Вторник
21.11.2017
05:22
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 370
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Россия-Родина моя
    СКО, Акжарский район, с. Талшик
    Бестерекская средняя школа
    учитель русского языка и литературы Хадесова Написа Галеевна
    Урок русского языка 7 класс
    Тема: Россия-Родина моя.
    Цель:
    -проверить знания по теме «Словосочетание»
    -развить умения вести монологическую и диалогическую речь;
    -формирование культуроведческой компетенции;
    -воспитание чувства любви и уважение к Родине: ее природе, обычаям, заветам;
    -активизировать творческое воображение.
    Уважаемые гости!
    Вашему вниманию мы представляем урок-отчет по грамматической теме: «Словосочетание». Лексическая тема: « Россия-Родина моя»
    Россия. Какое красивое слово!
    И роса, и сила, и синее что-то.
    С.Есенин

    І. Познавательно- исследовательская часть
    1.Как произошли названия Русь и Россия?
    Предками русских,украинцев и белорусов были восточные славяне. Невольно напрашивается вопрос: как произошли названия Русь и Россия?
    Русью, Русской землей с самого начало стало называться государство восточных славян, это послужило основной для возникновения понятия «русской», «русские». Название Россия как обозначение страны впервые появляется в документах конца XVв, но конца XVII в. она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством.
    Главный среди родичей назывался князем. Русская летопись XIв. повествует историю о том, как, устав от споров и беспорядков в своих родах, славяне и кривичи решили найти себя князя за морем. Слышали они, что в одном роде варяжском есть три князя, которые судят правдиво, да и воины они хорошие. Звали тех братьев Рюрик, Синеус и Трувор.
    Современные историки считают, что братьев у Рюрика не было, а слова «синеус» и «трувор» переводятся на русский язык как « с домом и дружиной»… Славяне надеялись, что «чужаку» удастся установить мир и порядок в их землях.
    «…И отправились послы к варягам и сказали им: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней не; придите княжить и владеть нами».
    Варяжские князья согласились и пришли к ним со своим родом и всей Русью. Поэтому и земля, где они стали княжить, была названа Русью.
    2.Этимология слова Родина.
    Слова родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
    Родить-значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса…), родит почва, земля. Родители-отец и мать, у которых рождаются дети.
    Родич-родственник, член рода. Родня- родственники.
    Родословная-перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее. Родина-это и отчество, страна, и место рождения человека.
    Народ-нация, народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.
    Д/Задание: поинтересуйтесь у родителей своей родословной, расскажите о своем роде, о своих предках.
    3. Лирическое вступление
    «Люблю тебя, моя Россия».
    Люблю тебя, моя Россия, Люблю твои луга и нивы,
    за ясный свет твоих очей, прозрачный зной твоих равнин,
    за ум, за подвиги святые, к воде склонившиеся ивы,
    за голос звонкий, как ручей. Верха пылающих рябин.

    Одною общею судьбою Люблю тебя с твоей тайгою,
    навеки связанный с тобой, с воспетым трижды камышом,
    горжусь, как матерью, тобою, с великой Волгою-рекою,
    благословляющей на бой. с могучим быстрым Иртышом.

    В минуту горя, в час разлуки Люблю, глубоко понимаю
    Целую мысленно всегда степей задумчивую грусть.
    Твои натруженные руки Люблю все то,что называю
    В часы бессменного труда Одним широким словом «Русь»…
    В глухую ночь грозы военной Люблю тебя, моя Россия,
    И в светлый полдень торжества за твой характер боевой,
    Несу в себе, как дар бесценный, за испытанья грозовые,
    Огонь великого родства… за величавый облик твой…
    Сергей Васильев.
    У: Высказывание выдающего русского педагога К.Д.Ушинского: «Наше отечество,- наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому что, в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят разным нам языком и се в ней для нас родное, а матерью- потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас…
    Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
    II.Диалогическая часть
    У: Величайшая ценность народа- его язык. Пока жив язык, жива нация.
    Похвальное слово Русскому Языку.
    На свете много стран больших
    И много малых есть,
    И для народностей любых
    Язык свой- это честь.
    Городиться вправе ты, француз,
    Французским языком.
    Ты говоришь всегда, индус,
    На языке своем.
