Четверг
24.08.2017
00:33
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    О. Уайльд. "Соловей и Роза" Герои сказки.Идея сказки и поэтичность её стиля.
    Ниязбекова Роза Калееевна
    Учитель русского языка и литературы
    Чувашинской средней общеобразовательной школы
    Зелёновского района Западно-Казахстанской области
    Конспект открытого урока по русской словесности в 5 классе
    Тема: О.Уайльд. «Соловей и Роза» Герои сказки. Идея сказки и поэтичность её стиля.
    Цели урока:
    1. Формировать умение определять авторскую идею и тему произведения; давать характеристику героям.
    2. Развивать навыки составления портретной характеристики героев, развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки критического мышления.
    3. Воспитывать высокие нравственные качества, интерес к предмету.
    Тип урока: изучение нового и первичное закрепление.
    Метод: наглядный, частично-поисковый, методы критического мышления
    ( составление кластера, синквейна, использование стратегии шесть шляп мышления), работа в группах.
    Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг О.Уайльда.
    Запись Бетховен « Лунная соната», трели соловья
    Ход урока:
    1 Организационный момент.
    Психологический настрой.
    Здравствуйте, ребята. Настроимся на активную работу. Чтобы добиться успеха, запомните формулу успеха.( слайд 1)
    Формула успеха
    УЛЫБКА-НАСТРОЕНИЕ-ВЕРА В СЕБЯ- РЕЗУЛЬТАТ.
    Результат не заставит ждать, вы получите желаемые оценки.
    Деление класса на две команды. За правильные ответы команды будут получать жетоны (умы).
    Объявление темы и цели урока.(слайд 2).Сегодня у нас состоится разговор, который коснётся главного чувства в жизни каждого человека. Какого?
    Правильно, любви.
    О любви во все времена очень много писали и говорили
    Тема урока
    Оскар Уайльд. «Соловей и Роза»
    Герои сказки. Идея сказки и поэтичность её стиля.
    (слайд 3)
    Цель урока
    В сказке Оскара Уайльда увидеть красоту Любви;
    учиться размышлять, создавать свой мир чувств и переживаний;
    формировать чувство ответственности за свои поступки.
    Формирование знаний. О творчестве О.Уайльда.
    Жизнь О.Уайльда была сложна и противоречива.
    Он не был похож на современных ему писателей и поэтов. Очень большого роста, темно-каштановые волосы до плеч, глаза не то голубые, не то светло-серые, ярко блестящие, быстрые. Всегда одет по последней моде. Он умел говорить, рассказывать весёлые истории.
    Всю жизнь свою он творил. Родился в 1856 г. в семье известного английского врача, он получил блестящее образование в знаменитом Оксфордском университете и рано начал писать.
    Во всех своих произведениях автор утверждал единство красоты и морали, а сказка играет огромную роль в его жизни, потому что сказки О. Уайльда – это философские произведения, в которых много морали и нравственных проблем. Его сказки затрагивают самые чувствительные струны нашей души.
    В сказке «Соловей и Роза» Уайльд показывает красоту любви, которая обретает совершенство в жертвенности. Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Как вы понимаете слово «соловей» и «роза» ( Соловей – маленькая серая птичка, символ мастера, искусства пения, любви; роза – королева цветов, символ любви, это что-то очень красивое, таинственное)
    2.1)Актуализация знаний. Опережающее задание прочитать дома сказку
    Пересказ сказки. Члены команды могут помогать отвечающему.

    3). Вопросы по первичному восприятию (слайды)
    - Что вы вкладываете в понятие «любовь»?
    - Какие ассоциации (чувства) вызывает у вас это слово? (групповое составление кластера под музыку Бетховена)
    -Почему любовь бывает счастливой и несчастливой?
    - Чью любовь показал автор в сказке?
    - Чья любовь вам понравилась? почему?
    - Какие чувства испытывает студент?
    - Как проявляется любовь соловья?
    - Может ли человек прожить без любви? Почему?

