Пятница
19.04.2024
03:11
Категории раздела
Русский язык [34]
Литература [10]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Начальная школа » Русский язык

    Слово и его лексическое значение. Учение – мой труд. ( урок русского языка в 3 классе)
    Калыбаева Нурила Пернебековна,
    учитель начальных классов
    ГУ «Гимназия «Самопознание»
    ННПООЦ «Бобек»
    Урок русского языка в 3 классе
    Тема: Слово и его лексическое значение. Учение – мой труд.
    Цель:1) познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», совершенствовать умение понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;
    2)развитие внимания, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся, умения работать в группе.
    3)воспитание интереса к изучению предмета, чуткого отношения к родному языку, ответственного отношения к учёбе.
    Тип урока: урок изучения нового материала.
    Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый.
    Оснащение урока: толковые словари, бумага ,фломастеры, доска, мел, музыкальное сопровождение.
    Ход урока: 1. Организационный момент. Позитивный настрой (Горы).
    Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
    Выходя поутру из ворот.
    Понимаешь, у каждого в жизни,
    Предостаточно бед и забот.
    Разве любы нам хмурые лица
    Или чья-то сердитая речь?
    Ты улыбкой сумей поделиться,
    И ответную искру зажечь.
    - Подарите улыбки друг другу, себе! И мы начнем наш урок!
    2.Минутка чистописания.
    СсСс
    Слово
    Меньше слов, больше дела.
    -Как вы понимаете эту пословицу?
    3.Словарный диктант.
    Класс, ученик, учитель, дневник, тетрадь, портфель.
    -Какое слово может объединить эти слова в одну группу? Зачем вы ходите в школу?
    -Как должны вы относиться к главной своей обязанности – учёбе? Согласны ли вы с народной мудростью «Ленивый ученик в почёте не велик»? Почему?
    - Ребята, вы часто используете слово «класс». А задумывались вы над тем, сколько значений у этого слова? Попробуйте перечислить. ( Школьная комната для занятий; группа учащихся,; разряд
    чего - нибудь, выделяемый по качеству; степень, уровень чего – нибудь, ранг; в математике – множество). Как видите, у одного слова несколько значений. Кто догадался, над чем мы будем работать сегодня на уроке?
    3. Сообщение темы урока.
    - Cегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря.
    4.Цитата.
    - Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского
    «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”
    — Как вы понимаете смысл этой цитаты?
    5.Работа над новым материалом.
    а) Беседа.
    — А задумывались ли вы, сколько всего в русском языке слов?
    - Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.
    — Ребята, а что же такое вообще Слово?
    б) Чтение текста «Слово» в учебнике (стр. 14)
    - Докажите, что слово — самая удивительная вещь на свете.
    - Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).
    в) Запись терминов в тетрадь.
    Лексика — совокупность всех слов языка.
    Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает.
    — Как вы думаете, куда следует обратиться за помощью, если мы не знаем значение какого-либо слова? (К словарю)
    — Как называется такой словарь? (Толковый)
    6.Этап закрепления новых знаний .
    а) Игра «Как называется место, где…»
    (Класс делится на две команды. Одна команда задаёт место, другая записывает ответ.
    Затем дети меняются.)
    Продают хлеб, булочки- булочная,
    стригут – парикмахерская,
    шьют одежду – ателье,
    вас лечат - больница,
    дают на время книги – библиотека,
    зимой выращивают овощи – теплица,
    учат детей – школа,
    работают клоуны – цирк.
    - Определите, к какой части речи относятся слова – названия, укажите их род.
    б) Составь анаграмму.
    - Переставьте буквы в словах и запишите новые слова
    Сосна- (насос), барон- (набор), банка- (кабан),ласка-(скала),мошкара-( ромашка), атлас-(салат),стук- (куст),отвар-(автор), рост- (сорт),влага-(глава), шкала- (шакал), рост- (сорт).
    -Составьте предложение со словом ромашка и разберите его по членам предложения.
    в) Найди слова в слове.(1 слово одной команде, контроль за временем)
    Арифметика – рифма, фирма, арфа, ритмика и т.д Каникулы – кукла, кулак, луна, лак и т.д.
    7. Подведение итогов урока.
    -Что нового узнали на уроке? Что такое лексическое значение слова?
    -Слова бывают разные, одни радуют, другие огорчают. Я хотела бы завершить наш урок стихотворением - пожеланием А. Рыленкова о добрых словах.
    На доброе слово
    Не надо скупиться.
    Сказать это слово-
    Что дать напиться.
    Со словом обидным-
    Нельзя торопиться,
    Чтоб завтра
    Себя самого не стыдиться.
    8. Домашнее задание
    Выучить определения. Упражнение 43 на странице 15.
    9. Рефлексия
    Категория: Русский язык | Добавил: ТатьянаТатьянка (23.09.2015) | Автор: Калыбаева Нурила Пернебековна E
    Просмотров: 2062 | Теги: Познание, истина, слово | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]