    Китаец, турок, серб, иль чех,
    Датчанин, грех иль финн,-
    Конечно, вам дороже всех
    Родной язык один.
    А я судьбу благодарю,
    Мне выше счастья нет,
    Что вот по-русски говорю
    Уже тринадцать лет.
    *
    И если мир узнал о том ,
    Что счастлив стал таджик,
    Что сын казахов, наш Джамбул,
    Среди певцов велик ,
    Что щедрый край Узбекистан
    Сверкает, как цветник
    То это ты возвысил нас,
    О русский наш язык!
    *
    Историки, философы, поэты
    Стоят в строю, сомкнув плечо к плечу
    Посланцы всех веков разноязыки,
    Они на полках продолжают жить.
    Язык России, мудрый и великий
    Заставил их мной заговорить
    2. Вспомним теоретический материал.
    Мы изучаем раздел русского языка, который именуется Синтаксисом.
    Синтаксис- это что такое?
    Я изучаю связи слов
    И знаю их предназначение,
    Я вам всегда помочь готов
    Из слов построить предложение.
    Его строенье я постиг
    И форму словосочетания,
    И в строе речи каждый сдвиг
    Я не оставлю без внимания. (П.Чесноков)
    2.Наша грамматическая тема: «Словосочетание».
    1.Что такое словосочетание?
    2.Из каких частей состоят словосочетания?
    Подчинительное словосочетание
    Внимание! Внимание!
    Вот словосочетание.
    В нем ходят парою слова
    Но не равны у них права.
    В нем слово главное всегда
    С зависимым шагает.
    А кто есть кто- нам без труда
    Вопрос определяет.
    Вопрос от главного идет
    К зависимому слову,
    И никогда наоборот,
    Запомни как основу.
    (А. Косоговский)
    3. Что не являются словосочетаниями?
    Приведите примеры.
    Спор романтика и реалиста.
    Слово, считающее себя романтиком. Больше всего я люблю, когда что-нибудь сочиняют! Правда, при этом нельзя задавать никаких вопросов от одного слова к другому, но к чему вопросы, когда между словами и так все ясно. Молчание-это так романтично! И как прекрасно сознавать, что кто-то начинает противопоставлять себя остальным. Но дружба побеждает- иначе стоило ли сочинять?!
    Когда слова сочинены. Их связывает много общего- чаще всего они родились в одной стране Частей Речи! Но это не все: их может связывать нечто еще более прекрасное и надежное- я имею ввиду сочинительные союзы. Они так кратки (я хотела сказать- коротки) и так многозначительны (я хотела сказать- многозначны)! Даже когда они противительные, то совсем не противные. На них тоже действует атмосфера дружбы. Когда все независимы, это так хорошо.
    Слово, считающее себя реалистом. Вы все это просто сочиняете, друг мой. А сочинять и фантазировать- синонимы, не правда ли? Вы смотрите на все это сочинение через розовые очки. Ну что хорошего, скажите на милость, не знать, кто главный. С кого же тогда спрашивать?! Ведь без вопросов внутри словосочетания нет и ответов внутри него, а это уже полная безответственность! Нет, так вопросы не решают.
    То ли дело у нас в подчинении! Я говорю «у нас», потому что читаю слабость к этому виду связи и стараюсь участвовать в нем почаще. У нас каждое слово имеет свой характер: одно слово по характеру-главное, а другое-зависимое. А узнать их очень просто: стоит только правильно задать вопрос. Вопрос так и летает- от главного слово к зависимому, и опять –от главного к зависимому… И сколько раз его не задают, ответ всегда один и тот же, потому что у нас порядок, у нас дисциплина и никаких там споров и сочинений.
    И потом, я не люблю никаких союзов! И вообще никаких посредников- ничто не должно стоять между словами. когда они хотят выяснить свои отношения. Для этого у самостоятельных слов есть все, что им нужно.
    Главное слово вообще не должно заботиться о всяких там средствах выражения связи-на то оно и главное. А у зависимого слова, что бы выразить свое почтительное отношение к главному, обычно есть окончания. Их можно менять. Это прекрасное средство! Некоторым зависимым словом этого кажется мало: они прибегают и ко второму средству-употребляюся с предлогом. Зависимые слова находят средство выразить свое подчинительное отношение даже тогда,когда у них нет ни окончаний, ни друзей среди предлогов: ведь у каждого есть то последнее,чего никто не отнимает собственная значимость (я хотела сказать-значение). И это прекрасно!
