Библейская мифология и литература. К.Г.Паустовский "Телеграмма". 6 класс.
Читайте, читайте, читайте! Читайте, не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг… К.Г.Паустовский
Урок литературы в 6 классе на тему: «К.Г.Паустовский «Телеграмма». Цели урока: знакомство с личностью писателя и его творчеством на примере рассказа «Телеграмма»; погружение в творческий мир автора через выявление основной мысли рассказа и способов ее выражения; повторение отдельных теоретических понятий (таких как «пейзаж», «лирика», «художественные средства»); знакомство с понятиями «ирония» и «сарказм»; совершенствование навыков выразительного чтения и пересказа; самостоятельная работа учащихся. I. Организационный момент. II. Знакомство с писателем. 1. Эпиграфы к уроку. Увидеть и познать можно либо своими глазами, либо с помощью книг. М.В.Ломоносов Читайте, читайте, читайте! Читайте, не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг.… Только тогда перед вами откроется созданный писателем большой и прекрасный мир. К.Г.Паустовский 2. Составить ДГ (денотатный граф) на основе справки о писателе, используя раздаточный материал (самостоятельно или под руководством учителя). Денотатный граф – краткая запись статьи или правила в виде схемы, составленной из ключевого понятия или слова (заголовок) и словосочетаний «глагол + существительное» или «существительное + существительное» из статьи или правила, которая помогает выявить и запомнить главное. Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) Родился Паустовский в Москве. Рос он в большой семье, где все увлекались искусством: много пели, играли на рояле, любили театр. В 6 классе гимназии вынужден был начать зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством с детьми богатых родителей. Именно в гимназии написал Паустовский свой первый рассказ. После гимназии учился в университете и работал кондуктором на московском трамвае, затем санитаром в госпитале. В 1915 году начал работать журналистом, много ездил по стране, много писал. Трудно разгадать тайну воздействия его таланта, но ясно одно: Паустовский захватывает нас сразу, целиком, и читатель подчиняется ему добровольно и радостно, ощущая душой каждую его фразу. Он открывает читателю родную природу, учит понимать и любить родину. Писатель любит природу не только солнечной и нарядной, он любит ее, как настоящий художник, и хмурой осенью, и косматой зимой. Почти во всех произведениях Паустовский живет вместе со своими героями. Из его книг мы узнаем об авторе гораздо больше, чем, если бы он рассказывал просто о себе. Мы узнаем его как очень доброго, неравнодушного человека. Его книги полны душевного внимания и доброты к человеку, пронизаны любовью к родине. Паустовский был одним из кандидатов на присуждение Нобелевской премии мира по литературе. И хотя он и не получил ее, это его большая заслуга. Писателю всегда была присуща скромность, которая при блистательном таланте составляет одно из свойств его обаяния. Паустовский обладает глубоким умом и чуткостью, сердечностью и благожелательностью к людям. Однажды, когда Паустовский прочел Максиму Горькому несколько строк любимого поэта, тот спросил: «Да Вы кто – прозаик или поэт? Пожалуй, поэт». Писатель Паустовский навсегда останется поэтом, художником слова, создателем целого мира образов. Литература: 1) А.К.Аксенова. Литературное чтение. 7 класс. М «Просвещение» 2005. 2) Р.Фраерман. Наш Паустовский. Газета «Известия» от 30.05.1967.
3. Самопроверка ДГ.
4. Почему Горький назвал Паустовского поэтом, если он писал прозаические произведения? /За чувствительность. За любовь к поэзии. За лирические отступления, которых в его произведениях всегда много. За сердечность повествования./ Разберемся? /Конечно./ 5. Выразительное чтение наизусть отрывка рассказа «Телеграмма» 1946 года (учитель или один из учеников).
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо. Пастуший рожок затих до весны … Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья … Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали поверх ваты когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья …
6. О чем прослушанный отрывок? /О поздней осени. Это описание пейзажа. Пейзаж – описание природы в литературе. Как правило, самостоятельной ценности в литературном произведении пейзаж не имеет. Он необходим, чтобы показать внутреннее состояние человека через жизнь природы./ 7. Самостоятельная работа. Какие художественные выразительные средства использует автор для создания картины осени? /Художественные средства – приемы создания художественных образов в литературе: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и другие./ Художественное средство Пример из отрывка Эпитет «Рыхлые тучи» Метафора «Тучи тащились и цеплялись» Метафора + эпитет «Дождь назойливо сыпался» Эпитет + сравнение «Ночи тяжелые, как бессонница» Метафора + эпитет «Рассвет запаздывал и сочился нехотя» Олицетворение «Ветер свистел, сбивал …» Олицетворения Природа живая (тучи, дождь, рожок, ветер, ночи, рассвет) 8. Какой род литературы использует эти приемы наиболее часто? В чем его особенность? / Лирика – род литературы. В лирическом произведении отражаются внутренние переживания лирического героя, его мысли и желания./ Кто же лирический герой рассказа? /Рассказчик, автор, повествователь./ Кто использовал подобный способ повествования до Паустовского? /Пушкин, Гоголь./ 9. Слово учителя. Вывод: в описании пейзажа Паустовский использует средства, которые обычно применяет лирика. Пейзаж получился лирическим: он не просто описывает фон будущих событий, а и настроение автора и героини – печаль. Главная метафора пейзажа – подсолнечник у забора – скрывает за собой главную героиню, Катерину Петровну. III. Образы персонажей рассказа. 1. Знакомство с героями. Краткий выборочный пересказ текста («Катерина Петровна», «Настя»). 2. Проверка письменного домашнего задания. Цитатный план характеристики героинь. Слайд № 4. Катерина Петровна «Сгорбленная, маленькая» «Доживала свой век» «Ослабела и не могла говорить громко» «Тяжело не то что ходить, а сидеть и лежать…Так тяжело!..» «Знала, что Насте не до нее, старухи» «Думала о ней /Насте/ все дни»
