Вторник
26.09.2017
12:17
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Библейская мифология и литература. Н.К.Рерих "Миф Атлантиды". 6 класс.
    Есть книги, которые надо только отведать,
    есть такие, которые лучше всего проглотить,
    и лишь немногие стоит разжевать и переварить …
    Френсис Бэкон

    Урок русской литературы в 6 классе на тему:
    «Библейская мифология и литература. Н.Рерих «Миф Атлантиды».

    Цели: продолжить изучение раздела знакомством с писателем Н.Рерихом и его притчей «Миф Атлантиды»; выделить и подвергнуть анализу детали, важные для раскрытия авторской идеи; определить идею произведения; провести параллели с уже изученными произведениями раздела; развивать речь учащихся, умение самостоятельно формулировать и защищать свою точку зрения.
    I. Организационный момент.
    II. Слово о писателе и общественном деятеле.
    1. Эпиграф к уроку.
    Лучшие из книг – те, которые
    дают больше всего пищи для размышлений.
    Анатоль Франс
    2. Знакомство с писателем. Самостоятельное составление учениками денотатного графа (ДГ) при работе с раздаточным материалом.
    Карточка-информатор.
    Николай Константинович Рерих (1874-1947)
    Родился в Петербурге в семье нотариуса. Учился одновременно на юридическом факультете Петербургского университета и в Академии художеств у известного художника-пейзажиста А.И.Куинджи (1893-1897), а затем в студии Кормона в Париже (1900-1901).
    Любовь к истории и живописи мирно уживались в картинах Рериха. Его первые работы посвящены Древней Руси. Они сразу же показали, что появился мастер со своим особым видением исторической темы. История оживала во всей полноте звучания пейзажа, быта и духа древних славян.
    Одним из первых Рерих показал красоту древнерусской архитектуры. Он много путешествовал по древним городам, делал наброски, зарисовки, которые затем использовал в своих работах. Рерих был разносторонне одарен. Он писал картины, иконы, делал иллюстрации к книгам, оформлял театральные спектакли. Рерих был прекрасным мастером монументально-декоративной живописи; наиболее известны его эскизы для росписи церкви Святого Духа в селе Талашкино под Смоленском. Успешно занимался просветительской и педагогической работой.
    На смену живописи приходит его зрелое литературное творчество, представленное в первом (и единственном) томе собрания сочинений (1914) и сборнике стихов «Цветы Мории» (1921). Он создает свои (по выражению М.Горького) «письмена» об исторических судьбах Востока и Запада, их глубинной взаимосвязи, обращаясь к самым различным жанрам – к сказке, легенде и притче, поэме и былине, философскому эссе, дидактической проповеди, наконец, к поэтическим комментариям о собственных картинах.
    Рерих много путешествовал по Скандинавии, Западной Европе и Америке. В 1923 году организовал научную экспедицию в Индию, где создал свои знаменитые пейзажи.С этих пор Рерих неустанно изучал Восток, организовывал экспедиции по горным маршрутам Центральной Азии, основал Институт гималайских исследований «Урусвати» в долине Кулу в Западных Гималаях. Он стал его домом, там он умер и похоронен.
    Много сил и времени отдал Рерих охране памятников мировой культуры, стал инициатором создания Пакта о защите культурных ценностей, который лег в основу международной Конвенции о защите культурных ценностей в результате вооруженного конфликта (1954). Продолжая активно работать как живописец, Рерих в поздний свой период пишет также и огромные циклы автобиографических очерков – «Листы дневника» (1934-1935) и «Моя жизнь» (1936-1947). Поддерживая дружеские связи с выдающимися деятелями индийской культуры – в том числе с Рабиндранатом Тагором и Джавахарлалом Неру – он вносит большой вклад в развитие русско-индийских отношений.
    Творческое наследие Рериха огромно. Среди верных соратников мастера были его сыновья, востоковед Юрий Рерих и художник Святослав Рерих. Музей Рериха был открыт в 1924 году в Нью-Йорке. В Москве (с 1992 года) существует Международный Центр Рерихов. Святослав Рерих много сделал для того, чтобы работы отца вернулись на родину. Он был создателем Фонда Рериха. Ряд наиболее значительных книг Рериха в последнее время переиздан.
    3. Самопроверка ДГ.

