Воскресенье
24.09.2017
11:34
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    «Красота души человека»
    «Красота души человека» (по рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).
    Усачёва Е.П., Пресновская средняя школа-гимназия имени. И.П.Шухова



    Вставал вопрос в любые времена –
    Что жизнь такое? Для чего она?
    Сто мудрецов на то ответ искали
    У звезд, богов, земли, воды, огня.
    А что известно? То же, что вначале –
    На старой тайне старая броня.
    Так, может, надо подойти иначе
    К этой не решаемой задаче.
    И суть в другом аспекте изложить
    Раз есть она, то как ее прожить
    В. Щукин

    Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
    Задачи:
    • Совершенствовать навыки анализа художественного произведения.
    • Умение выделять главное, мыслить логически, образно.
    • Развивать монологическую и диалогическую речь.
    • Посредством художественной литературы воспитывать уважительное отношение учащихся к героическому прошлому страны, к роли простого солдата в исходе войны.
    Ход урока:

    1. Мотивация.
    По словам мудреца, человек подобен дереву. Крона – его настоящая жизнь, а корни, которые питают дерево и связывают с землей – это то, чем жили 5, 15, 100 лет назад. Это история, в которой множество страниц, в т.ч. страшных, трагических, о которых хочется сказать: «Не дай Бог такому повториться!». К таковой относится Великая Отечественная война 1941-45г. Самая страшная война 20-го столетия.
    Английская газета, освещавшая празднование 50-ой годовщины Победы в ВОв, писала: «Если вы хотите понять почему эта великая нация победила в той страшнейшей войне, прочтите рассказ М. Шолохова «Судьба человека» и вам многое станет ясно». Высокая оценка русского характера и творчества Шолохова.
    Сегодня познакомимся с произведением.
    2. Объяснение нового материала.
     Презентация «Биография М. Шолохова» (индивидуальное опережающее задание).
     История создания произведения (сообщение) + песня «Враги сожгли родную хату».
     Необычная композиция произведения (сообщение). Анализ произведения.
     Судьба… Судьба человека… Как понимаете это слово? Работа со словарной статьей. О чем мы узнаем из рассказа Шолохова? О наших жизненных вехах.
     Вехи судьбы – жизнь Андрея Соколова (составление плана).
    1. Довоенная жизнь (творческий пересказ от первого лица).
    2. Уход на фронт (киносценарий, передний, средний, задний план, краски, звуки, музыка).
    Историческая справка.
    3. Плен. Провести параллель (сцена в церкви). Варианты поведения героев. Эпизод с лагерьфюррером Мюллером).
    4. Гибель семьи (чтение сцены, обсуждение).
    5. Встреча с Ванюшей (эпизод из фильма).
    Какие черты характера помогли выстоять главному герою? (смелость, любовь к семье и Родине, гуманизм и т.д.).
    А вырастет ли Ванюша настоящим человеком?
    Как сложится из жизнь?
    Почему рассказ называется «Судьба человека»?
    Местный материал. У многих наших земляков по-разному складывалась судьба(сообщения)
    Домашнее задание:
    1. Письмо А. Соколову.
    2. Рассказать о земляке – участнике ВОв.
    Итог урока.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: учитель_русского_языка (07.01.2014)
    Просмотров: 509 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2  
    В название рассказа уже заложен глубокий смысл и раскрыть его трудная задача.Но мне кажется  предложенный материал поможет это сделать.Очень важно, чтобы дети помнили о прошлом страны и о людях героического прошлого. Спасибо!

    1  
    Замечателен эпиграф к уроку, подготавливающий учащихся к размышлениям, как прожить жизнь. Как прожил Андрей Соколов и как прожили наши земляки. Действительно, урок литературы продолжается и после звонка.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]