Пятница
29.03.2024
15:51
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Тема урока: Поэзия Жамбыла Жабаева.
    Тема урока: Поэзия Жамбыла Жабаева.
    Цель урока: образовательная – познакомить учащихся с жизненным и творческим путем великого акына, с тематикой и идейным содержанием стихов-импровизаций и поэзией военных лет; развивающая: совершенствовать навыки свободного владения устными и письменными формами литературного языка, развивать познавательные интересы и способности учащихся, научить последовательно излагать свои мысли; воспитательная: на примере жизни и деятельности Жамбыла воспитать у учащихся чувство патриотизма, чести, мужество, человечность, активную жизненную позицию.
    Наглядность: портрет Жамбыла, фотоальбом, посвященный 150-летию акына, стенд с фотографиями поэта, плакаты с крылатыми словами, Венн-диаграмма, слайды, материалы из журналов, интерактивная доска, книжная выставка.
    Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, казахский язык.
    Ход урока
    Организационный момент. Постановка цели урока.
    Опрос домашнего задания.
    1. Фронтальный опрос по теме «Жизненный и творческий путь Ильяса Жансугурова».
    2. Наизусть стихотворение Ильяса Жансугурова «Посвящение» - отрывок из поэмы «Степь».
    3. Как вы понимаете строки, взятые эпиграфом к творчеству поэта:
    И сердце, и песню тебе считаю за счастье отдать,
    Большая родимая степь! (индивидуалное задание)


    Новая тема. Вступительное слово учителя. Сегодня мы переходим к новому разделу в казахской литературе «Литература в годы Великой Отечественной войны». И первая тема: «Творчество Жамбыла Жабаева. Поэзия военных лет. Послание защитникам Ленинграда - «Ленинградцы, дети мои!»

    «Всё для фронта! Всё для победы!» - этот лозунг тогда был самой сутью жизни людей. В эти трудные для Родины дни художники слова – поэты, писатели восславляли подвиги воинов, дела тружеников тыла, утверждали идею окончательной победы над фашизмом. «Они к штыку приравняли перо», - так писал о поэтах, творивших в годы Великой Отечественной войны Лебедев – Кумач. «Пламенным патриотическим чувством и жгучей ненавистью к врагам были проникнуты стихи, поэмы, очерки, фронтовые записки, написанные порой в боевой обстановке», - писал академик М. Сильченко. Подвиги солдат и офицеров Советской Армии становились известными всей стране. Из тыла на фронт шли стихи, песни, «поэтические приветы», сердечные, задушевные.
    На всю страну прозвучал голос нашего акына, великого Жамбыла.Его знаменитое «Ленинградцы, дети мои!» обошло всю страну и вошло в летопись города – героя. Высоко оценил вклад акына в литературу в годы войны А. Н. Толстой. «Сегодня знаменитый аксакал советской поэзии, 95 – летний Джамбул снова, как в молодые годы, на коне, бодр и свеж, и поёт во весь голос о героях Отечественной войны.» Жамбыл стал певцом героического. И сейчас мы ближе познакомимся с жизнью и творчеством великого акына. Годы жизни (1846-1945)
    «Я запомнил белую окладистую бороду, выпирающие скулы, приветливо улыбающиеся лучистые глаза. Он был коренаст, чуть ниже среднего роста, на нём был тёплый шапан, подпоясанный кушаком, круглая шапка, оттороченная мехом, носил он мягкие ичиги с остроносыми калошами», - так описывает Жамбыла один из его современников. И в пожилом возрасте Жамбыл оставался эмоционально взволнованным, остроумным, искрометным.
    1. «Жизненный путь акына и начало творческого пути. Автобиографическая поэма. «Моя жизнь» - доклад Шокутбаевой Махаббат. (доклад прилагается)
    Жамбыл в детские годы.

