Четверг
23.11.2017
06:33
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Открытый урок по литературе в 7 классе
    Открытый урок по русскому языку в 7 классе Взаимоотношения человека и природы в романе Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
    Цели: создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, при которых они могли самостоятельно изучить материал урока
    Задачи:
    Образовательная: познакомить учащихся с личностью Д.Дефо, с его романом «Приключения Робинзона Крузо »; активизировать мыслительную деятельность учащихся
    Развивающая: развивать воображение, логическое мышление, навыки выразительного чтения, работы в группе
    Воспитательная: воспитывать речевую культуру, формировать чувство эстетического отношения к окружающему миру
    Тип урока: творческая мастерская
    Ход урока
    (класс предварительно разбит на группы)
    1. Вступительное слово учителя. (Звучит аудиозапись “Голос моря”)
    Урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, вы слышите голос стихии. Голос моря. Оно сурово и не прощает слабости. Оно, как жизнь, шлет испытания, и не каждый их выдерживает. Так будет. Так есть. Так было и во времена Дефо, когда Англия начинала осваивать морские просторы и отважные безумцы бросали вызов судьбе.
    Итак, сегодня мы поговорим об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключения Робинзона Крузо". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.
    Прежде чем приступить к работе над произведением, давайте вспомним некоторые термины, которые нам необходимы для сегодняшней работы.
    Что такое художественное пространство в литературе?
    Что такое пейзаж? Для чего он нужен в литературе?
    Тема нашего урока звучит: Взаимоотношения человека и природы в романе Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо
    – Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. Молодцы. А теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали текст.
    Дети задают вопросы друг другу:
    1. О ком говорится в следующем тексте? С самого раннего детства я больше всего на свете любил море.
    Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо.
    2. - “Ненужный хлам! Зачем ты мне теперь?” – о чем это говорит Робинзон? И почему? /Деньги, чья ценность оказывается условной/.
    3. Про кого Робинзон говорит: ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны :меня полюбил:"
    4. Что в романе имеет название «Отчаяние?»
    5. Первое слово, выученное Пятницей?
    Учитель:
    – Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?
    Ученики:
    – Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.
    Учитель:
    – Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?
    Ученики:
    – Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.
    Осмысление
    Чтобы правильно понять и оценить поступки нашего героя в течение 28 летнего пребывания на необитаемом острове, неплохо бы узнать об авторе, который создал этот роман. Мой помощник (имя ученика называется) расскажет вам об авторе и об истории создания этого романа. А вы, читатели, записывайте в тетрадь по литературе то, что считаете важным из жизни автора.
    (Под звук фонограммы, на “театральной” сцене появляется сам Д. Дефо. На нём одета шкура зверя, оборванные джинсы, соломенная шляпа , корзинка с едой…Он садится в кресло на морском побережье и задумчиво смотрит вдаль. Вдруг, оторвавшись от своих мыслей, он начинает свой рассказ).
    – Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.
    Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.
    Учитель (благодарит Даниэля Дефо за рассказ и обращает внимание класса на книгу писателя):
    – Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.
    Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.
    Прием «Проект»
    Сегодня на уроке мы с вами проведем три эксперимента: «Познание самого себя», «Усвоение Библии», «Покорение природы».
    Класс делится на три группы. Каждой группе дается вопросник по теме проекта.
    1 группа
    1. Почему Робинзон уходит в море?
    2. Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?
    3. Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?
    4. А подготовлен ли Робинзон к морю
    5. Как воспитан Робинзон?
    6. Готов ли он к какой-нибудь деятельности?
    7. Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?
    8. Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?
    9. Что главное в человеке разум или страсти?
    10. Как называет свой остров Робинзон? И почему именно так?
    11. Какие чувства не дают покоя Робинзону?
    12. Научился ли Робинзон контролировать их.
    2 группа
    1. Как сказалось изучение Библии на образе жизни Робинзона?
    2. Каково значение Библии для Робинзона?
    3. Какие действия он предпринял, руководствуясь Библией?
    4. Уточните, когда Робинзон начинает по-настоящему осваивать остров?
    5. Связано ли освоение Робинзоном Библии с освоением природы?
    3 группа
    1. Что главное для Дефо в труде: работа руками или работа головой?
    2. Как вы понимает выражение «покорение природы». В чём оно заключается?
    3. Какое значение имеет пейзаж при описании трудовой деятельности Робинзона?
    Прием «Авторский стул» - ответы учащихся
    А теперь давайте попробуем вместе с нашим героем перенестись на необитаемый остров и почувствовать себя Робинзонами.
    Просмотр видеоролика «Мир дикой природы».
    Группа № 1. Давайте еще раз вспомним, какую роль в жизни человека играет природа?
    Группа № 2. А какую роль она сыграла в жизни Робинзона?
    Группа № 3. Что такое пейзаж? Для чего же автор вводит описания природы в роман?
    Работа с текстом по группам:
    Карточка № 1.
    что будет со мной, если на мою палатку обрушится гора и навсегда похоронит мои вещи, мою провизию - все, без чего я не могу здесь прожить? И сердце снова замерло. После третьего толчка наступило затишье. Я стал приходить в себя, почувствовал себя гораздо бодрее, но все-таки у меня не хватило храбрости вернуться домой. Долго еще в глубоком унынии сидел я на земле, не зная, на
    что решиться, что предпринять.
    Между тем небо покрылось тучами, потемнело, как перед дождем. Подул ветерок, сначала слабый, почти незаметный, потом сильней и сильней, и через полчаса налетел ураган. Море запенилось, закипело и стало с бешеным ревом биться о берега. Деревья вырывало с корнями. Так продолжалось часа три. Никогда не видал я такой яростной бури. Потом буря стала понемногу стихать. Часа через два наступила полная тишина, и тотчас же полил обильный дождь.

