Учитель: Уразметова И.В. Тема: Обрядовая поэзия в творчестве поэтов 19 века: А.А. Фет «Ночь крещенская морозная…», «Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом», А.Н. Майков «Колыбельная», А.С. Пушкин «Настали святки» Сабақтың мақсаты Цели урока: - учащиеся повторят жанр обрядовой поэзии, рассмотрят и проанализируют обрядовую поэзию в творчестве поэтов 19 века, сравнят их между собой; -развивать выразительность речи, память, внимание, повышать словарный запас учащихся; -воспитывать любовь и уважение к обрядовой поэзии и к традициям русского народа через стихотворения русских писателей 19 века.
Форма урока: индивидуальная, коллективная Материалдық қамтуы Материальное обеспечение учебник, тетрадь, портреты писателей, тексты стихотворений, иллюстрации к стихотворениям Сабақ барысы Ход урока: I. Ұйымдастыру кезеңі Орг.момен. Приветствие. Психологический настрой.
II. Проверка д/з Ответы на вопросы после статьи учебника стр.76-77 III. Повторение. -Что такое обряд? (это совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией) -Что такое обрядовая поэзия? (стихи, песни, связанные с обрядом) -Какие бывают обряды? (семейно-бытовые, календарные) IV. Работа по теме урока. 1.Слово учителя. Любой обряд проводился в какое-либо время года. Вспомните, на какие праздники проводили обряды? (Новый год, Крещение, Святки, Масленица) -Что за обряды были в эти праздники? (гадание, различные жертвоприношения и т.д.) -Какие гадания вы знаете? ( на картах, бобах, со свечой, с кольцом, с зеркалом и др.) Сегодня мы прочитаем об этих обрядах в стихотворениях русских поэтов – А.Пушкина, А.Фета, А. Майкова. 2. Чтение отрывка из «Евгения Онегина» - «Настали святки» и А. А. Фета стихотворения из цикла «Гадания». 3. Анализ стихотворений: ( самостоятельно в тетрадях) А) Настроение, навеянное стихотворениями? Б) Основная тема стихотворений? В) Что за обряд описан в стихотворениях? С) Сравнение - что общего в стихотворениях и чем они отличаются они друг от друга. Д) Почему девушка в стихотворении Фета чурается будущего мужа: «Чур, меня!»? ( «Чур, меня!» -значит ограждать себя от предстоящей опасности, от недоброго и от всякой нечистой силы) 3. Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Колыбельная» Задание: произвести анализ стихотворения по форме и ответить на вопросы. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Зачарованное™. Похожа эта колыбельная на сказку? Чем? (Самостоятельные рассуждения учеников). Кто поет эту колыбельную? Мать. Почему вы так решили? «Спи, дитя мое... В няньки я тебе взяла...» Что такое «колыбель»? Люлька, качающаяся кроватка. V.Итог урока. -Что узнали нового на уроке? -Какое из стихотворений понравилось? Почему? VI.Домашнее задание. Учить стихотворение А.Майкова «Колыбельная» P/S Подготовить сообщение о А.Фете или о А. Майкове.
|