    Акын Суюмбай – первый учитель Жамбыла
    Предлагаю учащимся вопросы и задания для коллективой работы.
    Беседа по вопросам:
    1) О чём пел акын?
    2) Как Жамбыл относится к угнетателям народа? Подтвердите свою мысль примерами из поэмы.
    3) Как акын относится к народу, родной земле? Почему его песни прибавляли сил народу?
    4) В чём Жамбыл видел счастье?
    5) Почему мы говорим, что творчество акына тесно связано с жизнью казахского народа? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
    6) Почему Жамбыл говорил: «Я родины сын, плоть от плоти её, и с народом моё бытие!»
    Учитель: С первых шагов творческой деятельности Жамбыл выступал продолжателем гуманистических традиций народной поэзии. Главными чертами творчества певца были протест против социального гнёта, защита прав простых людей.
    2. «Жамбыл - создатель стихов – импровизаций» - доклад Коцай Дины. (доклад прилагается)
    Жамбыл среди акынов
    Знакомлю учащихся со значением новых слов и предлагаю послушать сообщение о Жамбыле как поэте-импровизаторе.
    Словарь
    1) Поэт-жырау-сказитель, певец;
    2) Толгау-жанр устной поэзии, стихотворение-размышление;
    3) Айтыс-песенное состязание акынов;
    4) Импровизация - өлеңді суырып салып айту;
    5) Такыр - голая земля, глинистая местность (без растительности)
    Лекция учителя: В состязаниях – импровизациях чётко выразился демократизм взглядов Жамбыла. В этом смысле особенно показателен его знаменитый айтыс с Кулмамбетом, певцом патриархальной старины.
    Этот айтыс возвысил Джамбула как поэта-гражданина. Одна из главных тем в айтысе – тема героической борьбы казахского народа. Жамбыл был наслышан о непревзойденном акыне Кулмамбете, хотя ему и не доводилось с ним встретиться. Рассказывали, что Кулмамбет только что на многолюдном тое победил одного за другим девять известных акынов, и он был окрылён этой удачей. Окружённый шумной, льстивой толпой, старый акын упивался собственным величием и только искал повода для новой схватки. У порога, понуро свесив головы, сидели девять акынов, побежденные им, точно воины, только что проигравшие битву, а рядом с ними лежали их онемевшие домбры. И тут вошел неприметный молодой поэт из рода Екей. Это был Жамбыл.
    Джамбул воспевает героизм батыров своего рода.

    Кулмамбет сразу обрушился на него.

    Ждал ты веселья, но здесь тебя ждет плач.
    Голову ль мне твою с хилых плеч сорвать?
    Или втоптать в такыр глубже степных корней?
    Не на погибель ли свою собрался юнец?
    Нарвешься небось на острый мой меч!

    В айтысе Кулмамбет прославляет богатства феодальной знати.

    Начиная свое состязание, Кулмамбет превозносил богатства рода Албана и Дулата, к которым он сам принадлежал. В поэтическом состязании, как в любой схватке, психологическое значение имеет первый удар, неожиданный, резкий выпад, ошеломляющий противника. Опытный Кулмамбет воспользовался этим испытанным приемом. Он старался задеть достоинство Жамбыла, унизить его род, восхвалял при этом баев своего рода. Грубыми насмешками над соперником и его родом Кулмамбет пытался сломить Жамбыла.
    Истинных богачей видел ли ты, прыщ?
    Вам богач Шолокпай в наших глазах нищ.
    Будет родом моим твой унижен род.
    Все мы богаты, вы же все - бедняки, век вам питаться милостыней господ.
    Однако Кулмамбет не смог сломить Жамбыла. Молодой акын, истинный правдолюбец, верный ученик Суюмбая, не растерялся, а стал воспевать героизм батыров своего рода.
    Я ведь в доблести тебе не уступлю,
    Раньше тебя я богатства накоплю!
    Что мне твой скот и твой приплод?
    Я тебя, лысому, доложу:
    Если за мной стоит народ,
    Я всех баев превосхожу!
    Джамбулу мало было традиционных прославлений своего рода Шапрашты, самовосхваления, перебранок. Он демократизирует поэтический спор, наполняет его новым, социальным содержанием. Акын воспевает свой народ, отвагу, героизм батыров своего рода, борцов за народное дело.
    Славен не золотом мой Кастек:
    Слава его - живой человек!
    Слава его – батыры – друзья,
    Мощные, как весенний поток!
    Славятся благородством души
    Наш Саурук и наш Суранши.
    Он гордится делами своих богатырей. Жамбыл на первый план выдвигает народ, болеет за его судьбу, мечтает о лучшей жизни для аульного бедняка, верит в эту лучшую жизнь:
    Тучу грозную, густую
    Только буря разгоняет.
    Всех врагов побьет народ!
    Солнце яркое взойдёт!
    И от Кулмамбета Жамбыл требует: Нам о народном единстве лучше спой, спой о доблести, об отваге нам! Выступая против Кулмамбета, Жамбыл сумел показать свои способности. Он правдиво показывает жизнь казахского народа, его героическую борьбу за свободу, свой родной край, свою родину. В айтысе Жамбыла с Кулмамбетом обсуждаются темы превосходства одних родов над другими; богатства и бедности; трудолюбия и праздности; тема чести, героизма, мужества, чувства собственного достоинства. Жамбыл возвышает народ над баями, он заявляет о своём превосходстве над Кулмамбетом – превосходстве народного певца над байским ставленником. Правдивое изображение действительности являлось одной из главных причин его неизменных побед в айтысах. Жамбыл в айтысе продемонстрировал не только поэтическое мастерство, но и обширные знания, широкий кругозор. Настоящий талантливый акын должен знать историю казахских родов, обладать разносторонними наблюдениями за явлениями природы, жизни народа и уметь обо всём рассказать в ходе состязания образным, ярким языком. Таким талантливым акыном был Жамбыл. Он овладел всеми богатствами народного языка.

    Первому акыну Жетысу Кулмамбету пришлось признать своё поражение.
    В айтысах Жамбыл был непобедим.
    Инсценированное чтение отрывков из айтыса Джамбула с Кулмамбетом.
    Слово Куанышбаеву Дауренбеку и Жубат Бекзату.

    Задание по группам: составить Венн-диаграмму, сравнительную характеристику главных героев айтыса – Жамбыла и Кулмамбета.

    Отвечая на заданные вопросы преподавателя, учащиеся составляют сравнительную характеристику Жамбыла и Кулмамбета.
    III. Рассказ учителя. Поэзия Жамбыла в годы Великой Отечественной войны.
    Свидетельством могучих сил казахской поэзии военных лет явились песни Жамбыла , которые вошли в сокровищницу советской литературы.
    Акын своими песнями вдохновлял народ и призывал его на героические подвиги.
    Стар был Джамбул, его песнь не старела.
    Громким призывом над степью гремела,
    Словом участья будила народ, -
    Слово мое лишь с народом живет….
    «Поэма о любви и гневе », «Выстоит племя богатырей», «Городу ленинских зорь» и другие песни были сложены в первые же дни войны. 22 июня 1941 года, когда немецко – фашистские захватчики вероломно напали на нашу страну, акын был тяжело болен. Разгневанный старый акын (ему было 95 лет) почувствовал прилив новых сил. Он выписывается из больницы и едет в родной район, чтобы побывать в колхозах и песней призвать народ самоотвержено трудиться во имя победы над врагом:
    Давайте же силы объединим,
    Чтоб доблестный воин досыта ел,
    Пусть вашим трудом он будет храним,
    Пусть немца гуртом берет на прицел!
    Песней благословляет воинов, идущих на фронт:
    Помни, сын мой, слово отца,
    О приказе родной земли,
    Был приказ: стоять до конца!
    Стой и немца свинцом сверли!
    Всюду был слышен его голос. Голос акына доходил до сердца каждого, вдохновляя его на подвиги и на труд. Не было такого крупного события, на которое бы не откликнулся Жамбыл взволнованным произведением. Появляются его песни -толгау - стихотворения- размышления. «Вступим в бой с заклятым врагом», «Москва», «На коней, богатырское племя!», «Светлый праздник наш недалек», «Клятва под знаменем». В ярких образах акын выражает патриотические мысли и чувства народа.
    Жалгау « Приказ Родины» сложен в 1942 году и специально зачитывался в частях и подразделениях действующей армии.
    Пламенные стихи оставляли неизгладимое впечатление в сердцах воинов, о чём они писали акыну. Акын отвечал фронтовикам письмами или песнями. Так рождались его новые произведения: «Письмо на фронт», «Ответ», «Привет от Джамбула», «Сынам любимой Родины», «От столетнего сердца». Творчество народного певца Жамбыла отличалось мобилизующей силой. Поэзия его полна оптимизма, в его стихах звучит призыв к борьбе с врагом и вера в окончательную победу над врагом:
    Советский воин! На запад, вдаль!
    Разящей пулей врага ужаль,
    Сверкни очами из –под бровей,
    Сломи фашистов и в прах развей!
    Им передышки мы не дадим –
    Красноармейцы, мы победим!
    Жамбыл и себя считал воином, отстаивающим свободу и независимость Родины.
    Взволнованный отклик в народе вызвало его замечательное стихотворение «Ленинградцы, дети мои!», которое раскрывало мужество, отвагу защитников города, их преданность Родине, их героические традиции. Мобилизующее значение этой песни исключительно велико.
    В осажденном Ленинграде она передавалась по радио, появилась на огромных плакатах на стенах домов, на окнах магазинов, когда фашисты подвергли город сильнейшему обстрелу. На рассвете ленинградцы услышали рядом взволнованный голос акына, его песню, которая была ярким проявлением братства народов, их морального единства и сплоченности.
    Не затем я на свете жил, чтоб разбойничий чуять смрад!
    Не затем вам, братья, служил, чтоб забрался ползучий гад в город сказочный, город- сад!
    С большой любовью, со словом мужественного одобрения обращался акын к защитникам Ленинграда:
    Ленинградцы, дети мои!
    Ленинградцы, гордость моя!
    Участник ленинградской обороны, известный драматург Всеволод Вишневский писал, что эта песня воспринималась как мобилизующее свидетельство дружбы народов и вдохновляла ленинградцев на ратные подвиги. «В самые тяжелые для Ленинграда дни, осенью 1941 года, -писал драматург, Джамбул обратился к нам, защитникам Ленинграда, с вдохновенным призывом: «Ленинградцы, дети мои!» Без слез и чувства радостного волнения не могли мы читать это послание. Это послание было так же ценно, как подход сильного резерва. Народ Казахстана слал нам свой братский привет, любовь и дружбу, и мы шли в бой, удвоив свои силы.» Очевидцем неотразимого агитационного воздействия был и ленинградский поэт А.Прокофьев. Он видел многих ленинградцев, читавших со слезами на глазах плакаты с джамбуловским посланием. Невзирая на бомбежку города фашистскими самолетами, люди стояли в очереди, чтобы купить газеты с песнями казахского акына Джамбула.
    «Ленинградцы, дети мои!» - это сказ, близкий по духу и жанру устной поэзии – толгау – стихотворению-размышлению. Напряженно звучит голос столетнего поэта-мудреца. «Ленинградцы, дети мои!» - так обращается к защитникам города акын. Былинными героями представляются они поэту. Эти герои ежеминутно находятся в опасности. Поэт-жырау, Жамбыл не скован определенным сюжетом, свободно переходит от истории к современности, от легенды к были, сопоставляет, сравнивает.
    Знакомство с тематикой и идейным содержанием стихотворения «Ленинградцы, дети мои!» (на экране текст этого стихотворения)
    Учащиеся наизусть читают послание Жамбыла защитникам Ленинграда.
    Анализ стихотворения «Ленинградцы, дети мои!» (задания по группам)
    Беседа по вопросам:
    1) Найдите в стихотворении провидческие строки о победе над фашизмом. Подтвердите свой ответ цитатами из текста. 2) Какую роль и для ленинградцев, и для всего народа сыграло стихотворение, написанное в самые тяжёлые годы войны? 3) Какой вклад внёс Казахстан в победу над врагом? Подтвердите свою мысль примерами из стихотворения. 4) Найдите в тексте строки, воспевающие могущество нашей Родины, героические традиции ленинградцев. 5) Приведите строки из стихотворения, подтверждающие идею сплочённости, единства и дружбы народов. 6) Почему была так велика мобилизующая сила стихотворения «Ленинградцы, дети мои!»

