Воскресенье
23.07.2017
07:47
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Литература в 6 классе: Н.С.Лесков "Привидение в Инженерном замке".
    Тема: Николай Семенович Лесков «Привидение в Инженерном замке».
    Цели: познакомиться с автором и его произведением, историей его создания, выяснить основную идею произведения; развивать навыки выразительного чтения, выборочного пересказа и работы в группе; воспитывать в учащихся грамотных читателей.

    I. Организационный момент.
    II. Портрет писателя. Николай Семенович Лесков (1831-1895).
    «Был у меня Третьяков и просил, чтобы я дал списать с себя портрет, для чего из Москвы прибыл художник Валентин Александрович Серов. Сделаны 2 сеанса, и портрет, кажется, будет превосходным» (Н.Лесков.) Портрет был написан за год до смерти писателя и находится в Государственной Третьяковской галерее.
    Из черной рамы смотрит мне в глаза
    Глазами жадными лицо Лескова,
    Как затаенная гроза,
    В изображенье умного Серова.
    Гиппиус
    III. Рассказ «Привидение в Инженерном замке» (1882). Особенности жанра.
     «Святочный рассказ». Почему произведение имеет такой заголовок? Что такое «святки»? /Работа в группах по составлению ДГ или аналитической таблицы «Святки». Карточка-информатор № 1./

    Время празднования Формы празднования Мифологическое (языческое) значение праздника Этимологическое значение


    Святки – народно-христианский праздник, имеющий древние дохристианские корни (древнее название Коляды). Празднуется с Рождества (6 января) по Крещение (19 января). Сопровождается народными гуляниями, колядованием, посеванием, ряжением, гаданием, ритуальными бесчинствами молодежи. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в это время на земле появлялись души умерших, а нечисть становилась особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы была размыта.
    Представления о «плохом» времени нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине святок; первая половина святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Языческие представления соединились с христианскими: в легендах рассказывалось, что Бог открыл врата ада, чтобы бесы и черти тоже могли попраздновать Рождество.
    Мифологическое значение святок (с 6 января по 19 января по новому стилю) определяется их «пограничным» характером — в это время солнце поворачивается с зимы на лето; световой день сдвигается от тьмы к свету; заканчивается старый и начинается новый год; рождается Спаситель и мир хаоса сменяется божественной упорядоченностью. С «пограничностью» периода между старым и новым хозяйственным годом связаны представления о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы. По народным верованиям, невидимое присутствие духов среди живых людей обеспечивало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий. Празднование святок сопровождалось ряженьем и ритуальными бесчинствами среди молодежи. Но в любом случае, праздник святок заканчивался изгнанием нечистой силы и приходом света и порядка. Этимологический смысл слова «святки» - «святые» дни.  «Святочный рассказ» - повествование о разоблачении нечистой силы, полной победе над ней. Наша задача – доказать так это или нет.
     Суеверия замка. /Слайдовая презентация «История Инженерного замка» + выборочный пересказ 1 главы «Суеверия Инженерного замка»./

    Участок, на котором находится Михайловский (Инженерный) замок, в начале 18 века был частью Летнего сада – царской усадьбы Петра 1. В 1796 году Павел 1 издал указ: «Для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Он имел в виду Летний дворец Елизаветы Петровны.
    Для ускорения работ на стройку были переброшены строительные материалы с других строек: Царского Села, Академии художеств, Исаакиевского собора, Таврического дворца. Так на фасад попала надпись, якобы стоившая Павлу жизни: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». 47 букв = 47 лет императора.
    Историк Август Коцебу писал: «Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, в помещениях стоял густой туман». Через 40 дней после переезда император был убит в Парадной спальне (11-12 марта 1801 года).
    Говорят, что Павел слышал голос Петра 1, предупреждающий его о скорой кончине и видел в день смерти собственное отражение со сломанной шеей в большом зеркале.
    После убийства царя придворные в спешке покидали Михайловский замок. Никто из Романовых больше не жил в нем. Всех пугал призрак убитого Павла 1, многие рассказывали о звучащем в залах дворца голосе Петра Великого.
    В 1819 году указом императора Александра 1 Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. С 1823 года замок официально носит название «Инженерный». Внутренние помещения замка с 1822 года активно перестраивались для нужд заведения.
    Ныне в здании находится филиал Государственного Русского музея.

