Слово и его лексическое значение. Учение – мой труд. ( урок русского языка в 3 классе)
Калыбаева Нурила Пернебековна, учитель начальных классов ГУ «Гимназия «Самопознание» ННПООЦ «Бобек» Урок русского языка в 3 классе Тема: Слово и его лексическое значение. Учение – мой труд. Цель:1) познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», совершенствовать умение понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств; 2)развитие внимания, памяти, речи, орфографической зоркости учащихся, умения работать в группе. 3)воспитание интереса к изучению предмета, чуткого отношения к родному языку, ответственного отношения к учёбе. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично- поисковый. Оснащение урока: толковые словари, бумага ,фломастеры, доска, мел, музыкальное сопровождение. Ход урока: 1. Организационный момент. Позитивный настрой (Горы). Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни, Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться, И ответную искру зажечь. - Подарите улыбки друг другу, себе! И мы начнем наш урок! 2.Минутка чистописания. СсСс Слово Меньше слов, больше дела. -Как вы понимаете эту пословицу? 3.Словарный диктант. Класс, ученик, учитель, дневник, тетрадь, портфель. -Какое слово может объединить эти слова в одну группу? Зачем вы ходите в школу? -Как должны вы относиться к главной своей обязанности – учёбе? Согласны ли вы с народной мудростью «Ленивый ученик в почёте не велик»? Почему? - Ребята, вы часто используете слово «класс». А задумывались вы над тем, сколько значений у этого слова? Попробуйте перечислить. ( Школьная комната для занятий; группа учащихся,; разряд чего - нибудь, выделяемый по качеству; степень, уровень чего – нибудь, ранг; в математике – множество). Как видите, у одного слова несколько значений. Кто догадался, над чем мы будем работать сегодня на уроке? 3. Сообщение темы урока. - Cегодня перед вами стоит важная задача: вам предстоит узнать, что такое слово и его лексическое значение. Вы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чём заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря. 4.Цитата. - Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского «Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий” — Как вы понимаете смысл этой цитаты? 5.Работа над новым материалом. а) Беседа. — А задумывались ли вы, сколько всего в русском языке слов? - Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов. — Ребята, а что же такое вообще Слово? б) Чтение текста «Слово» в учебнике (стр. 14) - Докажите, что слово — самая удивительная вещь на свете. - Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки). в) Запись терминов в тетрадь. Лексика — совокупность всех слов языка. Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает. — Как вы думаете, куда следует обратиться за помощью, если мы не знаем значение какого-либо слова? (К словарю) — Как называется такой словарь? (Толковый) 6.Этап закрепления новых знаний . а) Игра «Как называется место, где…» (Класс делится на две команды. Одна команда задаёт место, другая записывает ответ. Затем дети меняются.) Продают хлеб, булочки- булочная, стригут – парикмахерская, шьют одежду – ателье, вас лечат - больница, дают на время книги – библиотека, зимой выращивают овощи – теплица, учат детей – школа, работают клоуны – цирк. - Определите, к какой части речи относятся слова – названия, укажите их род. б) Составь анаграмму. - Переставьте буквы в словах и запишите новые слова Сосна- (насос), барон- (набор), банка- (кабан),ласка-(скала),мошкара-( ромашка), атлас-(салат),стук- (куст),отвар-(автор), рост- (сорт),влага-(глава), шкала- (шакал), рост- (сорт). -Составьте предложение со словом ромашка и разберите его по членам предложения. в) Найди слова в слове.(1 слово одной команде, контроль за временем) Арифметика – рифма, фирма, арфа, ритмика и т.д Каникулы – кукла, кулак, луна, лак и т.д. 7. Подведение итогов урока. -Что нового узнали на уроке? Что такое лексическое значение слова? -Слова бывают разные, одни радуют, другие огорчают. Я хотела бы завершить наш урок стихотворением - пожеланием А. Рыленкова о добрых словах. На доброе слово Не надо скупиться. Сказать это слово- Что дать напиться. Со словом обидным- Нельзя торопиться, Чтоб завтра Себя самого не стыдиться. 8. Домашнее задание Выучить определения. Упражнение 43 на странице 15. 9. Рефлексия