    Заключительное слово учителя.
    22 июня 1945 года знаменитый акын скончался, не дожив до своего столетия.
    Замерли часы в момент, когда перестало биться сердце поэта.
    Через год, когда отмечалось столетие со дня его рождения, воздвигли мавзолей. Дом его превращен в литературно – мемориальной музей.
    Мавзолей Жамбыла
    Для студентов вузов по постановлению Казахской республики утверждена стипендия имени Жамбыла, также была утверждена премия за лучшие произведения литературы , музыки и живописи. Создан фильм о жизни великана народной поэзии. Пишутся исследовательские работы о творчестве Жамбыла.

    На многих языках печатают стихи и поэмы акына. Его произведения изданы в Китае, Англии, Чехословакии и в других странах.
    На многие языки мира переведены лучшие произведения великого акына.
    Певец борьбы и героических подвигов во имя счастья народа, Жамбыл утверждал:
    Певец вдохновенный, поэт лишь тот,
    Кто призывает к борьбе народ,
    Кто мыслями о народе живет.
    Акын вдохновенный и славный лишь тот,
    Чью песню лелеет и любит народ.
    Эти слова можно отнести и к поэзии самого Жамбыла.
    Я с народом вместе жил,
    Честно я ему служил.
    И народ меня за это
    Осчастливил, полюбил.
    Его песни любит народ, знает народ. Родина высоко оценила творчество Жамбыла Жабаева. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом Ленина и удостоен звания Лауреата Государственной премии.
    Празднование 125 - летия со дня рождения аксакала Жамбыла в 1972 году подтвердило, что его вдохновенная поэзия получила мировое признание.
    Образ Жамбыла отображён в произведениях скульпторов и художников разных поколений и творческих манер.


    Жизнь, равная веку
    Великому Джамбулу посвящают свои поэмы и стихи другие поэты.
    Белорусский поэт Янка Купала так отозвался о великом Жамбыле:
    сизокрылый столетний орел, казахских степей соловей.
    Джамбулова песня светла, как ручей,
    Для песни Джамбуловой нет рубежей,
    Как нет рубежей в поднебесье орлу,
    Летящему смело сквозь бурю и мглу.
    И действительно, для Жамбыла нет рубежей. Когда-то Суюмбай учил своего ученика Жамбыла: «Пиши так, чтобы твои песни запоминались надолго, пусть твои песни станут достоянием всего нашего народа».
    И песни Жамбыла стали достоянием родного народа, народов других национальностей. Великий акын писал: Кочуй, моя песня! Будь гостьей желанной в просторных, ковыльных степях Казахстана!
    Лети, моя песня, как сокол, быстра, в одиннадцать сказочных стран… Для песни Жамбыла нет рубежей. Достоянием миллионов стали лучшие произведения великого акына. Имя его живет в сердцах прогрессивного человечества.
    Кочуй, моя песня! Будь гостьей желанной в просторных, ковыльных степях Казахстана!
    Книжная выставка
    1. Жамбыл. Туған елім. Өлеңдер, толғаулар, дастандар, айтыстар.
    2. Жамбыл. Ел қадірін біл, балам. Шығармалары.
    3. Джамбул Джабаев. Избранные произведения.
    4. Джамул. Песни мои. Избранное.
    5. Джамбул. Джабаев. Избранные произведения.
    6. Журнал «Астана» Елордалық журналдардың материалдары.
    7. Фотоальбом «Жамбыл әлемі», посвящённый 150 - летию со дня рождения великого акына. Қазақ халқының ұлы перзенті, ғасыр алыбы Жамбыл Жабаевтың 150 - жылдық мерей тойына арналған фотоальбом.
    8. Джамбул Джабаев. Избранные произведения. Песни, поэмы, айтысы
    (Знакомство учащихся с книжной выставкой)
    Домашнее задание: Жизненный и творческий путь Жамбыла. Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Ленинградцы, дети мои!» Написать реферат на тему: Поэзия Жамбыла.
    Подведение итогов урока. Оценивание знаний учащихся.
    Категория: Разработки уроков | Добавил: пособие (01.04.2014) | Автор: Роза Жарасбаевна E
    Просмотров: 9851 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]