    III. Проверка домашнего задания. Эссе «Любовь – это …» (выборочное устное чтение).
    IV. Постановка проблемы. Какой бывает любовь? Какой она должна быть? Как отвечает на этот вопрос писатель?
    V. Выразительное чтение притчи учителем. Фон чтения – шум прибоя или мелодия для релаксации со звуками моря.
    VI. Работа с дискуссионной картой. Доказать ответ текстом, примерами. Чья же любовь была отвергнута? За чей грех наказана Атлантида?

    VII. Идея автора. Смысл притчи.
    1. Так кто же прав? Разберемся? Что важнее: слова или действия? /Конечно, действия./ Так думали и многие известные писатели и философы. Выберите слова, которые близки вам и запишите их.
    От человека остаются одни дела его.
    Максим Горький.
    Что человек делает, таков он и есть.
    Гегель.
    2. Какой видит настоящую любовь Рерих?
    … Если сколько голов – столько умов,
    то и сколько сердец – столько родов любви.
    Л.Толстой.

    Вот уж был день! Пришло
    к нам сразу столько людей.
    Они привели с собой каких-то
    совсем незнакомых. Ранее я
    не мог ничего о них расспросить.
    Хуже всего, что они говорили
    на языках совсем непонятных.
    И я улыбался, слушая их
    странные речи. Говор одних
    походил на клекот горных
    орлов. Другие шипели, как змеи.
    Волчий лай иногда узнавал я.
    Речи сверкали металлом. Слова
    становилися грозны. В них
    грохотали горные камни.
    В них град проливался.
    В них шумел водопад.
    А я улыбался. Как мог я
    знать смысл их речи? Они,
    может быть, на своем языке
    повторяли милое нам слово
    "любовь"?
    Николай Рерих. «Любовь» из сб. «Цветы Мории».
    1920
    Ищем подсказки в тексте притчи (эмоционально-окрашенные слова – слова-оценки людей и их поведения). Аналитическая таблица-подсказка.
    Владыка Народ
    «Само солнце, сами боги моря, казалось, послали его на спасенье великой страны».
    «Он был добр! И приветлив! И заботлив о всех! Были братья ему и великий и малый. Для каждого жило в нем доброе слово. Про каждого помнил он его лучший поступок».
    «Недавним злодеям хотелось стать навсегда добрыми, так же, как он».
    «Долгие тихие годы правил светлый владыка. И лучи его счастья светили народу».

    «Преклонялись перед владыкой страны…»
    «За ним шел толпой народ. Взгляд его всюду встречал лишь лица, полные радости, ждущие улыбку его и доброе, мудрое слово».
    «Все, как безумцы, забыли про смерть и гимн хвалебный запели владыке желанному».
    «Вместо храма народ стремился к владыке…»
    «В трепете восторга народа дошел владыка до последнего дня».
    « - Мы не дадим тебя увести, всех нас покинуть.»
    «Застыли и немы, и глухи».
    «И еще раз они были глухи».
    «Молчала толпа и ловила взгляд любимый владыки».
    «Вы все от меня заслонили».
    «Вы презрели смертное ложе».
    «Вашу любовь я отверг…»
    3. Словарная работа.
    Отвергнуть – не принять, отказаться от чего-либо.
    Не только словами, но и поведением отказаться! А значит – владыка любит по-настоящему, искренне, а народ не любит – боготворит, поклоняется!
    VIII. Итоги обсуждения.
    1. Рерих показал пагубность любви для себя, эгоистичной и бесплодной (Атлантида погибла, потому что ее народ ничего не дарил друг другу, не дарил владыке). Но и у владыки любовь особенная…
    Да, можно любить, ненавидя,
    Любить с омраченной душой,
    С последним проклятием видя
    Последнее счастье…!
    В.Брюсов.

    Любовь – «способность в себе самом и в людях не прощать
    Того, что не достойно человека!»
    Л.К.Татьяничева (1915-1980)
    2. История может повториться. Рерих намеренно лишил своего героя собственного имени. В русской литературе такой прием использовал уже Лесков со своим левшой. Это с каждым может случиться. Главное вовремя понять, как поступить. Жанр фэнтази – всегда предостережение: не поздно измениться.
    3. Настоящая любовь – чуткая, заботливая.
    Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
    «Золотое правило» Библии.

    Любовь – это забота.
    А.де Сент-Экзюпери.
    4. Какая же она – любовь «по Рериху»? От чего отказался владыка?


    5. Свободный микрофон.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Золушка (06.11.2014) | Автор: Сенчук Ольга Михайловна E
    Просмотров: 1264 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]