Урок по русской литературе в 10 классе по теме: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Ашимова Нурикамал Тастамбековна учитель русского языка и литературы КГУ «Пескинская средняя школа» район имени Габита Мусрепова Северо – Казахстанская область Раб.тел: 8 715 35 52 298 Моб.тел: 8 771 380 22 81 E-mail: aselya.ashimova@mail.ru Урок по русской литературе в 10 классе по теме: «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цели: образовательная: - дать представление о незаменимости воздействия семьи на развитие и воспитание детей воспитательная: - воспитывать внимательное отношение к родителям развивающая: - развивать устную и письменную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление Оборудование: - Музыкальный центр, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока
I. Орг момент. Психологический настрой. Целевая установка. II. Работа с кластером. Зерно прозревает в семье, В семье человек вырастает. И всё, что потом обретает, Приходит к нему не извне. А казахи говорят: Отбасы ар-намыс, қуаныш пен бақыт, тілек пен үміт ұясы. Слово «семья» понятно всем. Оно впитывается нами с сознательных мгновений жизни, оно рядом с каждым из нас.Что такое семья в вашем понимании? (ученики составляют кластер)
Слово учителя. Да, ребята, вы правы. Семья – это дом, дети, родители. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Человек рождается и живет в семье. Семья – это та обстановка, среда, из которой он получает первые представления о себе и мире - это гнездо, которое надо ценить, уважать, любить, быть благодарным за свою жизнь, за свое воспитание. - это главная ячейка общества - это главный воспитатель молодого поколения - это место защищенности человека, убежище, в котором он восстанавливает истраченные силы. По этому поводу казахи говорят: Туыстың ерекшелігі: ашық күнде де, айсыз түнде де қол ұшын береді, сондықтан да туыспен тату-тәтті өмір сүруге асық, туыс — ауа да, от та, дауыл да, бірақ қауіпсіз. Слово учителя. Вопросы семейных взаимоотношений волновали людей с давних времен. К данному вопросу обращался в своем творчестве великий русский писатель Л. Н. Толстой. Тема сегодняшнего урока: «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Эта тема является одной из ведущих в творчестве писателя. По мнению Льва Николаевича, для счастья нужна тихая, семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку. А сейчас послушайте легенду: Легенда В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь, согласие. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил Старца, главу семьи: «Как вам удается жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было начертано 100 раз одно слово – ПОНИМАНИЕ. III. Изучение нового материала. Психологизм отношений, психологический климат семьи. Слово учителя: В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого семья выполняет свое высокое истинное назначение. Дом здесь – особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями. Читая роман вы, ребята, успели заметить, что Толстой стоит у истоков народной философии. Он придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа два семейства: Ростовы и Болконские. Согласитесь, они похожи друг на друга чувством семьи, духовным родством, общими чувствами радости или горя, им противопоставлена семья Курагиных. III. Работа в группах. Слово учителя. А сейчас задание: • Составьте психологический портрет каждой семьи, учитывая следующее: родители и дети, психологизм отношений, какой психологический климат в семье, характерные особенности семьи. 1 группа – семья Ростовых 2 группа – семья Болконских 3 группа – семья Курагиных (ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы) Выступление учащихся 1 группы. Семья Ростовых воплотила в себе лучшие черты русского дворянства: патриотизм, духовную и душевную щедрость. Для семьи Ростовых характерна естественность поведения. В семье Ростовых взаимная любовь, простота, благородство и чуткость идеальные отношения между барином и мужиком. Ростовы хранят верность старым русским обычаям. Толстой отмечает в семье Ростовых равнодушие к длительным рассуждениям, раздумьям. Они живут чувством, а не умом.
Вывод учителя: Я соглашусь с вами в том, что действительно в этом романе Толстому наиболее близка семья Ростовых. Литературный критик Н.Н. Страхов сказал об этой семье так: «Ростовы – простое, добродушное, провинциальное по своей сути семейство, наподобие Лариных, тесно связанное с деревней и сохраняющее весь строй, все предания русской жизни». Окружающих притягивает атмосфера любви и доброжелательности, царящая здесь. Естественность, искренность, истинное радушие, бескорыстие отличает всех членов семьи. Ростовы полны жизненного обаяния. Мир Ростовых – это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность, вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы». Но автор с теплотой и сочувствием относится еще к одной семье - семье Болконских. А теперь перенесемся в Лысые Горы. Выступление учащихся 2 группы. Гостеприимность – черта дома Болконских. Отец отличается заботой о детях, любит детей страстно и трепетно. Даже строгость и требовательность его идут от желания добра детям. Семья почитает две людские добродетели: деятельность и ум.