     Словарная работа.
    Суеверие — предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса. Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается особое значение.
    Слово образовано от старославянского слова «суе», что значит напрасно (без пользы и без осознания причин) и «вера», то есть буквально «напрасное верование», «бесполезное верование».
    Понятие «суеверие», и отнесение того или иного представления или ритуала к суевериям во многом субъективно, и зависит как от мировоззрения человека, так и от уровня образования и этнокультурной среды.

     Почему суеверия процветали среди кадетов? Как они родились? Откуда взяли начало? /Работа в группах. Составление ДГ. См. главу 1.Это была традиция училища – запугивать младших, пересказывая страшные истории замка. Это было интересно, отличалось от серых будней заведения./

    IV. Герои рассказа. \Работа в группах. Цитатная характеристика персонажей: Ламновский, кадеты, К-дин. Главы 3, 1, 5./

    …Сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.

    Н.С.Лесков о своем творчестве.

    Генерал Ламновский (глава 3) Кадеты (главы 1 и 3) К-дин (глава 5)
     Начальник заведения
     Едва ли любимый начальник у кадет
     Не пользовался лучшей репутацией у начальства
     Держал себя с детьми очень сурово и безучастливо
     Был докучлив, придирчив и мелочно суров
     Имел очень неприятные манеры: «доил слова из носа»
     Не отличался красноречием
     Замечая нарушение субординации, начинал сердиться и наказывал  Народ молодой, резвый и шаловливый, любопытный и отважный
     Напитывались страхами и любили пугать других
     Не любя Ламновского, не упускали случая делать ему досаждения и мстить, портя его репутацию в глазах новых товарищей
     Распускали молву, что Ламновский знается с нечистой силой
     Нетерпеливо ждут кончины генерала, как события, которое возвратит им свободу  Самый отчаянный шалун, который докучал Ламновскому более всех и потому… чаще прочих подвергался… взысканиям
     Умел прекрасно передразнивать
     Принимал самое деятельное участие в устройстве погребальных процессий
     Сам изображал покойника, произносил речь из гроба, …пересмешил всех, не исключая офицера
     Считался «висящим на волоске», так как по живости характера… было очень трудно воздерживаться от резвых и рискованных шалостей
     Делал над собой отчаянные усилия – бежал от всех проказ
     Долго сдержанная резвость нашла случай отпрянуть, как долго скрученная пружина – он просто обезумел

    V. Проблемный вопрос урока: приходилось ли вам когда-нибудь испытывать чувство вины, собственной неправоты? Сразу ли оно приходило? Что вызывало его?
    VI. Кульминация шалости. /Прослушивание аудиозаписи главы 8./
     Охарактеризуйте поступок кадетов. Каким подходящим словом можно назвать такой поступок? /Бессовестное поведение, оскорбительное – кощунство./
     Словарная работа.
    Вина – начало, причина, источник, повод; провинность, предосудительный проступок, грех.
    Кощунство - (от древнерусского «кощуна», т.е. «запретный грех») оскорбление святыни, глумление над тем, что дорого, свято для кого-либо; надругательство, святотатство; зло.
    Совесть – от «соведать», буквальный перевод с древнерусского – «я знаю».

    Какие синонимы имеет слово совесть в современном русском языке? Найдите их в словах известных философов.
    Совесть – показатель человечности.
    И.Кант
    Чего не запрещает закон, то запрещает стыд.
    Сенека
    Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни.
    Демокрит
    Как вы понимаете эти слова? Какие из них вы выбрали бы для записи в тетрадь? Почему?
    VII. Проблема совести в литературе.
     У советского поэта Эдуарда Асадова (1923-2004) есть замечательное стихотворение «Именем совести». Как никто другой из поэтов имел он право о ней писать, потому что потерял зрение в 1944 году, спасая людей.

    Какие б ни грозили горести
    И где бы ни ждала беда,
    Не поступайся только совестью
    Ни днем, ни ночью, никогда!

    И сколько б ни манила праздными
    Судьба тропинками в пути,
    Как ни дарила бы соблазнами -
    Взгляни на все глазами ясными
    И через совесть пропусти.

    Ведь каждый, ну буквально каждый,
    Коль жить пытался похитрей,
    Встречался в жизни не однажды
    С укором совести своей.

    В любви для ласкового взгляда
    Порой так хочется солгать,
    А совесть морщится: - Не надо! -
    А совесть требует молчать.

    А что сказать, когда ты видишь,
    Как губят друга твоего?!
    Ты все последствия предвидишь,
    Но не предпримешь ничего.

    Ты ищешь втайне оправданья,
    Причины, веские слова,
    А совесть злится до отчаянья:
    - Не трусь, покуда я жива!