    - Почему это произведение называется сказкой?
    -Почему Соловей решил помочь студенту?
    Почему расцвела красная роза?
    Формирование знаний. Герои сказки.
    -Кто главные герои сказки?
    -Назовите всех персонажей сказки?
    Что бы вы сказали о ящерице? о маргаритке? О бабочке?
    - Как вы думаете, почему сказка называется «Соловей и Роза», а не « Студент и Роза»( проблемный вопрос)
    Формирование знаний. Идея произведения.
    IV Что такое идея? Коллективно составляем ключевые слова этого понятия.
    то, к чему призывает автор, главная, основная мысль, то, чему учит автор, то, ради чего написано произведение.( Составление кластера групповое)
    Запись в тетрадях. Идея-главная мысль произведения, выражающая отношение автора к действительности.

    Соотнесите это со сказкой, выписав ключевые слова, подтверждающие
    Предположение о том, что является идейным стержнем произведения.
    чему призывает автор? чему учит автор?
    (Быть верным своей любви и не быть слабым, как Студент, отказавшийся от своей любви, посчитав его глупостью, так как оно не практично. Автор призывает к чуткости, бескорыстью, самоотверженности. Сказка учит тому, что Любовь прекрасна, когда она достигает совершенства. Сказка учит не быть предателем, эгоистом.)
    Давайте сравним, что говорит о Любви Соловей и Студент
    (составление Т – таблицы) в тетради.

    Соловей антитеза Студент
    Сколько точек зрения мы видим? Совпадают ли они?
    -Две, и ни разные. Первая: Любовь – эта радость, чудо (Соловей)
    - Любовь – это страдание, слёзы, глупость (Студент)
    Чьё мнение разделяете вы?
    - Любовь должна быть красивой и заслужить её нужно тоже красиво.
    А какова позиция автора?
    -Он придерживается позиции Соловья. Уайльд утверждает «Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости. Как ни могущественна Власть, Любовь сильнее Власти…»
    Формирование знаний. Стиль писателя
    Групповая работа над определением стиля писателя.
    Стиль – совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. (запись в тетради)
    Из чего складывается стиль писателя Уайльда?
    1 групппа
    • Какой вы увидели Розу в момент, когда она начала распускаться? Дайте её цветовое описание.(бело-серого, розоватого цвета)
    • Какие средства языка помогли сделать текст образным и выразительным?
    Сравнения: бледная, как…, серебристая, как…
    Эпитеты: Великолепная роза, живая кровь
    Метафоры: хрустальная луна, серебряное зеркало
    Олицетворение: луна слушала…
    2 группа
    • Какие языковые средства использованы для описания Любви, обретающей совершенство в Смерти?
    Эпитеты: жестокая боль, алое сердце,
    Сравнительная форма наречия: сильнее прижался, громче,
    Сравнение: сердце, как рубин
    Повтор: громче и громче, сильнее и сильнее
    Вывод: Изобразительные средства языка, их ещё называют тропами, придают поэтичность, выразительность, эмоциональность. У каждого писателя свой набор средств, которые составляют его стиль. Благодаря эпитетам, сравнениям, олицетворениям мы увидели, как ожила Роза, как она преобразилась, как Соловей в пении отдавал свою жизнь.
    Рефлексия
    -С чем остались герои? / Студент- с книгами, девушка с драгоценностями, Соловей с бессмертием /
    Вернемся к началу урока и закончим эпиграф.
    Прочитав сказку, начинаешь понимать и ценить произведения О.Уайльда за то, что они проникнуты глубокой человечностью и пробуждают в нас мечту о настоящей жизни, где есть место Любви, Мужеству и Красоте. Она пробуждает желание жить, действовать и смотреть на жизнь реально.
    Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Роуз (20.02.2015) | Автор: Ниязбекова Роза Калеевна E
    Просмотров: 2064 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Спасибо за урок. Проделана большая подготовительная работа. На уроке использованы стратегии критического мышления.Понравилось  домашнее задание на творчество

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]