Пятница
24.11.2017
14:00
Категории раздела
Разработки уроков [156]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Библейская мифология и литература. К.Г.Паустовский "Телеграмма". 6 класс.
    Читайте, читайте, читайте! Читайте, не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг…
    К.Г.Паустовский

    Урок литературы в 6 классе на тему: «К.Г.Паустовский «Телеграмма».
    Цели урока: знакомство с личностью писателя и его творчеством на примере рассказа «Телеграмма»; погружение в творческий мир автора через выявление основной мысли рассказа и способов ее выражения; повторение отдельных теоретических понятий (таких как «пейзаж», «лирика», «художественные средства»); знакомство с понятиями «ирония» и «сарказм»; совершенствование навыков выразительного чтения и пересказа; самостоятельная работа учащихся.
    I. Организационный момент.
    II. Знакомство с писателем.
    1. Эпиграфы к уроку.
    Увидеть и познать можно либо своими глазами, либо с помощью книг.
    М.В.Ломоносов
    Читайте, читайте, читайте! Читайте, не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.… Только тогда перед вами откроется созданный писателем большой и прекрасный мир.
    К.Г.Паустовский
    2. Составить ДГ (денотатный граф) на основе справки о писателе, используя раздаточный материал (самостоятельно или под руководством учителя).
    Денотатный граф – краткая запись статьи или правила в виде схемы, составленной из ключевого понятия или слова (заголовок) и словосочетаний «глагол + существительное» или «существительное + существительное» из статьи или правила, которая помогает выявить и запомнить главное.
    Константин Георгиевич Паустовский
    (1892-1968)
    Родился Паустовский в Москве. Рос он в большой семье, где все увлекались искусством: много пели, играли на рояле, любили театр. В 6 классе гимназии вынужден был начать зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством с детьми богатых родителей. Именно в гимназии написал Паустовский свой первый рассказ. После гимназии учился в университете и работал кондуктором на московском трамвае, затем санитаром в госпитале. В 1915 году начал работать журналистом, много ездил по стране, много писал.
    Трудно разгадать тайну воздействия его таланта, но ясно одно: Паустовский захватывает нас сразу, целиком, и читатель подчиняется ему добровольно и радостно, ощущая душой каждую его фразу. Он открывает читателю родную природу, учит понимать и любить родину. Писатель любит природу не только солнечной и нарядной, он любит ее, как настоящий художник, и хмурой осенью, и косматой зимой.
    Почти во всех произведениях Паустовский живет вместе со своими героями. Из его книг мы узнаем об авторе гораздо больше, чем, если бы он рассказывал просто о себе. Мы узнаем его как очень доброго, неравнодушного человека. Его книги полны душевного внимания и доброты к человеку, пронизаны любовью к родине. Паустовский был одним из кандидатов на присуждение Нобелевской премии мира по литературе. И хотя он и не получил ее, это его большая заслуга. Писателю всегда была присуща скромность, которая при блистательном таланте составляет одно из свойств его обаяния. Паустовский обладает глубоким умом и чуткостью, сердечностью и благожелательностью к людям.
    Однажды, когда Паустовский прочел Максиму Горькому несколько строк любимого поэта, тот спросил: «Да Вы кто – прозаик или поэт? Пожалуй, поэт». Писатель Паустовский навсегда останется поэтом, художником слова, создателем целого мира образов.
    Литература:
    1) А.К.Аксенова. Литературное чтение. 7 класс. М «Просвещение» 2005.
    2) Р.Фраерман. Наш Паустовский. Газета «Известия» от 30.05.1967.

    3. Самопроверка ДГ.

    4. Почему Горький назвал Паустовского поэтом, если он писал прозаические произведения? /За чувствительность. За любовь к поэзии. За лирические отступления, которых в его произведениях всегда много. За сердечность повествования./ Разберемся? /Конечно./
    5. Выразительное чтение наизусть отрывка рассказа «Телеграмма» 1946 года (учитель или один из учеников).

    Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
    Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
    Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.
    По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.
    Пастуший рожок затих до весны …
    Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья …
    Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья …

    6. О чем прослушанный отрывок? /О поздней осени. Это описание пейзажа.
    Пейзаж – описание природы в литературе. Как правило, самостоятельной ценности в литературном произведении пейзаж не имеет. Он необходим, чтобы показать внутреннее состояние человека через жизнь природы./
    7. Самостоятельная работа. Какие художественные выразительные средства использует автор для создания картины осени?
    /Художественные средства – приемы создания художественных образов в литературе: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и другие./
    Художественное средство Пример из отрывка
    Эпитет «Рыхлые тучи»
    Метафора «Тучи тащились и цеплялись»
    Метафора + эпитет «Дождь назойливо сыпался»
    Эпитет + сравнение «Ночи тяжелые, как бессонница»
    Метафора + эпитет «Рассвет запаздывал и сочился нехотя»
    Олицетворение «Ветер свистел, сбивал …»
    Олицетворения Природа живая (тучи, дождь, рожок, ветер, ночи, рассвет)
    8. Какой род литературы использует эти приемы наиболее часто? В чем его особенность? / Лирика – род литературы. В лирическом произведении отражаются внутренние переживания лирического героя, его мысли и желания./ Кто же лирический герой рассказа? /Рассказчик, автор, повествователь./ Кто использовал подобный способ повествования до Паустовского? /Пушкин, Гоголь./
    9. Слово учителя.
    Вывод: в описании пейзажа Паустовский использует средства, которые обычно применяет лирика. Пейзаж получился лирическим: он не просто описывает фон будущих событий, а и настроение автора и героини – печаль. Главная метафора пейзажа – подсолнечник у забора – скрывает за собой главную героиню, Катерину Петровну.
    III. Образы персонажей рассказа.
    1. Знакомство с героями. Краткий выборочный пересказ текста («Катерина Петровна», «Настя»).
    2. Проверка письменного домашнего задания. Цитатный план характеристики героинь. Слайд № 4.
    Катерина Петровна
    «Сгорбленная, маленькая»
    «Доживала свой век»
    «Ослабела и не могла говорить громко»
    «Тяжело не то что ходить, а сидеть и лежать…Так тяжело!..»
    «Знала, что Насте не до нее, старухи»
    «Думала о ней /Насте/ все дни»