    Живет она и в час, когда ты,
    Решив познать иную новь,
    Бездумно или виновато,
    Как пса бездомного куда-то,
    За двери выставишь любовь.

    Никто тебе не помешает,
    И всех уверишь, убедишь,
    А совесть глаз не опускает,
    Она упрямо уличает
    И шепчет: «Подлое творишь!»

    Стоит она перед тобою,
    И в час, когда, войдя во вкус,
    Ты вдруг задумаешь порою
    Урвать не самый честный кус.

    Вперед! Бери и не робей!
    Ведь нет свидетельского взгляда!
    А совесть сердится: «Не надо!»
    А совесть требует: «Не смей!»

    Мы вправе жить не по приказу
    И выбирать свои пути.
    Но против совести ни разу,
    Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
    Нельзя, товарищи, идти!

    Нельзя ни в радости, ни в горести,
    Ни в зной и ни в колючий снег.
    Ведь человек с погибшей совестью -
    Уже никто. Не человек!
     О совести писал и другой советский поэт – Евгений Евтушенко (1932).

    МУКИ СОВЕСТИ
    Д. Шостаковичу

    Мы живем, умереть не готовясь,
    забываем поэтому стыд,
    но мадонной невидимой совесть
    на любых перекрестках стоит.

    И бредут ее дети и внуки
    при бродяжьей клюке и суме —
    муки совести — странные муки
    на бессовестной к стольким земле.

    От калитки опять до калитки,
    от порога опять на порог
    они странствуют, словно калики,
    у которых за пазухой — бог.

    Не они ли с укором бессмертным
    тусклым ногтем стучали тайком
    в слюдяные окошечки смердов,
    а в хоромы царей — кулаком?

    Не они ли на загнанной тройке
    мчали Пушкина1 в темень пурги,
    Достоевского гнали в остроги
    и Толстому шептали: «Беги!»

    Палачи понимали прекрасно:
    «Тот, кто мучится,— тот баламут.
    Муки совести — это опасно.
    Выбьем совесть, чтоб не было мук».

    Но как будто набатные звуки,
    сотрясая их кров по ночам,
    муки совести — грозные муки
    проникали к самим палачам.

    Ведь у тех, кто у кривды на страже,
    кто давно потерял свою честь,
    если нету и совести даже —
    муки совести вроде бы есть.

    И покуда на свете на белом,
    где никто не безгрешен, никто,
    в ком-то слышится: «Что я наделал?»
    можно сделать с землей кое-что.

    Я не верю в пророков наитья,
    во второй или в тысячный Рим,
    верю в тихое: «Что вы творите?»,
    верю в горькое: «Что мы творим?»

    И целую вам темные руки
    у безверья на скользком краю,
    муки совести — светлые муки
    за последнюю веру мою.

     Иранский поэт Омар Хайям (1048-1122) посвятил совести десятки рубаи.

    Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей?
    Не делай больно мудростью своей.
    С обидчицей-Судьбой воюй, будь дерзок.
    Но сам клянись не обижать людей!

    Ветер жизни иногда свиреп,
    В целом жизнь, однако, хороша...
    И не страшно, когда черный хлеб —
    Страшно, когда черная душа…
     Групповая работа. Что общего в стихах этих поэтов о совести? Чем они отличаются? /Отсутствие совести – страшный порок. Асадов категоричнее других судит человека без совести, не верит в его исцеление. Оптимистичнее взгляд Евтушенко – есть надежда на возрождение./
    VIII. Решение проблемы совести в рассказе Лескова.
     Автор борется с жестокостью кадетов через своих героев. Через каких? /Ламновского, священника, вдову Ламновского./
     Священник училища, конечно, не мог оставаться в стороне.
    Какой выход он нашел?
    Почему именно такой? /Заронил в душах кадетов новое суеверие, потому что другого пути не было, другие пути были испробованы раньше и не принесли результата./
    Почему кадеты поверили ему? /Кадеты относились к священнику с доверием и теплотой./
    Откуда мы это знаем? 
    Словарь Лескова.
    Пощунял. Щунять – увещевать, уговаривать; стыдить, упрекать; травить, пугать, приводить в смущение. Обратите внимание, как много значений имеет этот глагол! В то же время он имеет разговорный оттенок, то есть оттенок разговора «по-свойски»!
    Батя – (уменьшительно-ласкательное) родственник: отец, брат или дядя.
    Сравните, например, с прозвищем Ламновского – «папка».
    Папка – (разговорно-сниженное) то же, что и папа. То же, только с ироническим подтекстом!  Из двух прозвищ двух наставников «батя» более уважительное, а «папка» - пренебрежительное, ехидное даже.
    Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин
    встать рядом с такими творцами литературы русской,
    каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.
    …Тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.
    Максим Горький

