Библейская мифология и литература. Н.К.Рерих "Миф Атлантиды". 6 класс.
Есть книги, которые надо только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит разжевать и переварить … Френсис Бэкон
Урок русской литературы в 6 классе на тему: «Библейская мифология и литература. Н.Рерих «Миф Атлантиды».
Цели: продолжить изучение раздела знакомством с писателем Н.Рерихом и его притчей «Миф Атлантиды»; выделить и подвергнуть анализу детали, важные для раскрытия авторской идеи; определить идею произведения; провести параллели с уже изученными произведениями раздела; развивать речь учащихся, умение самостоятельно формулировать и защищать свою точку зрения. I. Организационный момент. II. Слово о писателе и общественном деятеле. 1. Эпиграф к уроку. Лучшие из книг – те, которые дают больше всего пищи для размышлений. Анатоль Франс 2. Знакомство с писателем. Самостоятельное составление учениками денотатного графа (ДГ) при работе с раздаточным материалом. Карточка-информатор. Николай Константинович Рерих (1874-1947) Родился в Петербурге в семье нотариуса. Учился одновременно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств у известного художника-пейзажиста А.И.Куинджи (1893-1897), а затем в студии Кормона в Париже (1900-1901). Любовь к истории и живописи мирно уживались в картинах Рериха. Его первые работы посвящены Древней Руси. Они сразу же показали, что появился мастер со своим особым видением исторической темы. История оживала во всей полноте звучания пейзажа, быта и духа древних славян. Одним из первых Рерих показал красоту древнерусской архитектуры. Он много путешествовал по древним городам, делал наброски, зарисовки, которые затем использовал в своих работах. Рерих был разносторонне одарен. Он писал картины, иконы, делал иллюстрации к книгам, оформлял театральные спектакли. Рерих был прекрасным мастером монументально-декоративной живописи; наиболее известны его эскизы для росписи церкви Святого Духа в селе Талашкино под Смоленском. Успешно занимался просветительской и педагогической работой. На смену живописи приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М.Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам – к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах. Рерих много путешествовал по Скандинавии, Западной Европе и Америке. В 1923 году организовал научную экспедицию в Индию, где создал свои знаменитые пейзажи.С этих пор Рерих неустанно изучал Восток, организовывал экспедиции по горным маршрутам Центральной Азии, основал Институт гималайских исследований «Урусвати» в долине Кулу в Западных Гималаях. Он стал его домом, там он умер и похоронен. Много сил и времени отдал Рерих охране памятников мировой культуры, стал инициатором создания Пакта о защите культурных ценностей, который лег в основу международной Конвенции о защите культурных ценностей в результате вооруженного конфликта (1954). Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков – «Листы дневника» (1934-1935) и «Моя жизнь» (1936-1947). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры – в том числе с Рабиндранатом Тагором и Джавахарлалом Неру – он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений. Творческое наследие Рериха огромно. Среди верных соратников мастера были его сыновья, востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 году в Нью-Йорке. В Москве (с 1992 года) существует Международный Центр Рерихов. Святослав Рерих много сделал для того, чтобы работы отца вернулись на родину. Он был создателем Фонда Рериха. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан. 3. Самопроверка ДГ.
III. Проверка домашнего задания. Эссе «Любовь – это …» (выборочное устное чтение). IV. Постановка проблемы. Какой бывает любовь? Какой она должна быть? Как отвечает на этот вопрос писатель? V. Выразительное чтение притчи учителем. Фон чтения – шум прибоя или мелодия для релаксации со звуками моря. VI. Работа с дискуссионной картой. Доказать ответ текстом, примерами. Чья же любовь была отвергнута? За чей грех наказана Атлантида?
VII. Идея автора. Смысл притчи. 1. Так кто же прав? Разберемся? Что важнее: слова или действия? /Конечно, действия./ Так думали и многие известные писатели и философы. Выберите слова, которые близки вам и запишите их. От человека остаются одни дела его. Максим Горький. Что человек делает, таков он и есть. Гегель. 2. Какой видит настоящую любовь Рерих? … Если сколько голов – столько умов, то и сколько сердец – столько родов любви. Л.Толстой.
Вот уж был день! Пришло к нам сразу столько людей. Они привели с собой каких-то совсем незнакомых. Ранее я не мог ничего о них расспросить. Хуже всего, что они говорили на языках совсем непонятных. И я улыбался, слушая их странные речи. Говор одних походил на клекот горных орлов. Другие шипели, как змеи. Волчий лай иногда узнавал я. Речи сверкали металлом. Слова становилися грозны. В них грохотали горные камни. В них град проливался. В них шумел водопад. А я улыбался. Как мог я знать смысл их речи? Они, может быть, на своем языке повторяли милое нам слово "любовь"? Николай Рерих. «Любовь» из сб. «Цветы Мории». 1920 Ищем подсказки в тексте притчи (эмоционально-окрашенные слова – слова-оценки людей и их поведения). Аналитическая таблица-подсказка. Владыка Народ «Само солнце, сами боги моря, казалось, послали его на спасенье великой страны». «Он был добр! И приветлив! И заботлив о всех! Были братья ему и великий и малый. Для каждого жило в нем доброе слово. Про каждого помнил он его лучший поступок». «Недавним злодеям хотелось стать навсегда добрыми, так же, как он». «Долгие тихие годы правил светлый владыка. И лучи его счастья светили народу».
«Преклонялись перед владыкой страны…» «За ним шел толпой народ. Взгляд его всюду встречал лишь лица, полные радости, ждущие улыбку его и доброе, мудрое слово». «Все, как безумцы, забыли про смерть и гимн хвалебный запели владыке желанному». «Вместо храма народ стремился к владыке…» «В трепете восторга народа дошел владыка до последнего дня». « - Мы не дадим тебя увести, всех нас покинуть.» «Застыли и немы, и глухи». «И еще раз они были глухи». «Молчала толпа и ловила взгляд любимый владыки». «Вы все от меня заслонили». «Вы презрели смертное ложе». «Вашу любовь я отверг…» 3. Словарная работа. Отвергнуть – не принять, отказаться от чего-либо. Не только словами, но и поведением отказаться! А значит – владыка любит по-настоящему, искренне, а народ не любит – боготворит, поклоняется! VIII. Итоги обсуждения. 1. Рерих показал пагубность любви для себя, эгоистичной и бесплодной (Атлантида погибла, потому что ее народ ничего не дарил друг другу, не дарил владыке). Но и у владыки любовь особенная… Да, можно любить, ненавидя, Любить с омраченной душой, С последним проклятием видя Последнее счастье…! В.Брюсов.
Любовь – «способность в себе самом и в людях не прощать Того, что не достойно человека!» Л.К.Татьяничева (1915-1980) 2. История может повториться. Рерих намеренно лишил своего героя собственного имени. В русской литературе такой прием использовал уже Лесков со своим левшой. Это с каждым может случиться. Главное вовремя понять, как поступить. Жанр фэнтази – всегда предостережение: не поздно измениться. 3. Настоящая любовь – чуткая, заботливая. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. «Золотое правило» Библии.
Любовь – это забота. А.де Сент-Экзюпери. 4. Какая же она – любовь «по Рериху»? От чего отказался владыка?