    Карточка № 2.
    Лишь через три дня я добрался до дому (так я буду теперь называть мою палатку и пещеру) и с восхищением вспоминал чудесную долину, открытую мной, представлял себе ее живописное местоположение, ее рощи, богатые плодовыми деревьями, думал о том, как хорошо она защищена от ветров, сколько в ней благодатной родниковой воды, и пришел к заключению, что то место, где я построил себе дом, было выбрано мною неудачно: это одно из худших мест на всем острове. А придя к такому заключению, я, естественно, начал мечтать, как бы мне переселиться туда, в цветущую зеленую долину, где такое изобилие плодов. Нужно было подыскать в этой долине подходящее место и оградить его от нападения хищников. Эта мысль долго волновала меня: свежая зелень прекрасной долины так и
    манила к себе. Мечты о переселении доставляли мне великую радость.

    Карточка № 3.
    Молодые деревца, которые я насадил перед крепостью, давно разрослись в густую рощу, и в этой роще тоже поселилось множество птиц. Они вили гнезда на невысоких деревьях и выводили птенцов, и вся эта кипящая вокруг меня жизнь утешала и радовала меня в моем одиночестве.
    Таким образом, повторяю, мне жилось бы хорошо и уютно и я был бы совершенно доволен судьбой, если бы не боялся, что на меня нападут дикари.

    Вопросы по тексту: Как описание природы помогает раскрыть состояние Робинзона в данный момент? Какое настроение у Робинзона? Какие слова это подтверждают? Подчеркните эти строки. Как относится к природе герой в данную минуту?
    Рефлексия
    Просветители верили, что человек от природы добр и разумен, должен сохранять связь с природой, быть «естественным человеком», подчинять страсти, чувства (отчаяние, ярость, страх) разуму.
    Оказавшись на необитаемом острове, в полной изоляции, что начал делать Робинзон Крузо?
    Он стал заново сотворять мир. Новый мир вокруг себя. Его маленький остров стал очагом жизнетворения. Робинзон Крузо был в этом диком месте — исполняющим обязанности Бога-Творца.

    Он встретил первозданный хаос, запустение, а сотворил — Очаг Жизни, построенный на разумных началах.

    Сейчас я предлагаю вам написать письмо. Письмо Робинзону. В этом письме вы выскажете свое мнение об этом герое. (дети пишут письмо, зачитывают свои письма в группах, выбирают лучшее письмо от группы)
    Подведение итогов
    - Вы говорили, что вам понравился этот роман. А почему? Научил ли вас чему-либо пример Робинзона?
    - Современна ли эта книга?
    - Правы ли те исследователи, которые считают роман “Робинзон Крузо” гимном Человеку? Обоснуйте свою точку зрения. Подведение итогов, выставление оценок.
    Прием «Авторский стул» - чтение писем
    Учитель:
    – Чтобы закончить наш сегодняшний разговор не на грустной ноте, мы хотим предложить вам (называется имя ученицы, которая будет читать наизусть стихотворение) шуточное стихотворение английского поэта

    Роберта Грейвза “Робинзон Крузо”.

    Один-одинёшенек жил Робинзон
    На острове необитаемом.
    Бродил по безлюдному острову он
    И был его полным хозяином.
    Он шил себе платье из козьих шкур,
    Питался одною козлятиной
    И был чрезвычайно печален и хмур
    От этой еды обязательной.
    Бывало, весь день на скале он сидит,
    Тоскует и с места не сдвинется,
    Ворчит, что пропал аппетит и твердит
    Своей длиннохвостой любимице:
    - Ах, милая кошечка, я изнемог.
    Пойми, мой дружок полосатенький,
    Так хочется мне хоть разок, хоть разок
    Потешить себя поросятинкой!



    Итоги обсуждения.
    Дефо подвергает характер Робинзона испытанию одиночеством и лишениями, но Робинзон с честью выдерживает это испытание. Он сумел превратить остров Отчаяния в остров Надежды.
    Робинзон — типичный англичанин того времени, представитель среднего класса, имеет достоинства и недостатки, которые сам анализирует. И что самое важное — герой изменяется на протяжении всего романа. Нравственное изменение Робинзона происходит под воздействием его «обращения» к Богу — что соответствовало пуританским настроениям английских читателей тех лет.
    Но главное, что старается показать Дефо, — внутреннее созревание человека, полного воли, энергии и трудолюбия.
    Весь роман проникнут просветительскими идеями — прославлением разума, оптимизмом и проповедью благотворности труда для становления и самоутверждения личности человека.

    Учитель: Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

    Домашнее задание: Написать сочинение “Чему учит нас роман “Робинзон Крузо”
    Категория: Разработки уроков | Добавил: работа (11.02.2014) | Автор: Мира E W
    Просмотров: 3135 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Спасибо за урок, интересный, позитивный, поучительный.Проведена большая воспитательная работа.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]