Четверг
27.07.2017
23:43
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Образы низшей славянской мифологии в русской литературе
    Акшабаева Раушан Чарипкановна
    учитель русского языка и литературы
    Курчумская средняя школа №4
    Восточно-Казахстанская область
    Образы низшей славянской мифологии в русской литературе (6 класс)
    Цель: 1) Познакомить учащихся с образами низшей славянской мифологии, показать её образность.
    2) Развитие творческого воображения, умения работать с текстом, способностей анализировать, выявлять главное;
    3) Воспитание интереса к русской литературе, народному творчеству.
    Тип урока: комбинированный.
    Оборудование: презентация «Образы низшей мифологии в русской литературе».

    Ход урока.
    І. Оргмомент
    Психологический настрой (слайд 1)
    ІІ. Проверка знаний.
    (слайды 2-3) Беседа:
    • С каким образом низшей славянской мифологии вы познакомились на прошлом уроке?
    • Что вы знаете о домовом?
    • Как описал домового в своем стихотворении А.С.Пушкин?
    ІІІ. Изучение нового материала
    (слайд 4) 1. Знакомство с эпиграфом.
    Там чудеса, там леший бродит,
    Русалка на ветвях сидит...
    А.С.Пушкин
    (слайд 5) 2. Актуализация темы, целей урока.
    Слово учителя: Литература первой половины XIX века, затрагивающая мир народной нечисти, с одной стороны, обильно цитировала крестьянские высказывания, объяснения, с другой - противопоставляла им доводы образованных людей, часто горожан-материалистов. Романтики при этом старались оставить читателя один на один с мнением тех и других, не отдавая явного предпочтения ни крестьянским доказательствам, ни логическим умозаключениям образованных героев, не высказывая своей авторской точки зрения. Рубеж XIX-XX столетий, с одной стороны, продолжил традицию описания народных мифологических представлений, преподнося их читателю в виде прямых цитат из фольклорных рассказов, с другой - внес много нового, переосмыслив народные образы или придав им совершенно иной смысл, наделив их художественными функциями, не присущими фольклору.
    3. Составление кластера «Образы низшей мифологии».
    (слайд 6)



    4. Объяснение нового материала. Слово учителя.
    • Загадка о Водяном. (слайд 7)
    Внутри него водица,
    С ним не хотят водиться,
    А все его подружки -
    Пиявки да лягушки!
    Водорослями зарос
    Добрый дедушка Мороз?

    (слайд 8) Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов. Тихими лунными ночами водяной забавляется тем, что хлопает по воде в ладоши. С собой на дно он утаскивает тех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после заката.
    Просмотр отрывка из м/ф «Летучий корабль» - «Песенка Водяного».
    Как вы думаете, кто еще из образов низшей мифологии может обитать в воде?
    (слайд 9) Название "русалка" в славянской мифологии происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый", "чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное водяное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже там. Так же по славянским поверьям русалки не имели хвоста.
    Просмотр отрывка из сказки «Русалочка» Г.Х.Андерсена.
    5. Чтение стихотворения К.Д.Бальмонта «Русалка».
    6. Беседа:
    • Определите настроение стихотворения?
    • Опишите мир русалки в стихотворении Бальмонта.
    • Какие краски преобладают в стихотворении?
    7. Знакомство с образом лешего.
    • Загадка о Водяном. (слайд 10)
    Он живет глуши лесной,
    Сердца моего герой.
    Он костями громыхает
    И в округе всех пугает.
    Это что за старичок?
    Ну, конечно, Пятачок?
    (слайд 11) Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий пошутить над заблудшими. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.
    (слайд 12) Знакомство со стхт Г.Дергачева «Леший».
    8. Анализ стхт Е.Курдакова «Леший»
    • Как в произведении поэта воспринимается леший древними славянами?
    • Какими действиями наделяет автор своего героя?
    • Как складываются отношения лешего и автора стихотворения?
    • Похожи ли между собой лешие в стихотворениях Е.Курдакова и Г.Дергачева?
    ІV. Закрепление
    Викторина «Почему»? (слайды 13-16)
    Микроцель: представить малые жанры устного народного творчества– приметы, связать их с образами славянской мифологии.
    • Пекли блины на масленицу, потому что ....
    • В новый дом первой впускали кошку, потому что ...
    • Веник – обязательный предмет домашнего обихода, потому что …
    • Обязательно подбирали найденную подкову на улице и приносили ее в дом, потому что …
    • Славяне крестились перед тем, как войти в воду, потому что...
    V. Рефлексия
    1. Что нового вы для себя узнали на уроке?
    2. Что вам особенно запомнилось?
    VІ. Дом.задание: наизусть (по выбору учащихся), рисунок, поделка одного из образов низшей мифологии
    VІІ. Подведение итогов.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: собака (04.02.2014) | Автор: Акшабаева Раушан Чарипкановна E
    Просмотров: 2599 | Комментарии: 1 | Теги: образы низшей славянской мифологии | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Спасибо за интересный материал к уроку.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]