Настя «Работы было много» «Письма Катерины Петровны вызывали у нее вздох облегчения» «Разве отсюда вырвешься!» «Вздрогнула от холода и поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка» «Никого же у меня в жизни нет» «Никто, кроме Катерины Петровны не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести» 3. Как автор относится к ним? /С сочувствием - к Катерине Петровне. С укором и сожалением – к Насте./ IV. Голос автора в рассказе. Слово учителя. Героинь автор описывает по-разному: Катерину Петровну – лирично (вспомним отрывок описания осени природы и жизни героини), а Настю – без тени лирики (по-деловому, потому что нет лирике места в официально-деловой обстановке ее забот). Но отношение свое к Насте он тоже проявляет, хотя и по-другому, даже более резко. Ирония – насмешка-иносказание; отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия, одобрения, когда высказывание обретает смысл, противоположный буквальному. Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная на разоблачении, обнажении подразумеваемого. Попробуем их обнаружить? Все герои рассказа относятся к Насте с иронией. Найдем ее? Слайд № 5. Гоголь «Усмехаясь» Секретарша Даша «Ухмыляясь» Тихон «Криво ухмыляясь», «Настасье Семеновне…Кому как не ей!» Старухи в Заборье «Дочка, видно, далеко залетела». Художники «Сольвейг» - героиня драматической поэмы Г.Ибсена «Пер Гюнт» (1866), деревенская девушка, ушедшая из семьи за всеми отвергнутым Пером Гюнтом. Сольвейг оттеняет беспокойную природу Пера, этого «перекати-поля». С ней почти ничего не происходит: обещала ждать Пера и прождала его всю жизнь, до глубокой старости. Сольвейг - воплощение извечной мужской мечты о женской верности, которая не зависит от времени. Автор Даже слова матери заставил звучать иронически: «Ненаглядная моя …» А что же сарказм? Так ли соответствует Настя своему портрету? Подвох кроется даже в портрете Насти: «нравилась самой себе». Это прямая параллель с Нарциссом – самовлюбленным героем древнегреческого мифа, эгоистом, погубившим нимфу Эхо. «Сольвейг» - идеал женского самопожертвования и вдруг – «холодные глаза». Слайд № 6. Першин «В наши дни забота о человеке становится… прекрасной реальностью…» Старый вспыльчивый художник «Благодарю. А то у нас, знаете ли, много болтающих о внимании…, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза». Слайд № 7. В прозаической литературе часто встречаются случаи, когда автор вкладывает свои сокровенные думы, основную идею произведения в уста одного из персонажей. Или даже нескольких сразу: За добро плати добром, не будь пустельгой … Тихон Много болтающих о внимании…, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза… Старый вспыльчивый художник Голос Паустовского звучит от тихого наставления до яркой вспышки чувств, гнева и возмущения. Тихон = тихое народное наставление. Старый вспыльчивый художник = сам автор, который не выдерживает двуличия героини (не случайно автор лишает этого персонажа имени). V. Итоги урока. В чем сходство героинь? /Одиночество. Настя повторит судьбу матери, только без надежды на встречу с родным человеком. Это страшнее. Это и есть наказание./ Какое созвучное по теме и идее произведение мы уже читали? / «Станционный смотритель», Притча о блудном сыне из Библии./ В чем разница причин поступков «блудных детей» из разных произведений? /В Библии – стремление к материальному благополучию. В «Станционном смотрителе» - личное счастье. В «Телеграмме» - суета, вечный поиск себя, который приводит, к сожалению, к потере себя./ Основную идею рассказа можно сформулировать словами Библии. Слайд № 8. За добро плати добром… К.Г.Паустовский Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него и когда постареет. Библия. Ветхий Завет С какими еще заветами из Библии перекликается рассказ? Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Почитай отца твоего и мать, чтобы продлились дни твои на земле. Свободный микрофон (желающие ученики высказывают мысли после обсуждения). VI. Домашнее задание. Эссе на тему: «Смысл названия рассказа «Телеграмма».
Литература. 1) «Русская словесность: миф и литература». Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Л.С.Рыгалова, В.В.Бадиков, Д.Б.Блеубаева, Л.Ф.Туниянц. А «Атамура» 2002 2) «Русская словесность: миф и литература». Хрестоматия для 6 класса общеобразовательной школы. А «Атамура» 2002 3) Литературоведческий словарь. /Любого года издания./ 4) Детская Библия. /Любое издание./
Материал интересный.Использован интегрированный подход,разнообразие форм обучения,способствующих развитию личности учащихся.Имеет большую воспитательную ценность.Спасибо.Нина.
Довольно затейливо и замысловато для 6 класса. Дети в этом возрасте, на мой взгляд, ещё морально не готовы для осмысления таких серьёзных вещей. Материал замечательный, но подходит больше для 8 класса.