Четверг
25.04.2024
05:26
Категории раздела
Любимый город мой [11]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [7]
Встречи [1]
Эссе [31]
Переводы [4]
Сказки [6]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Сказки

    Литературная викторина по творчеству К.Чуковского
    План викторины:
    Вступительное слово учителя.
    I тур – «Вспомни сказку».
    II тур - «Кто есть кто».
    III тур. «Конкурс знатоков».
    Аукцион
    IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
    V тур. «Музыкальная страничка»
    VI тур. «Расшифруйте имена сказочных героев».
    Подведение итогов и награждение победителей.
    - Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
    1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.
    Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
    – Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
    - Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
    Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
    Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.
    I тур. «Вспомни сказку».
    - Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.
    Веселится народ-
    Муха замуж идёт
    За лихого, удалого
    Молодого… (комара)
    «Муха – Цокотуха» Нет – нет! Соловей
    Не поёт для свиней
    Позовите-ка лучше… (ворону)
    «Телефон» И мне не надо
    Ни мармелада, ни шоколада
    А только маленьких,
    Ну очень маленьких… (детей)
    «Бармалей»
    Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек и зверей,
    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор… (Айболит)
    «Айболит» Только вдруг из – за кусточка
    Из-за синего лесочка,
    Из далёких из полей
    Прилетает… (воробей)
    «Тараканище» А посуда вперёд и вперёд
    По полям, по болотам идёт.
    И чайник сказал утюгу
    - Я больше идти… (не могу).
    «Федорино горе»

    А за ним – то народ
    И поёт, и орёт:
    - Вот урод, так урод!
    Что за нос, что за рот!
    И откуда такое… (чудовище).
    «Крокодил» Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало.
    Глянул заинька в окно,
    Стало заиньке… (темно).
    «Краденое солнце».
    Свинки замяукали – мяу – мяу,
    Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
    «Путаница»

    – С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без “Айболита”, “Федорина горя”, “ Телефона”… Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться . Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
    II тур. «Кто есть кто».
    - Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
    Айболит - (доктор)
    Бармалей - (разбойник)
    Федора - (бабушка)
    Каракула - (акула)
    Мойдодыр - (умывальник)
    Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
    Цокотуха - (муха)
    Барабек - (обжора)
    Рыжий, усатый великан - (таракан)
    - Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
    III тур. «Конкурс знатоков».
    - Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

    По горизонтали:
    1. Имя акулы в сказках Чуковского.
    И акула Каракула
    Правым глазом подмигнула
    И хохочет, и хохочет,
    Будто кто её щекочет. (Айболит)
    2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
    Вот и стал Таракан победителем,
    И лесов и полей повелителем.
    Покорилися звери усатому.
    (Чтоб ему провалиться, проклятому!)
    А он между ними похаживает,
    Золоченое брюхо поглаживает:
    "Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
    Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

    3. Имя мухи – именинницы.
    Муха, Муха-Цокотуха,
    Позолоченное брюхо!
    Муха по полю пошла,
    Муха денежку нашла.
    4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
    Вдруг навстречу мой хороший,
    Мой любимый Крокодил.
    Он с Тотошей и Кокошей
    По аллее проходил
    5. Умывальников начальник и мочалок командир.
    Я - Великий Умывальник,
    Знаменитый Мойдодыр,
    Умывальников Начальник
    И мочалок Командир!
    6. Кто вернул краденое солнце?
    Не стерпел Медведь,
    Заревел Медведь,
    И на злого врага налетел Медведь.

    Уж он мял его и ломал его:
    "Подавай сюда наше солнышко!"

    Испугался Крокодил,
    Завопил, заголосил, а из пасти
    Из зубастой солнце вывалилось,
    В небо выкатилось!
    Побежало по кустам,
    По берёзовым листам.
    7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
    И встал Айболит, побежал Айболит.
    По полям, но лесам, по лугам он бежит.
    И одно только слово твердит Айболит:
    "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
    8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
    Наш бегемот провалился в болото...
    - Провалился в болото?
    - Да!
    И ни туда, ни сюда!
    О, если вы не придете -
    Он утонет, утонет в болоте,
    Умрет, пропадет
    Бегемот!!! (телефон)
    По вертикали:
    Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ
    Аукцион.
    1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
    2.Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
    3.В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
    4.Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
    5.Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
    6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
    7.На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
    8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
    9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
    10.Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
    - Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
    Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
    IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».
    - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
    Телефон (У меня зазвонил телефон)
    Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
    Мыло (Вот и мыло подскочило)
    Блюдце (А за ними блюдца)
    Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
    Термометр (И ставит им градусник)
    Сито (Скачет сито по полям)
    Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
    Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
    Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
    Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
    Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
    - Стихи Чуковского очень музыкальны. Например, к сказке “Мойдодыр” композитор Ю. Левитин написал оперу. (Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.) Вначале звучит “Увертюра” – вступление к опере. Звучат фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: “Рано утром, на рассвете умываются мышата”. Финал оперы радостный. Звучит гимн воде.
    V тур. «Музыкальная страничка»
    1. Бармалей
    2. Муха –Цокотуха
    3. Крокодил
    4. Айболит
    5. Федорино горе
    6. Мойдодыр
    7. Тараканище
    8. Телефон

    - К.И.Чуковский рассказывал: “ У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.
    VI тур.« Расшифруйте имена сказочных героев».
    - Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
    БРМЛЙ ЦКТХ
    МЙДДР ФДР
    ЙБЛТ ТРКНЩ
    КРКДЛ КРКЛ
    (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)
    - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.
    VII тур «Героический поступок»
    - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.
    Айболит Зажгли море.
    Воробей Проглотил солнце.
    Крокодил Помыла свою посуду.
    Комар Вернул солнце в небо.
    Федора Потушила море.
    Медведь Спас Муху – Цокотуху.
    Бабочка Съел таракана.
    Лисички Вылечил зверей.

    VIII тур «Найди связь»
    – На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
    – Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
    – Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
    – Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
    – Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
    - Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и награждение победителей.
    Нам жалко дедушку Корнея:
    В сравненье с нами он отстал,
    Поскольку в детстве “ Бармалея ”
    И “ Крокодила” не читал,
    Не восхищался “Телефоном”
    И в “Тараканище” не вник.
    Как вырос он таким учёным,
    Не зная самых главных книг?
    - Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

    Подведение итогов викторины
    Категория: Сказки | Добавил: Тилектесовна (10.11.2014) | Автор: Айсулу E
    Просмотров: 861 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 Венера7807  
    0
    Молодец ! Отличная викторина!

    1 Тилектесовна  
    0
    Как можно получить свидетельство о публикации?

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]