Открытый урок по русскому языку в 7 классе Взаимоотношения человека и природы в романе Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо» Цели: создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, при которых они могли самостоятельно изучить материал урока Задачи: Образовательная: познакомить учащихся с личностью Д.Дефо, с его романом «Приключения Робинзона Крузо »; активизировать мыслительную деятельность учащихся Развивающая: развивать воображение, логическое мышление, навыки выразительного чтения, работы в группе Воспитательная: воспитывать речевую культуру, формировать чувство эстетического отношения к окружающему миру Тип урока: творческая мастерская Ход урока (класс предварительно разбит на группы) 1. Вступительное слово учителя. (Звучит аудиозапись “Голос моря”) Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе. Итак, сегодня мы поговорим об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключения Робинзона Крузо". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний. Прежде чем приступить к работе над произведением, давайте вспомним некоторые термины, которые нам необходимы для сегодняшней работы. Что такое художественное пространство в литературе? Что такое пейзаж? Для чего он нужен в литературе? Тема нашего урока звучит: Взаимоотношения человека и природы в романе Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо – Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. Молодцы. А теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали текст. Дети задают вопросы друг другу: 1. О ком говорится в следующем тексте? С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо. 2. - “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/. 3. Про кого Робинзон говорит: ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны :меня полюбил:" 4. Что в романе имеет название «Отчаяние?» 5. Первое слово, выученное Пятницей? Учитель: – Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло? Ученики: – Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки. Учитель: – Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове? Ученики: – Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище. Осмысление Чтобы правильно понять и оценить поступки нашего героя в течение 28 летнего пребывания на необитаемом острове, неплохо бы узнать об авторе, который создал этот роман. Мой помощник (имя ученика называется) расскажет вам об авторе и об истории создания этого романа. А вы, читатели, записывайте в тетрадь по литературе то, что считаете важным из жизни автора. (Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа , корзинка с едой…Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль. Вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ). – Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове. Учитель (благодарит Даниэля Дефо за рассказ и обращает внимание класса на книгу писателя): – Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль. Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге. Прием «Проект» Сегодня на уроке мы с вами проведем три эксперимента: «Познание самого себя», «Усвоение Библии», «Покорение природы». Класс делится на три группы. Каждой группе дается вопросник по теме проекта. 1 группа 1. Почему Робинзон уходит в море? 2. Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете? 3. Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца? 4. А подготовлен ли Робинзон к морю 5. Как воспитан Робинзон? 6. Готов ли он к какой-нибудь деятельности? 7. Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море? 8. Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море? 9. Что главное в человеке разум или страсти? 10. Как называет свой остров Робинзон? И почему именно так? 11. Какие чувства не дают покоя Робинзону? 12. Научился ли Робинзон контролировать их. 2 группа 1. Как сказалось изучение Библии на образе жизни Робинзона? 2. Каково значение Библии для Робинзона? 3. Какие действия он предпринял, руководствуясь Библией? 4. Уточните, когда Робинзон начинает по-настоящему осваивать остров? 5. Связано ли освоение Робинзоном Библии с освоением природы? 3 группа 1. Что главное для Дефо в труде: работа руками или работа головой? 2. Как вы понимает выражение «покорение природы». В чём оно заключается? 3. Какое значение имеет пейзаж при описании трудовой деятельности Робинзона? Прием «Авторский стул» - ответы учащихся А теперь давайте попробуем вместе с нашим героем перенестись на необитаемый остров и почувствовать себя Робинзонами. Просмотр видеоролика «Мир дикой природы». Группа № 1. Давайте еще раз вспомним, какую роль в жизни человека играет природа? Группа № 2. А какую роль она сыграла в жизни Робинзона? Группа № 3. Что такое пейзаж? Для чего же автор вводит описания природы в роман? Работа с текстом по группам: Карточка № 1. что будет со мной, если на мою палатку обрушится гора и навсегда похоронит мои вещи, мою провизию - все, без чего я не могу здесь прожить? И сердце снова замерло. После третьего толчка наступило затишье. Я стал приходить в себя, почувствовал себя гораздо бодрее, но все-таки у меня не хватило храбрости вернуться домой. Долго еще в глубоком унынии сидел я на земле, не зная, на что решиться, что предпринять. Между тем небо покрылось тучами, потемнело, как перед дождем. Подул ветерок, сначала слабый, почти незаметный, потом сильней и сильней, и через полчаса налетел ураган. Море запенилось, закипело и стало с бешеным ревом биться о берега. Деревья вырывало с корнями. Так продолжалось часа три. Никогда не видал я такой яростной бури. Потом буря стала понемногу стихать. Часа через два наступила полная тишина, и тотчас же полил обильный дождь.
