Разработка урока русского языка в 4 классе на тему "Имя прилагательное как часть речи"
Тема: Имя прилагательное- как часть речи. Цель: Закрепить знания об имени прилагательном. Планируемые результаты: предметные: закрепление знаний о прилагательных, умений и навыков использования прилагательных в речи; личностные: понимание поставленной цели, проявление интереса к её решению; системно-деятельностные: умение работать в группе, группировать прилагательные в лексико-семантические группы, развивать логику высказываний. Тип урока: закрепление пройденного материала Основные формы обучения: групповая работа, индивидуальная работа Оборудование: слайдовая презентация, лист контроля, карточки с заданиями, сигнальные карты, рабочая тетрадь. Ход урока 1 этап. Организационный момент. (3мин) А) Круг радости. Могу быть маленьким, Могу быть большим, Могу быть толстым, Могу быть худым. Я такой, какой я есть. И я очень счастлив здесь! -Ребята, а хотите узнать, какими я вижу вас в школе? В школе вы бываете очень разные. На переменах: шумные, задорные, игривые, Порою даже шаловливые. А на уроках: важные, умные, послушные Серьёзные, задумчивые, Активные и артистичные. И для меня все очень симпатичные! В) Деление на группы (по цвету фишек)
2 этап. Мотивация к деятельности. (2мин) Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока Сообщение темы урока и постановка учебной задачи урока -Найдите лишнее слово и объясните почему. Подлежащее Прилагательное Сказуемое Определение - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? - Сегодня нам предстоит ответить на ряд вопросов. (вопросы под номерами на доске). Работать мы будем на листе контроля. После выполнения каждого задания нужно будет закрасить кружок по следующим критериям: легко -зеленым цветом, вызвало затруднение – жёлтым, трудно- красным)
3 этап: Интеллектуальные преобразования. Цель: выполнение практических заданий Вопрос 1: Какая часть речи называется именем прилагательным? (3 мин) Цель: дать определение имени прилагательному А) Работа в группах За одну минуту запиши на лепестках цветка прилагательные 1 группа: форма 2 группа: цвет 3 группа: вкус 4 группа: материал Б) Индивидуальная работа . (2мин) Задание №1. Найди пару. Мокрый сырой Душистый жадный Холодный морозный Верный храбрый Смелый надёжный Скупой ароматный - Что за пары образовались? Как называются такие слова? Какие из прилагательных характеризуют человека В) Работа в группах (5мин) Иногда, чтобы описать характер человека при помощи прилагательных, их сравнивают с животными Благородный как… Неуклюжий как… Упрямый как … Изворотливый как… Хитрая как… Надутый как… Здоровый как … Колючий как… Самопроверка по слайду Вопрос 2: Как изменяется имя прилагательное? Цель: выяснить, как изменяются имена прилагательные и какие окончания имеют А) Игра «Род имен прилагательных» (2 мин) (если я называю имя прилагательное мужского рода - руки вверх, женского рода – в стороны, среднего рода – на пояс) Белый снег, яркое солнце, зимняя прогулка, снежный ком, сильный ветер, пушистое облако, зелёная ель, проворная белка, умный дятел, снежное покрывало, удачный день - Как определить род у имён прилагательных? От чего зависит род имен прилагательных? Б) Индивидуальная работа (2мин) Задание №2 Измени данные слова так, чтобы они стояли во множественном числе. Выдели окончания. Пушистое облако – пушистые облака Высокая сосна - высокие сосны Верный друг-верные друзья - Почему изменились окончания ? - Определяется ли род у имен прилагательных во множественном числе? Физминутка (3 мин)
Вопрос 3: Каким членом предложения является имя прилагательное? Цель: выяснить роль прилагательных в речи и каким членом предложения является Самостоятельная работа Задание № 3 (3мин) Вставить пропущенные буквы. Выполнить разбор предложения. Выпал пуш..стый сне... . -Каким членом предложения является имя прилагательное?
Вопрос 4: Закончи предложение: Если бы не было слов, обозначающих признаки предметов, то… Задание №4 Тест 1. Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло. 2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. А) - ие; Б) - ее; В) - яя. 3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная.... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая. 4). Род и число имени прилагательного зависит от: А) имени существительного; Б) глагола; В) местоимения. 5. Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
4 этап: Контроль и оценка результатов деятельности. Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов Рефлексия учебной деятельности (4 мин) • Я испытывал затруднения, когда… • Я обращусь за помощью к …. • Я работал с…настроением. • Я…доволен собой.
Тест 1. Укажи имя прилагательное. А) утеплять; Б) теплый; В) тепло.
2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро. А) - ие; Б) - ее; В) - яя.
3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная.... А) гладкая; Б) короткая; В) толстая.
4). Род и число имени прилагательного зависит от: А) имени существительного; Б) глагола; В) местоимения.
5. Выберите верное утверждение: А) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим; Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым. В) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.