Открытый урок "Весна" по русскому языку в казахской средней школе
Открытый урок в 4 классе: Тема урока: «Весна», согласование существительных с прилагательным. Тип урока: Урок закрепление материала. Цели урока: 1. Формировать навык согласования сущ. + прил., конструирования предложений по схеме; 2. Развивать связную речь учащихся, обогащать словарный запас по теме «Весна», развивать наблюдательность, умение делать выводы и обобщения на основе собственных наблюдений; 3. Воспитывать у учащихся любознательность, интерес к природе, стремление хорошо учиться. Оборудование: - для учителя , предметные картинки (ведро, ель, семья, незнайка, апельсин; солнце, облака, птицы, снег), карточки-таблички со словами (весна; греет, светит, радует; острые, блестящие, прозрачные, безоблачное, чистое, голубое, сырой, грязный, рыхлый), набор карточек «Признаки весны», . - для учащихся , ручки с синей пастой.
Ход урока I. Мотивационно - целевой этап 1) Психологический настрой. – Доброе утро, ребята. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу . Сейчас у нас с вами начинается урок. Присаживайтесь. Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех! Был добрым! Всегда оставался человеком! 2) Актуализация прошлых знаний - Попробуйте расшифровать слово. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. На доске картинки: ведро, ель, семья, незнайка, апельсин. Какие буквы повторяются? Это и будет каллиграфическая минутка(Ее). Когда данная буква имеет два звука? - По первым звукам в словах нужно составить слово, которое будет обозначать речевую тему нашего занятия. Кто смог расшифровать? - Итак, речевая тема сегодняшнего урока «Весна». Скажите, а это новая тема? – Сегодня на уроке мы продолжим говорить о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить картину и рассказ о весне. 3). Проверка домашнего задания – Ребята, с чего начинается весна? Давайте вспомним самые первые признаки весны? Ученики выдвигают свои варианты ответов • День стал длиннее и светлее. • Днём стало пригревать солнышко. • Воздух стал теплее. • Снег чернеет и оседает. • Появляются сосульки. Пояснение учителя к этапу урока: Этот этап урока позволяет учителю выяснить степень подготовленности учащихся. ǀǀ. Операционно-познавательный этап. 1). Объяснение нового материала – Ребята, а отчего зависят все эти признаки весны? Что является причиной всех этих изменений? Ученики выдвигают свои варианты ответов. (Причиной всех этих изменений является солнце). - Итак, мы назвали первые признаки весны, которые происходят в неживой природе. И всё это происходит благодаря солнышку. Солнце поднимается выше, отсюда день становится длиннее, светлее, теплее. - А теперь кто больше назовёт «слов-признаков». Солнце какое? Какая часть речи в русском языке отвечает за признаки предметов? -2) Ребята, давайте составим красивое предложение о солнышке. Назовите в предложении словосочетание прил+сущ. А кто может сказать что у них общего? (род и число) 3)Работа в тетради 4). Физкультминутка Игра в мяч. - Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой прил.+сущ.
Цветок из стекла (стеклянный цветок) Сок из малины (малиновый сок) Окунь из моря (морской окунь) Дождь летом (летний дождь, дождливое лето) Дорога у деревни (деревенская дорога) Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз) Рано утром (раннее утро) 5)– Ребята, отгадайте загадку: Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый Кружевной и синий-синий! Учитель выслушивает 2-3 варианта ответов. (Это небо) - А теперь кто больше назовёт «слов-признаков». Какое может быть небо? - Ребята, давайте составим красивое предложение о весеннем небе. Ученики выдвигают свои варианты ответов. Ответы принимаются только полные. Сейчас попробуем выполнить следующее задание ,установить соответствия. Высокая, голубое, теплая , яркое, мягкий, весеннее Погода, ель, небо, солнце, снег, утро Вывод: 6)- Игра «Бывает ли так?». Я говорю фразу, а вы отвечаете: бывает ли так? - Весной, мы с ребятами сделали из снега горку и стали кататься. - Наступила весна, с крыш домов свисают сосульки. - Назовите, пожалуйста, прилагательные : сосульки какие? 7)- О ком мы ещё не сказали? Верно, о птицах. - А что делают птицы с приходом весны? У вас на столах лежат карточки, на которых написаны действия. Выберите правильные ответы. Весной птицы: - вьют гнёзда -улетают на юг -выводят птенцов -прилетают из тёплых стран 8)-Ребята, отгадайте, о чём мы будем говорить, если в этом слове 4 буквы: первая – «эс», последняя-«гэ». Верно, это снег. - Какой снег бывает весной? (: сырой, грязный, рыхлый). - Итак, мы с вами создали весеннюю картину. Давайте попробуем составить рассказ о весне, опираясь на нашу картину и слова-опоры. - Сейчас мы проверим, что вы запомнили на сегодняшнем уроке. Для этого вам нужно взять карточки с текстом и дополнить его теми словами, которые мы использовали сегодня на уроке. Текст. Наступает весна. День начинает заметно прибывать. С каждым днём _______ ______всё сильнее и _______ . Весной небо _______ и _______. С крыш домов свисают _______ , _________ и _________ сосульки. Снег становится _________, _________ и _________. По дорожкам ________ ручейки. Из тёплых стран вернулись ________. 9) Инструктаж дом.задания Придумать красивое стихотворение о весне или составить кроссворд. ǀǀǀ. Подведение итогов - Ребята, чем мы повторили сегодня на уроке? Как согласуются прилагательные с существительными? Что было сложным на уроке? Что понравилось? Мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, подбирали прилагательные , составляли рассказ о весне. - Я считаю, что сегодня на уроке вы все хорошо работали. Я хочу сказать, что все вы молодцы