     Бате не удалось исправить кадетов. Удалось слабой, умирающей женщине, которая не произнесла ни единого слова! Как?! Ей удавалось справляться и с более несдержанным и скорым на расправу человеком – с мужем, генералом Ламновским.
     Подсказку дают строки из стихотворения без названия 1869 года Ф.И.Тютчева (1803-1873).
    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется, -
    И нам сочувствие дается,
    Как нам дается благодать…

    Словарь.
    Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше (первоначально для исполнения воли Бога); добро, помощь; состояние душевного покоя, удовлетворенности.
     Великая сила умирающей женщины, пришедшей проститься с мужем, добро, перешла на кощунствующих ребят, подарив им состояние душевного покоя. Страх сделал их души очень чувствительными, к чужой боли в том числе. Заставил детей сочувствовать…

    IX. Идея рассказа или голос писателя.
     Лесков не случайно рассказал читателям эту историю. Что он имел в виду? Что хотел донести до читающих?
    Прощение дается даром, по снисходительности того, кто прощает. Извинение же вызывается причинами, которые заставляют не считать вину виною.
    Н.С.Лесков
    Как вы думаете, что имеет в виду писатель? Чем, по его мнению, отличаются извинение и прощение? А по вашему? /Извинение отменяет вину, как будто ничего и не случилось или же не случилось ничего страшного. Причем происходит это по просьбе просящего извинения. Прощение нельзя испросить, оно происходит в душе обиженного или оскорбленного человека по отношению к обидчику. Оно одинаково нужно обоим, так как вина тяжелым грузом ложится на души обоих. Прощать по-Лескову – значит останавливать рост зла в пространстве./

    Да, русская культура всечеловечна. Это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям Земли. Но может быть, самая важная, самая насущная первостепенная её задача – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного…
    Свиридов Г.В. (1915-1998), композитор.
    X. Групповая работа с дискуссионной картой.
    Счастливый конец у рассказа или нет? Докажите ответ. /Скорее счастливый, так как из кощунствующих кадетов выросли хорошие люди, заняли уважаемое положение в обществе и никогда не повторяли больше подобные шалости и отношение к людям./

    XI. Подведем итоги.
     Определение жанра рассказа – «святочный» - Лесков выбрал не случайно. Почему? / «Святочный» - значит разоблачающий нечистую силу, побеждающий ее./
     Каким словом-синонимом можно заменить слово «привидение» в названии рассказа? /Серый человек, совесть./
     Лесков по–своему решает проблему совести. Как? /Только сочувствие может пробудить совесть. Никакими наказаниями и уговорами разбудить совесть нельзя./
     Автор убежден, что читатель примет его способ пробуждения совести в человеке. /Лесков наглядно показал, к чему может привести отсутствие совести, как больно оно отзывается в окружающих и как далеко может зайти. Заставил сочувствовать читателя./
    Совесть - непосредственно-действенное
    божество среди людей и вместе с тем
    дивный отсвет высшего мира,
    и поэзия является тем же самым...
    Совесть - небесный прообраз человека.
    Новалис
     Прав ли поэт и философ 18 века Новалис в том, что поэзия, как и совесть – «действенное божество»? Что убедило нас в этом? /Поэзия, то есть литература, может пробудить в человеке сочувствие, исправить человека. Совесть делает то же самое./ Кстати, он любил рассуждать о том, что «действительность постигается не разумом, а чувствами».

    XII. Свободный микрофон.
     Сегодня я понял (-а), что …
     Я никогда до сих пор не задумывался (-ась) о том, что …
     Рассказ Лескова по-новому заставил меня посмотреть на …
     Я думаю …
    XIII. Итоги открытого журнала.

    Источник: http://авторская разработка
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Золушка (12.12.2014) | Автор: Сенчук Ольга Михайловна E
    Просмотров: 4199 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    1  
    План урока разработан методически грамотно. На данном уроке учащиеся работают в группах. Запланировано очень много разнообразных видов работ:работа по карточке, словарная работа, цитатная характеристика персонажей и т.д. Это очень заинтересовывает, но не много ли запланировано?

    2  
    Спасибо за комментарий. Вы правы: поэзию пришлось сократить до цитат, а очень многое "урезать". Хотя, в принципе, все зависит от класса.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]