Пятница
29.03.2024
13:32
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    "Литература общей судьбы" (синтез русской и казахской литературы). Педагогическая мастерская.
    Литература общей судьбы
    (Синтез русской и казахской литературы)
    Педагогическая мастерская.

    Задачи: создание условий для совместной работы старшеклассников разных возрастных параллелей (9, 10, 11 классы);
    содействие обнаружению условий, объясняющих связи двух литератур;
    развитие умений анализировать, находить основания, делать выводы.


    Совет учителю: Самое главное, четко представить организацию. Пространство заранее лучше подготовить для групповой работы, чтобы ученики могли садиться кружком. Хорошо подготовить кувертки для обозначения места расположения группы, варианта (чтобы не тратить время). НЕ НАДО мешать детям, боясь, что они чего-то не сделали, не знают – поверьте, в ходе самого мероприятия ученики сориентируются. Для учителя недопустимы вопросительные формулировки, непозволительны комментарии и даже невербальное одобрение или неодобрение. На всю работу вам понадобится времени около часа. Если участников больше 18, группы по составу могут быть не кратны 6 (7,8), можно образовать добавочную группу. Вообще в формировании групп допустимы вольности. При правильной организации дети придут к поразительным и глубоким выводам.
    Желаю успеха!
    Оборудование: портреты писателей, книги, бумага, карандаши, фломастеры.

    В начале занятия ученики садятся в 6 групп (возможно и не одинаковые по численности), в зависимости от автора, с творчеством которого знакомился, готовясь.

    Деконструкор (В виде предварительной работы.)
    Домашнее задание: сделать обзор
    1) творческого наследия:
    а) Ф.М. Достоевского;
    б) С.Муканова;
    в) Ч. Валиханова;
    г) И. Шухова;
    д) Абая;
    е) А.С. Пушкина;
    2) обзор биографии:
    а) Ф.М. Достоевского;
    б) С.Муканова;
    в) Ч.Валиханова;
    г) И. Шухова;
    д) Абая;
    е) А.С. Пушкина;
    3) прочитать по одному произведению
    а) Ф.М. Достоевского;
    б) С.Муканова;
    в) Ч. Валиханова;
    г) И. Шухова;
    д) Абая;
    е) А.С. Пушкина
    За неделю ученики получают задания (например, 1а; 1б; …). Все задания выполняются произвольно, ученики не ограничиваются ни в форме ни в объеме.
    1 –готовят обзор произведений автора: что писал, о чем…
    2 –знакомятся с биографией автора: когда жил, где бывал, с кем был знаком, как сложилась жизнь…
    3 –читают произведения автора. Допускаются произведения любого размера и любого жанра и количества.

    Индуктор. 1.
    Слово учителя: Абай считал, что первое достоинство философа – мудрость, которая и завтра будет озарять, греть своими лучами людей. Дайте мудрый совет своим товарищам в группе.
    (Ученики в группах произвольно обмениваются советами. Учитель наблюдает сдержанно, не вмешивается, не комментирует, не настаивает. )

    Индуктор. 2
    Слово учителя: Возможно множество параллелей между казахской и русской философией.
    И это понятно, так как Россию и Казахстан объединяет евразийский тип мысли. Здесь стираются границы Востока и Запада, рождая своеобразную культуру и философскую мысль.
    (На доске учитель молча развешивает портеры, не подписывая и не подсказывая, кто есть кто.)

    Социоконструкция
    Смена состава групп
    Задание: Образуйте группы по заданию:
    1) творческое наследие;
    2) обзор биографии;
    2) пересказ произведения и выражение впечатления от него.
    ЗАДАНИЕ группам :
    1) 1-ой группе – сопоставить все шесть обзоров. Найти соответствия и образовать пары писателей , аргументируя.
    2-ой – сопоставить жизненные пути писателей и образовать пары, аргументируя.
    3 -ей– рассказать в группе о своих читательских впечатлениях от прочитанных произведений (последовательно), образовать пары, аргументируя.

    Всем трем группам: вычертить схемы, на которых показать пары, основания для объединения.
    (Образуются группы, в первой знают творчество каждого из 6-ти писателей;
    во второй – биографию каждого; в третьей – прочитали хотя бы по 1-му произведению каждого из 6-ти писателей.
    Сначала учитель дает возможность поговорить ученикам о том, как они выполняли свое домашнее задание, что узнали, чем хотят поделиться, после выдает в группы задания.)


    Афиширование.
    Представление результатов совместной работы.
    ЗАДАНИЕ: Закрепить на доске схемы, рисунки…
    (Ученики без комментариев вывешивают свои работы. )
    Учитель методом переклички (1,1,2,2,3,3) распределяет учеников группы, готовя группу следующего состава.
    Озарение.
    Галерея
    Разглядывание схем, обмен мнениями произвольный.
    (Учитель (попутно) методом переклички (1,1,2,2,3,3) распределяет учеников группы, готовя группу следующего состава.)
    Реконструкция
    Перераспределение в группы по 2 человека от групп 1,2,3
    ЗАДАНИЕ: выберите по 1 самому вескому аргументу от оснований для общего и образуйте пары писателей. Подготовьтесь защищать свои построения.
    (Ученики образуют группы по новым вариантам. В каждой группе есть по 2 «знатока» биографии, творчества, произведений.)

    Афиширование
    Галерея
    Выступление групп.
    (Ученики передвигают портреты, образуют пары, вычерчивают схемы, рассказывают, объясняют.Скорее всего, ученики образуют пары: Пушкин –Абай; Шухов –Муканов; Достоевский – Валиханов. Но интересным и поучительным будет любой результат.)

    Рефлексия
    Вспомните слова Абая, прозвучавшие в начале занятия. Поделись с нами мудростью, которая сегодня «согрела» тебя сегодня.
    В любой форме разъясните значение слов«Связь двух культур»

    (Свободный обмен мнениями.)

    Итог: И мы можем сказать: великие – созвучны, они духовные братья.
    Они часто говорят об общем, всечеловеческом, перекликаясь через века и расстояния.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Ivanova (16.10.2014) | Автор: Светлана Иванова E
    Просмотров: 473 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2 филологиня  
    0
    Неплохая идея. Однако, мне кажется, что необходимо  "сузить" задания для групп. Слишком непомятно для учащихся, что значить "сделать обзор творческого наследия" и затем "сопоставить все шесть обзоров. Найти соответствия и образовать пары писателей , аргументируя".  Где критерии правильности выполненного задания?

    1 Лилюша  
    0
    Интересный ресурс. Если честно, хочу попробовать что-то подобное со своими детишками....  Правда, не знаю, справятся ли????

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]