Воскресенье
23.07.2017
07:41
Категории раздела
Русский язык [30]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Литература

    Конспект урока литературы по повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное Ухо"
    Литературное чтение 4 класс
    Тема: Г.Н. Троепольский "Белый Бим Черное Ухо" ( 3 урок)
    Учитель: Лиске Елена Геннадьевна
    Пресногорьковская средняя школа
    Узункольского района
    Костанайской области.

    Цели:

    Обобщить изученный материал по произведению;
    формировать навыки литературоведческого анализа текста.
    развивать творческие способности (речевые, художественные);
    учить работать с информацией;
    воспитывать любовь, доброту, сострадание ко всему живому;

    Оформление и оборудование:
    1. Картины, рисунки, портрет Г. Троепольского.
    2. Высказывания о природе: "Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными". Л. Толстой.
    3. Высказывание автора: "В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности".
    4. Словарь чувств: человечность, милосердие, сострадание, гуманность, великодушие, жестокость, бездушие, зло, ограниченность, жалость и т.д.
    ХОД УРОКА
    1.Психологический настрой
    Прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите уверенность в том, что все у вас получится.
    Пусть все получится…
    Не жалейте сердца,
    Не таите доброты и нежности своей.
    И своих прозрений и открытий
    Не держите втайне от людей…

    2. Целеполагание: Сегодня на уроке литературы мы завершим изучение замечательной повести, трогательной и очень печальной, которая не может не затронуть все лучшие струны человеческой души, представим презентацию нашего проекта "Мой верный друг".

    3.Вступительное слово учителя.
    Человеческая жизнь - великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.
    Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же.
    . Музыкальное оформление. Л.В. Бетховен. "Лунная соната"

    Великий русский поэт С. Есенин не просто верил в существование кровной связи человека с миром природы, он чувствовал себя ее частью, старшим братом разумного зверя. Он говорил своему знакомому художнику:
    -У тебя, Ильюша, просто собачья любовь к природе
    -Почему собачья?
    -Да, как тебе сказать. Мне кажется, что по-настоящему любят и понимают природу только животные … и еще растения. Ты тоже, по-моему, не человек, а большая умная собака. И если тебя погладить, то ты растрогаешься и заплачешь собачьими слезами.
    Это, конечно, метафора. Но она содержит правду, Есенин не только чувствовал, любил природу, но и понимал неизреченные души зверей.
    Этот уникальный дар - понимать окружающий мир - дан не каждому.
    2. Выяснение читательского восприятия.
    Вот и эту повесть мог написать только тот человек, который очень любит природу, тонко чувствует её.

    - Почему повесть так названа?
    Итак, главный герой повести - Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле. Я думаю,что наш урок можно назвать так: "Бим в нашем сердце…". Как вы считаете?
    Портрет Бима (с обложки книги)
    Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
    Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой. Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словарь.
    Интеллигентный (выдержка из словаря)
    А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
    3. Анализ текста.
    Почему писателю удалось хорошо изобразить собаку? (Он знает, понимает внутренний мир животных, любит их)
    Портрет Г. Троепольского
    Кого напоминает вам этот портрет? (Ивана Ивановича)
    Можно ли отнести эпитет "интеллигентный" к хозяину Бима?
    Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
    Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: "забывал войну, невзгоды, одиночество", "усталые, добрые, ласковые после охоты", "дружба, казалось, будет вечной").
    На чем строились их отношения? Какие чувства они испытывали друг к другу?