Карточка № 2. Лишь через три дня я добрался до дому (так я буду теперь называть мою палатку и пещеру) и с восхищением вспоминал чудесную долину, открытую мной, представлял себе ее живописное местоположение, ее рощи, богатые плодовыми деревьями, думал о том, как хорошо она защищена от ветров, сколько в ней благодатной родниковой воды, и пришел к заключению, что то место, где я построил себе дом, было выбрано мною неудачно: это одно из худших мест на всем острове. А придя к такому заключению, я, естественно, начал мечтать, как бы мне переселиться туда, в цветущую зеленую долину, где такое изобилие плодов. Нужно было подыскать в этой долине подходящее место и оградить его от нападения хищников. Эта мысль долго волновала меня: свежая зелень прекрасной долины так и манила к себе. Мечты о переселении доставляли мне великую радость.
Карточка № 3. Молодые деревца, которые я насадил перед крепостью, давно разрослись в густую рощу, и в этой роще тоже поселилось множество птиц. Они вили гнезда на невысоких деревьях и выводили птенцов, и вся эта кипящая вокруг меня жизнь утешала и радовала меня в моем одиночестве. Таким образом, повторяю, мне жилось бы хорошо и уютно и я был бы совершенно доволен судьбой, если бы не боялся, что на меня нападут дикари.
Вопросы по тексту: Как описание природы помогает раскрыть состояние Робинзона в данный момент? Какое настроение у Робинзона? Какие слова это подтверждают? Подчеркните эти строки. Как относится к природе герой в данную минуту? Рефлексия Просветители верили, что человек от природы добр и разумен, должен сохранять связь с природой, быть «естественным человеком», подчинять страсти, чувства (отчаяние, ярость, страх) разуму. Оказавшись на необитаемом острове, в полной изоляции, что начал делать Робинзон Крузо? Он стал заново сотворять мир. Новый мир вокруг себя. Его маленький остров стал очагом жизнетворения. Робинзон Крузо был в этом диком месте — исполняющим обязанности Бога-Творца.
Он встретил первозданный хаос, запустение, а сотворил — Очаг Жизни, построенный на разумных началах.
Сейчас я предлагаю вам написать письмо. Письмо Робинзону. В этом письме вы выскажете свое мнение об этом герое. (дети пишут письмо, зачитывают свои письма в группах, выбирают лучшее письмо от группы) Подведение итогов - Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона? - Современна ли эта книга? - Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения. Подведение итогов, выставление оценок. Прием «Авторский стул» - чтение писем Учитель: – Чтобы закончить наш сегодняшний разговор не на грустной ноте, мы хотим предложить вам (называется имя ученицы, которая будет читать наизусть стихотворение) шуточное стихотворение английского поэта
Роберта Грейвза “Робинзон Крузо”.
Один-одинёшенек жил Робинзон На острове необитаемом. Бродил по безлюдному острову он И был его полным хозяином. Он шил себе платье из козьих шкур, Питался одною козлятиной И был чрезвычайно печален и хмур От этой еды обязательной. Бывало, весь день на скале он сидит, Тоскует и с места не сдвинется, Ворчит, что пропал аппетит и твердит Своей длиннохвостой любимице: - Ах, милая кошечка, я изнемог. Пойми, мой дружок полосатенький, Так хочется мне хоть разок, хоть разок Потешить себя поросятинкой!
Итоги обсуждения. Дефо подвергает характер Робинзона испытанию одиночеством и лишениями, но Робинзон с честью выдерживает это испытание. Он сумел превратить остров Отчаяния в остров Надежды. Робинзон — типичный англичанин того времени, представитель среднего класса, имеет достоинства и недостатки, которые сам анализирует. И что самое важное — герой изменяется на протяжении всего романа. Нравственное изменение Робинзона происходит под воздействием его «обращения» к Богу — что соответствовало пуританским настроениям английских читателей тех лет. Но главное, что старается показать Дефо, — внутреннее созревание человека, полного воли, энергии и трудолюбия. Весь роман проникнут просветительскими идеями — прославлением разума, оптимизмом и проповедью благотворности труда для становления и самоутверждения личности человека.
Учитель: Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.
Домашнее задание: Написать сочинение “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо”