Понедельник
23.10.2017
01:41
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 369
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Своеобразие жанра «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева
    Урок русской литературы в 10 классе

    Тема: Своеобразие жанра «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева
    Цель: Через восприятие содержания стихотворений в прозе, их анализ ученики увидят своеобразие жанра

    Задачи

    1.Ученики узнают значение новых слов, познакомятся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, осознают их идею; увидят своеобразие жанра
    2.Ученики будут анализировать, рассуждать, сравнивать
    3.Работая в группах, будут учиться взаимоуважению и взаимопониманию

    Оценка
    Чтение стихотворений, ответы на разноуровневые вопросы, работа со Словарной картой
    ДДЗ, метод даймонд, хайку
    Наблюдение за работой в группах

    Методы: трёхэтапный урок, работа в группах, разноуровневые вопросы, ДДЗ, методы «Словарная карта», « Хайку»

    Материалы: учебник, тетрадь, слайды, музыкальное оформление: Шопен «Ноктюрн № 3»

    I.Организационный момент: учащиеся поделены на группы
    II.Побуждение
    1.Слово учителя. На протяжении нескольких уроков мы знакомились с жизнью и творчеством одного из гениальных русских писателей – И.С.Тургенева. Вспомним, с какими произведениями писателя мы знакомы?
    Сегодня мы продолжаем знакомство с его творчеством. Откройте тетради и запишите число…, а тему мы сформулируем в конце урока.
    Прежде чем продолжить разговор о Тургеневе, послушайте, пожалуйста, притчу Леонардо да Винчи «Лебедь»:
    Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в своё отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего всё тело, словно в зимние холода. Теперь он доподлинно знал, что час его пробил, и настала неотвратимая пора прощания с жизнью.
    Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далёкие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте своё одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.. Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера. В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле.
    — Лебедь поёт, — прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. — Это песня умирающего лебедя.
    Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.
    2.Беседа:
    -Как вы думаете, о чём песня лебедя?
    Учитель:
    Своего рода лебединой песней Тургенева стали «Стихотворения в прозе», которые он написал в период с 1977 по 1882 годы.
    «Стихотворения в прозе» навсегда вошли в золотой фонд русской литературы. Сам автор назвал цикл «Senilia» в переводе с латыни - «Сновидения старца», «Старческое». В него вошли 82 стихотворения. О чём они? Мы узнаем, прочитав некоторые из них. Но сначала выясним значения некоторых слов.
    III.Реализация
    1. Словарная работа
    Слова переводятся на казахский язык
    Работа со словарной картой

    2.Работа над стихотворением «Воробей» .
    1.Внимательное чтение стих-я и заполнение ДДЗ.
    2.Обсуждение в группах.
    3. Чтение ДДЗ.
    4. Беседа
    -Какими эпитетами характеризует автор воробья, собаку?
    -Как автор относится к поступку маленькой птички? Докажите (Благоговею)
    -Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль стиха. (Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью движется жизнь)
    -Какова тема стиха? Сформулируйте ( Способность любящего существа пожертвовать жизнью ради другого)

    3. В том же году написано стих- е «Порог»
    1.Всупительная беседа . Каково значение этого слова? В каком значении употреблено это слово, мы узнаем услышав это стих-е.
    2.Чтение наизусть в лицах
    3. Беседа
    -О ком это стих-е?
    -Перед каким порогом стоит девушка?
    -Что такое порог? (Символ другой жизни)
    -На что готова девушка? Во имя чего?
    -Как окружающие относятся к её поступку?
    -Какова тема? ( полное отречение от всего во имя великой цели.)
    4. Cлово учителя
    Написано под впечатлением процесса Веры Засулич... Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог.
    5.Как вы относитесь к поступку этой девушки?
    Составьте хайку (японское трехстишие)
    1 группа – к иллюстрации
    2 группа – к портрету Веры Засулич
    6.Связь с жизнью

    4. В 1879 году Тургенев пишет стих-е "Как хороши, как свежи были розы..."
    1.Чтение наизусть (Ученик читает на фоне музыки (Шопен, Ноктюрн № 20), презентация.
    2.Беседа
    -Как вы думаете, о чём это стихотворение?
    Какие образы возникли в этом отрывке?
    -Какое предложении повторяется? Почему?
    Учащиеся выбирают ключевые имена существительные самостоятельно, осмысляя их символичность, затем обсуждают:
    Какое настроение навевает на вас этот текст?
    Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? Только несколько воспоминаний, только одна чарующая фраза, только ощущение промелькнувшей жизни. Миг. Миг радости, любви, счастья: Как бы ни была тяжела жизнь человека. В ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет. Тургенев воспевает прекрасные моменты - мгновения радости, счастья, любви.
    5. Цикл стихотворений в прозе заканчивается стих-м «Русский язык», написанный в 1882 году
    1Выразительное чтение учеником
    2. Беседа по содержанию
    Как Тургенев несколькими словами передает свои чувства? («во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»)
    - Как жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала? (В основе произведения не конкретные исторические факты, а мысли и чувства лирического героя.)
    - Какими эпитетами характеризует Тургенев в своем произведении русский язык? (Великий, могучий, правдивый и свободный.)
    3.Слово учителя
    4. Связь с жизнью
    Стихотворение было написано в 1882 году. Этот год ознаменовался в России новым усилением реакции…
    Почему Тургенев цикл заканчивает этим стих-м?

    IV.Рефлексия
    Стихотворения, о которых вы сейчас говорили, различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми чувствами автора, другие – ностальгическими, третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, светлое и печальное.
    Какие контрастные мотивы можно выделить в проч прочитанных стихотворениях?
    -молодость и старость;
    - любовь и смерть;
    - вера и безнадёжность;
    - борьба и смирение;
    - жизнь и смерть;
    - миг и вечность;
    - прошлое и настоящее
    Перечисленные антитезы и станут основой нашей творческой работы. «Даймонд»
    2.Работа в группах
    3. Чтение работ

    Мы прослушали 4 стихотворения. Попробуем найти общие черти.
    -Что характерно для них?
    -Каковы они по объёму?
    -Что использует автор для создания того или иного образа?
    -Что вы чувствовали, когда слушали то или иное стих-е?
    -Чье внутренне состояние отображено в данных стихах?
    Слайд №14
    • Краткость текста
    • Использование изобр-выраз. средств
    • Эмоциональное повествование
    • Музыкальность прозы
    • Лирический герой – субъект переживания и объект изображения
    Формулирование темы урока: Жанровое своеобразие стихотворений в прозе.
    V.Домашнее задание: Чтение и анализ стих-я «Два богача»
    VI.Комментированное выставление оценок
    Категория: Разработки уроков | Добавил: sholpan-bekenaeva (09.02.2015) | Автор: Бекенаева Шолпан Адильхановна E
    Просмотров: 784 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 5
    5  
    Заинтересовала тема урока. В своей работе мне неоднократно приходилось работать с творчеством Тургенева, и я пришла к мысли, что лучше уроки по теме "Стихотворения в прозе" Тургенева" проходят, когда ученики работают в творческих группах. Больше прозвучит текста, больше будет дано комментариев к нему. А главное - практически все ученики в классе задействованы в процессе обучения и осознания темы. Такой подход виден и в данной методической работе. Как умело учитель сочетает на уроке разные диды работы, использует творческий потенциал учеников. Методически грамотно составлены задания урока и реализованы все задумки.  Покорила притча Леонардо да Винчи в контексте этой темы.  На таком уроке как дидактические, так и все воспитательные цели будут достигнуты. Это грамотно составленная методическая работа творчески работающего учителя.

    4  
    Спасибо за урок. Материал очень интересный.

    3  
    Содержательный урок, построен по новой технологии

    2  
    Спасибо за урок. Богатый материал.Используются различные виды работ.

    1  
    Прекрасный урок. Творчески работающий учитель. На уроке красной нитью проходит воспитательный момент. Учитель использовал различные методы и приёмы. Спасибо.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]