Ниязбекова Роза Калееевна Учитель русского языка и литературы Чувашинской средней общеобразовательной школы Зелёновского района Западно-Казахстанской области Конспект открытого урока по русской словесности в 5 классе Тема: О.Уайльд. «Соловей и Роза» Герои сказки. Идея сказки и поэтичность её стиля. Цели урока: 1. Формировать умение определять авторскую идею и тему произведения; давать характеристику героям. 2. Развивать навыки составления портретной характеристики героев, развивать навыки групповой и индивидуальной работы, навыки критического мышления. 3. Воспитывать высокие нравственные качества, интерес к предмету. Тип урока: изучение нового и первичное закрепление. Метод: наглядный, частично-поисковый, методы критического мышления ( составление кластера, синквейна, использование стратегии шесть шляп мышления), работа в группах. Оборудование: интерактивная доска, презентация, выставка книг О.Уайльда. Запись Бетховен « Лунная соната», трели соловья Ход урока: 1 Организационный момент. Психологический настрой. Здравствуйте, ребята. Настроимся на активную работу. Чтобы добиться успеха, запомните формулу успеха.( слайд 1) Формула успеха УЛЫБКА-НАСТРОЕНИЕ-ВЕРА В СЕБЯ- РЕЗУЛЬТАТ. Результат не заставит ждать, вы получите желаемые оценки. Деление класса на две команды. За правильные ответы команды будут получать жетоны (умы). Объявление темы и цели урока.(слайд 2).Сегодня у нас состоится разговор, который коснётся главного чувства в жизни каждого человека. Какого? Правильно, любви. О любви во все времена очень много писали и говорили Тема урока Оскар Уайльд. «Соловей и Роза» Герои сказки. Идея сказки и поэтичность её стиля. (слайд 3) Цель урока В сказке Оскара Уайльда увидеть красоту Любви; учиться размышлять, создавать свой мир чувств и переживаний; формировать чувство ответственности за свои поступки. Формирование знаний. О творчестве О.Уайльда. Жизнь О.Уайльда была сложна и противоречива. Он не был похож на современных ему писателей и поэтов. Очень большого роста, темно-каштановые волосы до плеч, глаза не то голубые, не то светло-серые, ярко блестящие, быстрые. Всегда одет по последней моде. Он умел говорить, рассказывать весёлые истории. Всю жизнь свою он творил. Родился в 1856 г. в семье известного английского врача, он получил блестящее образование в знаменитом Оксфордском университете и рано начал писать. Во всех своих произведениях автор утверждал единство красоты и морали, а сказка играет огромную роль в его жизни, потому что сказки О. Уайльда – это философские произведения, в которых много морали и нравственных проблем. Его сказки затрагивают самые чувствительные струны нашей души. В сказке «Соловей и Роза» Уайльд показывает красоту любви, которая обретает совершенство в жертвенности. Каждое литературное произведение “загадка”. Иногда отгадка хранится в названии произведения. Как вы понимаете слово «соловей» и «роза» ( Соловей – маленькая серая птичка, символ мастера, искусства пения, любви; роза – королева цветов, символ любви, это что-то очень красивое, таинственное) 2.1)Актуализация знаний. Опережающее задание прочитать дома сказку Пересказ сказки. Члены команды могут помогать отвечающему.
3). Вопросы по первичному восприятию (слайды) - Что вы вкладываете в понятие «любовь»? - Какие ассоциации (чувства) вызывает у вас это слово? (групповое составление кластера под музыку Бетховена) -Почему любовь бывает счастливой и несчастливой? - Чью любовь показал автор в сказке? - Чья любовь вам понравилась? почему? - Какие чувства испытывает студент? - Как проявляется любовь соловья? - Может ли человек прожить без любви? Почему?
- Почему это произведение называется сказкой? -Почему Соловей решил помочь студенту? Почему расцвела красная роза? Формирование знаний. Герои сказки. -Кто главные герои сказки? -Назовите всех персонажей сказки? Что бы вы сказали о ящерице? о маргаритке? О бабочке? - Как вы думаете, почему сказка называется «Соловей и Роза», а не « Студент и Роза»( проблемный вопрос) Формирование знаний. Идея произведения. IV Что такое идея? Коллективно составляем ключевые слова этого понятия. то, к чему призывает автор, главная, основная мысль, то, чему учит автор, то, ради чего написано произведение.( Составление кластера групповое) Запись в тетрадях. Идея-главная мысль произведения, выражающая отношение автора к действительности.
Соотнесите это со сказкой, выписав ключевые слова, подтверждающие Предположение о том, что является идейным стержнем произведения. чему призывает автор? чему учит автор? (Быть верным своей любви и не быть слабым, как Студент, отказавшийся от своей любви, посчитав его глупостью, так как оно не практично. Автор призывает к чуткости, бескорыстью, самоотверженности. Сказка учит тому, что Любовь прекрасна, когда она достигает совершенства. Сказка учит не быть предателем, эгоистом.) Давайте сравним, что говорит о Любви Соловей и Студент (составление Т – таблицы) в тетради.
Соловей антитеза Студент Сколько точек зрения мы видим? Совпадают ли они? -Две, и ни разные. Первая: Любовь – эта радость, чудо (Соловей) - Любовь – это страдание, слёзы, глупость (Студент) Чьё мнение разделяете вы? - Любовь должна быть красивой и заслужить её нужно тоже красиво. А какова позиция автора? -Он придерживается позиции Соловья. Уайльд утверждает «Как ни мудра Философия, в Любви больше мудрости. Как ни могущественна Власть, Любовь сильнее Власти…» Формирование знаний. Стиль писателя Групповая работа над определением стиля писателя. Стиль – совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. (запись в тетради) Из чего складывается стиль писателя Уайльда? 1 групппа • Какой вы увидели Розу в момент, когда она начала распускаться? Дайте её цветовое описание.(бело-серого, розоватого цвета) • Какие средства языка помогли сделать текст образным и выразительным? Сравнения: бледная, как…, серебристая, как… Эпитеты: Великолепная роза, живая кровь Метафоры: хрустальная луна, серебряное зеркало Олицетворение: луна слушала… 2 группа • Какие языковые средства использованы для описания Любви, обретающей совершенство в Смерти? Эпитеты: жестокая боль, алое сердце, Сравнительная форма наречия: сильнее прижался, громче, Сравнение: сердце, как рубин Повтор: громче и громче, сильнее и сильнее Вывод: Изобразительные средства языка, их ещё называют тропами, придают поэтичность, выразительность, эмоциональность. У каждого писателя свой набор средств, которые составляют его стиль. Благодаря эпитетам, сравнениям, олицетворениям мы увидели, как ожила Роза, как она преобразилась, как Соловей в пении отдавал свою жизнь. Рефлексия -С чем остались герои? / Студент- с книгами, девушка с драгоценностями, Соловей с бессмертием / Вернемся к началу урока и закончим эпиграф. Прочитав сказку, начинаешь понимать и ценить произведения О.Уайльда за то, что они проникнуты глубокой человечностью и пробуждают в нас мечту о настоящей жизни, где есть место Любви, Мужеству и Красоте. Она пробуждает желание жить, действовать и смотреть на жизнь реально. Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к сказке.
|