    Цитата со слов: "Каждый понимал каждого и не требовал больше того, что мог дать…"

    Как складывается жизнь Бима после того, как заболел хозяин? (Тоскует, ищет, ждет)
    Когда Бим понял, что хозяин жив? (Получил письмо)
    Обращаемся к рисунку, выполненному учеником.
    Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!
    На фоне музыки учитель читает стихотворение:
    С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
    Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
    Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
    Пусть год пройдет, и век пройдет,
    А Бим все ждет…

    -Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему?
    Составление диаграммы Венна (работа в группе)
    Добрые: Злые:

    Злые люди безымянны: нет души, нет имени.
    Учащиеся рассказывают о тех людях, с которыми встречался Бим.
    Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.
    Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу.
    Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека. -Добрых людей много, почему же зло победило?
    - С каким чувством вы закрыли последнюю страницу?
    -Какой эпизод вызвал у вас особые чувства, особое волнение? (зачитывают)
    Мы прочитали только некоторые главы из повести,и я уверена, что вас заинтересовала эта книга, взволновала, и у вас появится желание прочитать ее всю, полностью(обложки книги, электронный вариант)
    А так же я могу посоветовать посмотреть одноименный фильм по этой повести.
    В фильме мы можем прочувствовать состояние Бима еще и через музыку.
    - Обратите внимание на музыку в видеофрагменте и скажите, удалось ли композитору передать внутреннее состояние Бима ?

    Просмотр фрагмента фильма "Белый Бим…"
    - Что вы услышали в этой музыке?
    -Таким ли вы представляли себе Бима?
    -Если нет, то каким?

    5. Обобщение ответов учащихся.
    Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки - укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
    Какой след оставил Бим на земле?

    А в вашем сердце?
    Как вы думаете, почему повесть закончилась трагически?
    Что хотел донести до читателя автор?
    (цитата)

    Никто из читателей не остается равнодушным к судьбе Бима. Ваш сверстник после прочтения повести написал стихотворение, послушайте.
    (рисунок Бима). Ученица читает стихотворение
    С грустью брожу я по городу,
    Озадачен вопросом одним:
    "Где разыскать эту гордую
    Собаку по имени Бим…"
    Мне в твое ухо бы черное
    Прошептать, как ты мною любим,
    Мысли твои все прочел бы я,
    Ты - друг мой, ты - ласковый Бим.
    Город встречается с вечером,
    И трамваи проходят, звеня.
    Ищет тепла человеческого
    Мой Бим. Так ищи же меня!
    Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение? (Гамму чувств дети выстраивают на доске. Из слов милосердие, жалость, доброта, жестокость,зло, радость и др. выбирают те, которые испытали.)
    А какие слова ключевые в этом стихотворении?
    (ты друг мой)
    Повесть настолько тронула читателей, что она была переведена на 15 языков мира, изучается в школах разных стран, а на родине писателя, в Воронеже Биму поставили памятник. Бим сидит прямо на земле и выражение его глаз говорит о том, что он ждет и будет ждать несмотря ни на что…

    6. Заключительный этап.. (Л.В. Бетховен "Лунная соната") Л.Н.Толстой сказал:
    "Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть счастлив тот, кто жесток с животными".
    И потому воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. Боль меньшего брата прими, как свою, а когда станешь строителем, пахарем, геологом, рабочим, думай не только о ведомстве науки, но и о "кладовой солнца", в которой все подчинено мудрому природному закону. Уважай его, тогда и он тебя уважит.
    Я думаю, вы не забудете Бима, ведь у вас есть свои верные, четвероногие друзья, которых вы любите, жалеете, отдаете часть своей души.

    О них, своих любимцах вы написали мини-сочинения.
    А так же мы провели исследование и его результаты мы сейчас озвучим.

    Презентация коллективного проекта "Мой верный друг".
    Подведение итога урока.
    Ну что ж, ребята, вот и подошел к концу наш урок. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями.
    Передавая друг другу тепло своей руки, своей души, своего сердца , скажите, что изменилось в вас после прочтения этой повести…

    Оценки . Благодарю за урок и на память дарю календарики с изображением собак..
    Категория: Литература | Добавил: Liske-e (17.12.2014) | Автор: Лиске Елена Геннадьевна E
    Просмотров: 1906 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3  
    Спасибо за урок. Урок насыщенный, интересный.

    1  
    Урок построен грамотно. Прослеживается взаимосвязь:литература и музыка. Такие уроки всегда затрагивают струны человеческой души. Данный урок поможет воспитать в учениках любовь к природе, бережное отношение к животным.

    2  
    Спасибо за урок! Урок очень интересный, используются новые формы работы.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]