Вывод учителя. Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость. А что мы можем сказать о семье Курагиных? Выступление учащихся 3 группы. Корысть – главная черта семьи Курагиных. Атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Безнравственность - норма их жизни. Нет тепла и уюта во взаимоотношениях членов семьи. Каждый живет своей жизнью.
Вывод учителя: Действительно, на фоне характеристик Ростовых и Болконских контрастом прозвучали слова о взаимоотношениях в семье Курагиных. Толстой ни разу не называет Курагиных семьей. Это говорит о многом. Здесь все подчинено корысти, материальной выгоде. Делать служебную карьеру, «делать» выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий. От Курагиных веет холодом. У них нет духовной близости, они никогда не поймут Болконских и Ростовых. Им чуждо держаться вместе и переживать друг за друга. Слово учителя: Все мы знаем, что человек формируется в семье. «Бала тәрбиесі – бесіктен басталады» гласит казахская народная мудрость, а русская народная вторит – «Все начинается с семьи». Мы понимаем, что на воспитание ребенка теснейшим образом влияет личность родителей. Чтобы воспитать у ребенка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне. Еще Толстой предупреждал, что ребенок «заражается» примером в сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поручениями. IV. Работа в группах Слово учителя: Задание: Дайте характеристику одного из представителей каждого семейства. Обратите внимание на то, как повлияло воспитание, климат в семье на героев. Выступите по следующему плану: 1. Портрет героя. 2. Внутренний мир. 3. Воплощение воспитания, семейных порядков, традиций в жизни героев. (ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы) 1 группа. «Живая натура» Наташа Ростова. 2 группа. По-своему прекрасна княгиня Марья. 3 группа. «Прекрасное животное» - так сказал Наполеон об Элен Курагиной. Слово учителя: Вы сейчас сами доказали, что семья имеет огромное значение для формирования личности человека. Психологическая атмосфера в семье накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. V. Работа в группах Слово учителя: Задание по группам: 1группа. Составьте семейный кодекс Ростовых, Болконских, Курагиных. 2 группа. Определите одним словом главный стержень каждой семьи. 3 группа. Визитная карточка каждой семьи. Запишите ее. (ученики работают в группах, а один представитель защищает мнение группы) Вывод учителя: Толстой утверждал, что «люди как реки», у каждого свое русло, свой исток. Исток – это родной дом, семья. Художественный мир, сотворенный гением Толстого, велик и огромен. И этот мир представлен перед нами в семье. Толстой воспевает семейное счастье, а для счастья, по мнению писателя, нужна тихая семейная жизнь с возможностью делать добро людям. Это жизнь настоящая с интересами «любви, страстей, поэзии». Семья была и остается основой всей жизни человека. Каждый из вас живет в семье, по-своему счастлив. - Что скрепляет вашу семью? (Презентация каждой группы на тему «Моя семья», данное задание дается заранее) - О какой семье вы мечтаете? Какой бы вы хотели видеть свою будущую семью? (ученики высказывают свои мысли) VI. Обобщение учителя по теме урока «Өз үйім - өлең төсегім», «Мой дом - моя крепость». Берегите друг друга, цените семью, уважайте родителей, будьте рядом со своими близкими. Ибо все начинается с семьи. Звучит песня «Родительский дом». VII.Домашнее задание: написать эссе «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
На уроке используется интеграция: учитель напоминает учащимся, что по этой теме говорят мудрые казахи. Это ещё раз доказывает то, что несмотря на то к какой нации вы принадлежите и в какое время живёте, семья будет для всех на первом месте. Приятно то, что учитель во время урока использует коллаборативное обучение, что ведёт к сплочению коллектива и к совместному выполнению заданий, полноценной работе.
Молодец! Рассмотрели не только точку зрения Л.Толстого на семью, его идеалы, но и народные идеалы о семье. Ценно то, что учащиеся анализируют устои своей семьи и учатся строить отношения в будущей семье.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]