью, а не просто выживающим человеческим существом. Духовные поиски Толстого, его художественное, проповедническое слово, обращенное к поколениям ХXI века могут и должны быть поняты и восприняты.
    Толстой – это неотъемлемая часть нашего общего культурного наследия и мы должны понять, осознать и оценить его роль в современной жизни российского и казахстанского обществ.
    Категория: Наше наследие | Добавил: Венера7807 (21.10.2014) | Автор: Шолпан Сабыровна E
    Просмотров: 2547 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]