    4.Чем отличается слово от словосочетания?
    Приведите примеры.
    5.Как связываются слова в словосочетании?
    6.Расскажите о способах синтаксической связи в словосочетании.
    Каким способом подчиниться?
    Веселый разговор.
    Главное слово. Мой любимый способ связи-согласование.
    Люблю,чтобы со мной во всем соглашались: будь то любое лицо или род,число или падеж. Но одного согласия мне мало- я ценю подражание.
    Я говорю другому слову: смотри на меня и делай,как я. Прямо как в известной телепередаче, которая так и называлась: «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас».
    Впрочем, лучше меня сделать невозможно.
    Зависимое слово. Не все так стремятся е власти. Вполне самостоятельное может быть очень зависимым. Это зависит от характера слова. Я, например, мягкое и податливое, как воск. Я тоже обожаю согласование, но терпеть не могу быть образцом для подражания. Напротив, мне нравится принимать такую форму, какую выбрало другое слово, которое считают главным; мне доставляет удовольствие следить за малейшими его изменениями и следовать им до тонкостей.
    Так и живем- как нитка с иголкой. Ниточкой быть так приятно! А отвечать на вопросы, которые задают мне от главного слова,- мое любимое занятие!
    Главное слово. Я не согласна. Я вообще не люблю согласования. Считаю, что для самостоятельного слова самое подходящее занятие- управлять!
    Управление- вот способ достичь всего, чего хочешь. Но если хочешь, чтобы тебя слушались, не требуй слишком многого- только того, что могут исполнить. И к чему слепое подражание?
    Меня, например, в зависимом слове интересует только падеж. (У каждого свои вкусы, не правда ли?) Бывают, конечно, у меня и свои капризы: то мне хочется, чтобы зависимое слово употреблялось с предлогом, то глаза бы мои не видели никаких предлогов; то подавай мне только один падеж, о других и слышать не хочу, то иногда я вроде становлюсь помягче: можно при мне постоять в винительным, но позволено и в предложном. Это я так, для примера говорю, Одним словом, для такого слова, как я, управлять - самое милое дело.
    Зависимое слово. Вот мной и управляй. А то я такое нерешительное! Вечно не знаю, в каком падеже стоять, а уж самому выбирать, нужен мне предлог или нет,- это всегда так сложно! А как только слышу, что ко мне обращаются с вопросом от Главного, так тут же принимаю нужную форму - падежную, разумеется. Падеж волнует меня больше всего: это нить, связывающая меня с другими словами, грамматическое окошко во внешний мир-мир Предложения.
    Главное слово. Может, и нехорошо принадлежать всей душой только одному способу связи. И хотя я действительно отдаю предпочтение управлению, но отношусь терпимо к примыканию. Для меня главное- быть главным! И если ко мне стремятся примкнуть всякие слова, которым вообще не дана способность изменяться, то я не возражаю. Несмотря на мой довольно жесткий характер, мне их даже жаль- разные там инфинитивы, деепричастия, наречия, и эти… ну как же их? Они еще так любят все со всем сравнить! Ах, да простые формы степеней сравнения, которые отказались даже от окончаний! Все эти слова и формы слов не могут удовлетворить естественную жажду перемен, которая живет а каждом. Но в них есть свой смысл, свое значение! Пусть примыкают ко мне по смыслу- я сделаюсь им опорой в жизни, которая не балует их разнообразием.
    Выступление консультанта по теме с использованием опорной таблицы.
    Рассуждение на тему : «Нужно ли изучать русский язык?»
    Я согласна с тем…
    Я не согласна…
    III. Творческая часть.
    Люблю все то, что называю одним широким словом «Русь».
    1.Работа с текстами.
    2.Защита творческих работ.
    IV. Итог урока
    Категория: Разработки уроков | Добавил: zaure (16.02.2015) | Автор: Хадесова Написа Галеевна E
    Просмотров: 215 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Спасибо за урок. Богатый материал.Используются различные виды работ.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]