Четверг
27.07.2017
07:41
Категории раздела
Любимый город мой [9]
Год Пушкина в Казахстане [14]
Год Пушкина в Казахстане. Год Абая в России
Во имя жизни [6]
Великая Отечественная война
Юбилеи [7]
Наши гости [4]
Поэзия [104]
Проза [36]
Наше наследие [6]
Встречи [1]
Эссе [29]
Переводы [4]
Сказки [5]
Миниатюры [3]
Astroliber [1]
Слово редактора [3]
Исторический калейдоскоп [2]
Песни об Алматы [18]
Поэзия: гости об Алматы [22]
Публикации в прессе [22]
Год русского языка [3]
Перышко [1]
Публицистика [3]
Зеленый портфель [2]
О нас пишут [1]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Альманах "Литературная Алма-Ата" » Публикации в прессе

    ОВЛАДЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ НАВЫКАМИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
    Cовременной школе нужен современный учитель. Главное качество современного учителя – высокий профессионализм, готовность к постоянному самосовершенствованию, понимание того, как научить детей учиться, приобретать не только знания, но и практические навыки, быть готовыми к их использованию в повседневной жизни. Учителю необходимо четкое понимание того, чему учить и как учить? На эти вопросы я получила ответы, обучаясь по Программе третьего уровня.
    Ученикам необходимо обладать критическим мышлением, так как этот вид мышления позволяет здраво судить о своих поступках и действиях других людей, объективно рассуждать, логично и последовательно поступать, принимать точку зрения других людей, признавать свои ошибки. Человек способен к «…осмыслению, анализу, синтезу и оценке информации, полученной в ходе наблюдения, опыта, размышления и рассуждений, что в дальнейшем может послужить основанием к действиям» [1, 188].
    Критическое мышление надо рассматривать в рамках иерархической модели навыков мышления (таксономия Блума), которая предполагает «…шесть этапов продвижения от низких процессов мышления к высоким: знание – понимание – применение – анализ – синтез – оценивание» [2].
    Для формирования у учеников критического мышления необходимы все уровни мыслительных процессов.
    Это было важно и для меня как учителя, так как заставило меня пересмотреть свои подходы к преподаванию и обучению. Только способный критически мыслить учитель может воспитать мыслящего ученика. Пришло понимание необходимости рефлексивного преподавания, которое помогает действовать в изменяющихся обстоятельствах, уделять время на обдумывание и изучение вопроса «почему мы действовали именно так?», «что происходит в классе на уроке?», корректировать собственные убеждения на основе полученного опыта.
    Модернизация Казахстанского образования ведет к изменению подходов в обучении школьников. Главная цель – научить ученика учиться, быть активным мыслителем и компетентной востребованной личностью. Ключевой фигурой в процессе обучения все-таки был и остается учитель.
    Исходя из вышеизложенного, учитывая условия класса, школы, и в целом современного образования, я пришла к выводу о том, что «Критическое мышление – это ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане» [1, 154].
    Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств [3]:
    Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
    Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
    Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
    Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
    Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
    Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
    Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети частенько испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех интересует, в чём причина этого. На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. Меня поиски привели к использованию технологии развития критического мышления.
    Сама технология предполагает следующее логическое построение урока: cтадия (фаза) вызова, в ходе которой учащимися активизируются знания, связанные с определенной темой урока (как правило, это знания, полученные на предыдущих уроках, а также знания, основанные на личном жизненном опыте учащихся).
    Стадия (фаза) осмысления, в ходе которой учащиеся знакомятся с новой информацией (темой урока), осмысливают ее, соотносят с тем, что знают об этой теме, вычленяют принципиально новое для себя.
    Стадия (фаза) рефлексии, в ходе которой происходит систематизация узнанного на уроке, а также осмысление собственных действий на пути решения главной задачи на уроке [4].
    Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы. Методических приёмов достаточно много, и все они направлены, в конечном счёте, на развитие речи. У меня сложилась своя система использования приемов технологии критического мышления на каждом из этапов урока.
    На стадии вызова практикую проведение приема “Веришь - не веришь”. Им можно вызвать аргументированные ответы по поводу проверки домашних заданий, кроме того, он может стать отправной точкой в получении нового материала, его осмысления. Например, на уроке русского языка после изучения темы «Виды связи в словосочетании» перед проверкой домашнего задания задаю вопрос: «Веришь ли ты, что словосочетания “горы Алтая” и “голубые вершины” являются согласованием?» После этого вопроса следует ответ-доказательство.
