Суббота
20.04.2024
08:18
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок по повести Н. Карамзина "Бедная Лиза"
    Учитель русского языка и литературы Рышкина О.Д.

    У Р О К по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
    Цель урока: показать, что произведение является образцом сентименталь-
    ной прозы, выявить основной конфликт, идею, актуальность
    произведения.

    Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, таблица, портрет
    персонажа.
    Ход урока
    1. Вступительное слово учителя.
    Речь пойдет сегодня о произведении 18 века. «Бедная Лиза» была написана в 1792
    году.
    18 век: время, люди, произведения, судьбы. Какие имена оставили в 18 веке яркий след? Это Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин.
    Какое литературное направление было господствующим?
    (Классицизм)
    Долгие годы в русской литературе господствовал классицизм. Именно Карамзин сумел изменить ход русской литературы. Он стал основоположником русского сентиментализма.
    Вспомним основные черты сентиментализма.
    (На доске составляется кластер)

    2. Работа по повести «Бедная Лиза»
    Каждое произведение имеет своего автора. Автор это не просто создатель книги. Он сам присутствует в произведении. В «Бедной Лизе» это присутствие мы ощущаем с самого начала. Посмотрим первые страницы повести. Что вы можете сказать об авторе?
    Технология «авторское кресло».
    Попросим одного из учащихся, выступающего в роли автора, занять его место.
    Во время выступления автора ученики делают в тетради, разделенной на 3 части, записи:
    новая для меня мои вопросы к автору мои пожелания
    информация автору

    Слово автора.
    Мне посчастливилось жить в эпоху великих исторических событий. Мальчиком я был свидетелем народного восстания под предводительством Е.Пугачева. Во время путешествия оказался во Франции в 1790 году, когда там началась революция. На меня оказали влияние идеи эпохи Просвещения. Особый интерес я испытывал к человеку, к духовно богатой личности, чья жизнь не зависит от социального статуса, от того богат он или беден.
    Учитель. Повесть начинается с пейзажной зарисовки.
    Рассмотрите иллюстрации(на доске), скажите, что общего в них с картиной природы в повести?
    Пейзаж в повести красивый, светлый, но тревожный.
    Что создает мрачное настроение? (Мрачные башни, ужасная громада домов, унылые песни, страшно воют ветры, монах томится и вянет)
    Вопрос к автору. Можно ли по первым страницам предположить, какой будет повесть?Веселой или печальной?

    Ученики задают автору свои вопросы.
    Почему героиню произведения автор назвал Лизой?
    Автор. В европейской литературе того времени встречаются произведения, в которых главные героини имели очень похожие имена: Элиза, Элоиза,Луиза, их судьбы были тоже драматичны. Вторая причина: в окрестностях, о которых пишет Карамзин, был пруд с названием «Лисин», превращенный в повести в «Лизин».
    Что имел ввиду автор под словом «бедная»?
    Автор.
    «Бедная», значит неимущая и , второе значение – несчастная.

    3. Беседа по вопросам с классом.
    Расскажите историю семьи Лизы.
    Говоря о страданиях матери, потерявшей мужа, Карамзин высказывает очень важную мысль, которая станет идеей всей повести. Назовите эту фразу. ( И крестьянки тоже умеют любить)

    Работа по рисункам на плакате (рубль, ландыш, карета, смерть).
    Как рисунки связаны с содержанием повести?

    В чем заключается основной конфликт повести? (Несчастная любовь)
    Могла ли Лиза быть счастливой, если бы полюбила крестьянина?

    Обратим внимание на личность Лизы. Какой показывает ее автор?
    Проверяется дом. задание. Ученики читают сост. дома Биопоэмы.
    1.Имя
    2. 2-3 прилагательных
    3.Важное отношение к другим
    4. 3-4 вещи,, которые любит
    5.2-3 чувства, которые испытал
    6. 2-3 вещи, явления, события, которые боится человек
    7. 1-2 достижения
    8. 2-3 вещи, которые хотел бы испытать
    9. место жительства
    10. фамилия
    Как вы относитесь к последнему в жизни Лизы поступку?
    Всегда ли человек должен доверяться чувствам?
    Вывод. В ходе урока мы подошли к пониманию того, что и разум, и чувства одинаково важны для жизни человека. Если бы Эраст пренебрег доводами разума и женился на Лизе, то общество того времени , его мораль отравили бы и его жизнь и, и Лизы. Но и «убийство» чувств не сделало никого счастливым, хотя оба героя были молоды, красивы и добры. В начале урока мы вспомнили лит. направление, которое главным в жизни человека считало служение Родине, долгу, подчиненность разуму, и решили, что чувства для человека не менее важны.

    Сделать в тетрадях и на доске запись.
    Разум и чувства одинаково важны в жизни человека.

    «Авторское кресло»
    1. Пожелания автору
    2. Слово автора.
    Имя Карамзина чаще всего ассоциируется с повестью «Бедная Лиза», и мне бывает очень обидно, что многие не знают, что это лишь небольшая часть того, что написано. Карамзин – это еще и критик, поэт, журналист, издатель, историк, написавший многотомную «Историю государства Российского».

    Заключительное слово учителя.
    В 18 – 19 веках повесть «Бедная Лиза» была необыкновенно популярна.
    Ее читали, над ней плакали. Шло время, ушла эпоха сентиментализма, популярность произведения постепенно снизилась. Однако образ Лизы закрепился в литературе. Многие темы, прозвучавшие в произведении, были продолжены другими русскими классиками, многие вопросы волнуют и сегодня. Произведение остается актуальным.
    А что каждому из нас дает прочтение произведения?
    Ответом на этот вопрос могут стать слова Д. Лихачева:
    «Литература дает нам опыт жизни».
    И об этом опыте мы должны помнить всегда.

    Дом. задание:напишите миниатюру «Должен ли человек доверяться
    чувствам?»
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Olga (22.02.2017)
    Просмотров: 1250 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.5/2
    Всего комментариев: 3
    3 aigulsatova  
    0
    Интересная подача темы. Учитель создал условия для учащихся, чтобы они могли окунуться в мир эпохи 18 века.Спасибо за разработку урока!

    1 Этери  
    0
    Спасибо за урок.Мне понравился тот момент,когда вы ввели самого автора, происходит связь времени .Дети могут представить перед собой образ  самого автора и главных героев,здесь дети могут полностью раскрыть себя,
    почувствовав  на себе частичку того времени.

    2 Gulistan  
    0
    Спасибо за разработку.  урок очень насыщенный и содержательный. ничего не осталось в стороне от внимания учителя и учеников: образы героев, пейзаж, описание дома, творческие задания. Встреча с автором - хороший приём.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]