Суббота
20.04.2024
13:55
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Образ человека в мире художественной литературы. Читатель.
    Урок русской литературы в 7 классе
    Учитель КГУ «ШГ №38» г.Усть-Каменогорск Кудрявцева Елена Александровна.
    Образ человека в мире художественной литературы. Читатель.
    Цель: Углубить понятие об образе, представить ряды литер. образов, соотнести образ человека и другие образы в художественной литературе с фольклорными и мифологическими образами. Обобщить имеющиеся у учащихся представления об образе человека в литературе, о герое литературного произведения и образе автора-творца. Показать роль читателя в мире худ. литературы. Развитие речи учащихся. Развитие творческого мышления, воображения. Воспитание интереса к книгам.
    Ход урока:
    Эпиграф:
    Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться. Э.Тоффлер
    1.Литературоведческий диктант. Дать понятия:
    Автор - (реальный человек, создатель литер. произведения, образ, персонаж)
    Художественный текст – (композиционно выстроенная, связанная и воспроизводимая последовательность словесных, эстетических знаков, которые обладают смыслом, доступным человеку)
    Художественный мир – (воображаемая реальность, воплощенная в худ.тексте)
    Читатель – (человек, который способен читать худ.текст, понимать и сопереживать)

    2.ВОПРОСЫ:
    - Для чего человек читает? Что он может узнать из книг?
    - Можно ли взять из книг какой-либо жизненный опыт, не повторять ошибок других?
    - Как на примере героев можно воспитатель в себе какие-либо качества?
    - Каких героев мы встречаем в произведениях?

    ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
    1. Художественный образ человека представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает.
    2. Образ автора (Пушкин «Повести Белкина», Шукшин «Калина Красная», автобиографические произведения)
    3. Исторические персонажи. (Петр 1, Наполеон, Кутузов)
    4. Лирические герои.
    5. Политические личности. (Сталин, Ленин, Берия, Гитлер)
    6. Образ «маленького человека» в литературе (Самсон Вырин «Метель Пушкина)
    7. Образ лишнего человека. (Евгений Онегин, Базаров у Тургенева)
    8. Вечный образ в литературе (Дон Кихот, Гамлет, Ромео и Джульетта)
    9. Образ матери. (Паустовский «Телеграмма», Некрасов «Мать» поэма,)
    10. Женский образ (Жены декабристов, героини произведений, Татьяна Ларина, Анна Каренина)
    11. Образ настоящего мужчины, героя (Король Артур, Айвенго, Робин Гуд, Мересьев «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевой, Андрей Соколов «Судьба человека» М.Шолохов, Тарас Бульба у Гоголя)

    **Чтобы узнать о духовном мире человека, его думах, его судьбе, необходимо вдумчиво и аналитически читать произведение. Сегодня мы с Вами составим проект «Юный читатель», в котором раскроем все секреты профессионального художественного чтения.

    АЛГОРИТМ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА.
    1. Выделите, разграничьте образы-персонажи.
    2. Имя собственное или другие именные номинации (псевдонимы)
    3. Вторичные способы называния персонажа (по возрасту, полу, профессии…)
    4. Портретная характеристика.
    5. Динамический и статический портрет.
    6. Внешний и внутренний портрет.
    7. Портретные детали и подробности.
    8. Жесты, мимика, манеры.
    9. Цветовая палитра.
    10. Признаки телесности (анатомия, физиология)
    11. Болезни и их эмблема.
    12. Костюм и его детали.
    13. Эстетические характеристики образа (прекрасное и безобразное)
    14. Эмоциональный портрет и диапазон чувств.
    15. Лик-лицо-личина. Социальные роли и маски персонажей в худ. мире
    16. Соотнесенность и взаимосвязи образов между собой и с другими образами.

    ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»
    3. ЗАДАНИЯ: Дать письменные советы. (Работа в группах)
    1. Как выбрать себе книгу.
    2. Как надо читать книгу.
    3. Читатель в роли критика. Почему нравится или не нравится то или иное произведение? + и -.
    4. Проблема: противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью в школе поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; Что для этого надо сделать?
    5. Что лучше – книга, отпечатанная на бумаге или электронная книга? Приведите аргументы ЗА и ПРОТИВ.
    6. Читательская компетентность неразрывно связана с понятием «квалифицированный читатель». Дайте свое понятие этому термину.
    (Квалифицированный читатель», который не только хорошо владеет русским языком, то есть языковой компетенцией, не только имеет навык литературоведческого анализа текста, но и обладает способностью к рефлексии над языковым материалом и литературным фактам)
    7. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Как их развить в процессе чтения?
    8. Как надо готовится к урокам по другим наукам – изучить заданный параграф (география, биология, история, физика…). Что необходимо для себя выделять, как лучше запоминать нужный параграф?
    9. Существует профессиональная, научная, художественная, публицистическая литература. Как Вы думаете, нужно ли простому человеку читать все это подряд, или нужно выбирать что читать. Как надо самообразовываться?

    Работа в группах. Выступление с проектами. (3 мин)

    ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОРТФЕЛЬ.

    Читательский портфель - документальное подтверждение начитанности и образованности ученика. Записывать все, что прочитали сверх учебников по всем предметам. Итоги подведем в 1 полугодии и за год.
    В тетради по литературе на 4 последних страницах завести Читательский портфель.

    Домашнее задание:
    Литература и история. Пушкин «Полтава». Стр. 8-42 учебник;
    Хрестоматия АВ.Лазарев «Петр Великий» стр. 6-7 о Полтавской битве.
    Подготовить сообщения: (3 минуты)
    1) о Петре 1
    2) о битве под Полтавой
    3) О Мазепе
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Орхидея (30.04.2014) | Автор: Кудрявцева Елена Александровна E
    Просмотров: 5379 | Комментарии: 3 | Теги: литература, читатель, интеллект | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 3
    3 Золушка  
    0
    Это интересный способ подачи теоретической темы в 7 классе. Сама я обычно даю ее лекционно. Есть что взять на заметку. Но, вероятно, необходимо выбирать для такое подачи материала подготовленные классы...

    2 Надежда  
    0
    Понравилась разработка урока. Последовательность этапов урока плавно переходит от простого к сложному.Логично и последовательно. Домашнее задание (можно дать одаренным детям на выбор, то есть по группам).Спасибо!

    1 комбусто  
    0
    Необычный урок, много интересных идей, современный подход к обучению. Спасибо, творческих успехов вам!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]