    Настя
    «Работы было много»
    «Письма Катерины Петровны вызывали у нее вздох облегчения»
    «Разве отсюда вырвешься!»
    «Вздрогнула от холода и поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка»
    «Никого же у меня в жизни нет»
    «Никто, кроме Катерины Петровны не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести»
    3. Как автор относится к ним? /С сочувствием - к Катерине Петровне. С укором и сожалением – к Насте./
    IV. Голос автора в рассказе.
     Слово учителя.
    Героинь автор описывает по-разному: Катерину Петровну – лирично (вспомним отрывок описания осени природы и жизни героини), а Настю – без тени лирики (по-деловому, потому что нет лирике места в официально-деловой обстановке ее забот). Но отношение свое к Насте он тоже проявляет, хотя и по-другому, даже более резко.
    Ирония – насмешка-иносказание; отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия, одобрения, когда высказывание обретает смысл, противоположный буквальному.
    Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная на разоблачении, обнажении подразумеваемого.
    Попробуем их обнаружить?
    Все герои рассказа относятся к Насте с иронией. Найдем ее? Слайд № 5.
    Гоголь «Усмехаясь»
    Секретарша Даша «Ухмыляясь»
    Тихон «Криво ухмыляясь», «Настасье Семеновне…Кому как не ей!»
    Старухи в Заборье «Дочка, видно, далеко залетела».
    Художники «Сольвейг» - героиня драматической поэмы Г.Ибсена «Пер Гюнт» (1866), деревенская девушка, ушедшая из семьи за всеми отвергнутым Пером Гюнтом. Сольвейг оттеняет беспокойную природу Пера, этого «перекати-поля». С ней почти ничего не происходит: обещала ждать Пера и прождала его всю жизнь, до глубокой старости. Сольвейг - воплощение извечной мужской мечты о женской верности, которая не зависит от времени.
    Автор Даже слова матери заставил звучать иронически: «Ненаглядная моя …»
    А что же сарказм? Так ли соответствует Настя своему портрету? Подвох кроется даже в портрете Насти: «нравилась самой себе». Это прямая параллель с Нарциссом – самовлюбленным героем древнегреческого мифа, эгоистом, погубившим нимфу Эхо. «Сольвейг» - идеал женского самопожертвования и вдруг – «холодные глаза». Слайд № 6.
    Першин «В наши дни забота о человеке становится… прекрасной реальностью…»
    Старый вспыльчивый художник «Благодарю. А то у нас, знаете ли, много болтающих о внимании…, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза».
     Слайд № 7. В прозаической литературе часто встречаются случаи, когда автор вкладывает свои сокровенные думы, основную идею произведения в уста одного из персонажей. Или даже нескольких сразу:
    За добро плати добром, не будь пустельгой …
    Тихон
    Много болтающих о внимании…, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза…
    Старый вспыльчивый художник
    Голос Паустовского звучит от тихого наставления до яркой вспышки чувств, гнева и возмущения. Тихон = тихое народное наставление. Старый вспыльчивый художник = сам автор, который не выдерживает двуличия героини (не случайно автор лишает этого персонажа имени).
    V. Итоги урока.
     В чем сходство героинь? /Одиночество. Настя повторит судьбу матери, только без надежды на встречу с родным человеком. Это страшнее. Это и есть наказание./
     Какое созвучное по теме и идее произведение мы уже читали? / «Станционный смотритель», Притча о блудном сыне из Библии./
     В чем разница причин поступков «блудных детей» из разных произведений?
    /В Библии – стремление к материальному благополучию. В «Станционном смотрителе» - личное счастье. В «Телеграмме» - суета, вечный поиск себя, который приводит, к сожалению, к потере себя./
     Основную идею рассказа можно сформулировать словами Библии. Слайд № 8.
    За добро плати добром…
    К.Г.Паустовский
    Наставь юношу при начале пути его:
    он не уклонится от него и когда постареет.
    Библия. Ветхий Завет
     С какими еще заветами из Библии перекликается рассказ?
    Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

    Почитай отца твоего и мать, чтобы продлились дни твои на земле.
     Свободный микрофон (желающие ученики высказывают мысли после обсуждения).
    VI. Домашнее задание.
     Эссе на тему: «Смысл названия рассказа «Телеграмма».

    Литература.
    1) «Русская словесность: миф и литература». Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Туниянц. А «Атамура» 2002
    2) «Русская словесность: миф и литература». Хрестоматия для 6 класса общеобразовательной школы. А «Атамура» 2002
    3) Литературоведческий словарь. /Любого года издания./
    4) Детская Библия. /Любое издание./
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Золушка (06.11.2014) | Автор: Сенчук Ольга Михайловна E
    Просмотров: 972 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 4
    2  
    Материал интересный.Использован интегрированный подход,разнообразие форм обучения,способствующих развитию личности учащихся.Имеет большую воспитательную ценность.Спасибо.Нина.

    4  
    Благодарю за добрые слова.

    1  
    Довольно затейливо и замысловато для 6 класса. Дети в этом возрасте, на мой взгляд, ещё морально не готовы для осмысления таких серьёзных вещей. Материал замечательный, но подходит больше для 8 класса.

    3  
    Спасибо за комментарий. Возможно, Вы и правы, но рассказ включен в программу 6 класса. Выбирать не приходится.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]