    На стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить прием «ключевые слова», по которым за 3-5 минут пишется "легенда", "рассказ", "история". Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей работы. Например, в 8 классе после урока «Историческая основа создания повести А.С. "Капитанская дочка"» на 1 этапе следующего на доске записываю слова: "1773-1775, Емельян Пугачев, А.С.Пушкин, Оренбург, 1832, старожилы, 3 тысячи, "История пугачевского бунта" , 1832 год, "Капитанская дочка", очерк, повесть, 18362. Если материал предыдущего урока усвоен, то учащиеся легко справляются с заданием. Прием “Корзина идей, понятий, имен ” часто используется мною на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты). Потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3минуты), а дальше “все знания по порядку складываются в “корзину”, причем, действительно все: и правильные, и неправильные. При работе по этой технологии я сразу поставила одно условие перед учащимися – стараться произносить, если это возможно, только полные ответы. В результате – прием сразу стал “работать” на развитие устной речи.
    В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот приём позволяет активизировать, приводить в действие все полученные ранее знания ребят. Приведу прием "корзины" на уроке русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание. Строение словосочетания». Сначала каждый из учеников записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее - все, что вспомнят). Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с "корзиной": я выслушиваю и записываю на доску поочередно ответы каждой группы, еще раз подчеркиваю, неправильные тоже. К ним мы вернемся на других стадиях урока, используя уже другие приемы.
    Практически на каждой стадии урока можно использовать элементы технологии критического мышления, особенно на стадии осмысления, используя прием «Наблюдение над языковым материалом». Очень важно продумывать составление вопросов низкого и высокого уровня. Способствуют развитию критического мышления вопросы высокого уровня, поэтому важно учить ребят составлять и различать их. Этот вид работы можно предложить ученикам во время чтения информационного и художественного текста.
    Прием «Инсерт» (маркировка текста) особенно эффективен на уроках русского языка - практически любой темы во время чтения информационного текста. Одной из форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. Этот приём позволяет проверить знания буквально каждого ученика, если время не позволяет заполнить таблицу на уроке, то можно продолжить её заполнение дома.
    Прием «Сводная таблица» можно использовать как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии, он помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать, учащиеся учатся применять полученные раннее знания в незнакомой ситуации.
    На этапе рефлексии, на мой взгляд, очень интересен прием создания кластеров (гроздьев) (схем, таблиц, рисунков…), который помогает структурировать учебный материал. Составление кластера позволяет думать и рассуждать свободно по любому поводу, совершать ошибки, исправлять их. Кроме того, на этом приеме можно построить и весь урок, например, при изучении частей речи; или серию уроков, например, при изучении лексики. Этот прием можно применять и на стадии вызова.
    Результативными являются художественные формы рефлексии по языковой и речевой теме, это и синквейны, и приём РАФТ (роль, аудитория, форма, тема).
    В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Мысли в стихотворении звучат красиво, они предстают в виде образов. Поэтому чрезвычайно эффективной формой рефлексии, на мой взгляд, является синквейн – пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме.
    Синквейны – это возможность резюмировать информацию. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся описывают суть понятия, или, по-другому, осуществляют рефлексию на основе полученных знаний. И если сначала они вызывают трудность в своём создании, то впоследствии - огромный интерес.
    Использование различных видов художественной поэзии на стадии рефлексии (синквейн, а также хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления. Поэзия помогает становлению навыка выражения своих чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение, повторение нового материала или работу с текстом гораздо более творческими. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки. Предложенные формы стихов достаточно просты для школьника. Используя предложенный алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов, успешно сочиняя интересные стихи. Но лучше всего синквейны получаются на уроках литературы, потому что есть более широкое поле для творчества.
    Используя приём «РАФТ», даю такие задания, например, написать письмо другу о том, что узнали по новой теме. Составить один вопрос, на который так и не получили ответа или который оказался непонятен.
    Работая с текстом, детям очень нравится приём «Чтение с остановками», где они имеют возможность прогнозировать, проявить свои творческие способности. Этот прием позволяет подвести учащихся к авторскому замыслу, сами дети понимают, что это возможно только при внимательном чтении авторского слова.
    Таким образом, технология критического мышления дает ученику:
    - повышение эффективности восприятия информации;
    - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
    - умение критически мыслить;
    - умение ответственно относиться к собственному образованию;
    - умение работать в сотрудничестве с другими;
    - повышение качества образования учеников;
    - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
    Технология критического мышления дает учителю:
    - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
    - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
    - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
    - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
    Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мои наблюдения за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности, который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности и учителя, и учеников от своей работы свидетельствуют о том, что используемая технология развития критического мышления в ряду других известных технологий может быть использована для формирования не только коммуникативных компетенций, но и других современных ключевых компетенций. Органичное включение работы по развитию критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. А мне дорого то, что мои ученики охотно сотрудничают со мной в постижении законов русского языка и мира художественной литературы.

    Литература:
    1. Руководство для учителя. Третий (базовый уровень),2012г., с.154 – 188.
    2. http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_03_01_04.htm.
    3. http://otherreferats.allbest.ru/, Критическое мышление как образовательная ценность.
    4. http://elenasadigova.ucoz.ru/, Сущность технологии критического мышления.
    Категория: Публикации в прессе | Добавил: света (24.03.2014) | Автор: Маркевич Светлана Сергеевна E
    Просмотров: 3089 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]