Суббота
20.04.2024
13:41
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца»
    Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца» Цели урока:
    обучающие: научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать;
    развивающие: развивать критическое мышление, творческий потенциал обучающихся;
    воспитательные: показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире; пробудить в пятиклассниках волнение, чувство переживания; воспитывать в детях чувство красоты, доброты; сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле.
    Оборудование:
    интерактивная доска, компьютер, мультимедиапроектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые пятиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся «Ель и сосна на Блудовом болоте», «У лежачего камня», сообщения о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты («Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы» ; «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М. Пришвина» - К.Г. Паустовский); «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю» - М. Пришвин; музыкальное сопровождение (звуки леса, пение птиц, шум ветра и т.п.)
    Эпиграф:
    «Я ведь, друзья мои,
    пишу о природе,
    сам же только
    о людях и думаю»
    М.М. Пришвин
    Ход урока
    I. Вступительное слово учителя.
    Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца», урок-проект. Мы детально проанализировали произведение, и, я надеюсь, вы с удовольствием поделитесь своими знаниями с гостями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.
    Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, проследить путь «открывателей» и «осваивателей», показать единство человека и природы, и, наконец, понять, что человек – совершенство природы, её высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает.
    Итак, начнём. Готовясь к уроку, вы разделились на несколько групп: «Литературоведы», «Биологи», «Кинологи», «Пейзажисты», «Лингвисты», «Картографы».
    «Литературоведы» получили задание найти в произведении слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.
    II. Ответы учащихся из группы «Литературоведы»
    - Приведите примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Примеры: тоненький стебелечек, зеленые маленькие листочки, как крылышки; черные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе; Золотая курочка; умные детишки; мужичок в мешочке; Травка, Затравушка, голубушка; глупенькие и т.д. (слайд). О чём это говорит? (Наличие большого количества уменьшительно-ласкательных суффиксов говорит: - о любви к героям произведения (сочувствие детям, автор гордится ими, радуется их успехам), о любви к природе (писатель относится к ней ласково, с уважением; человек и природа неразрывно связаны друг с другом).
    – Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения? Примеры сравнений и олицетворений: «Очень волновались старушки-ели…»; «Ветер поиграл с домиком…»; «Ветер-сеятель принес два семечка…»; «Деревья зарычали, завыли, застонали…»; « …елка нажала на сосну, и сосна простонала…»; «Трава белоус показывала направление обхода елани…»; «…неподвижные, как изваяния…» и т.д.
    (Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа; жизнь природы изображена в сказочных образах).
    Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?(Сказка – быль)
    Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы «Лингвисты».
    III. Ответы учащихся из группы «Лингвисты»
    1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:
    Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
    Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
    Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.
    Что же можно считать былью в этом произведении?
    (Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли: «В одном селе, возле блудова болота, в районе города Переславля-Залесского…»; « … изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза….»; каждое утро Настя «выгоняла стадо…растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…»; « на Митраше «лежит… все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях…»; дети умеют пользоваться компасом)
    – В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
    (Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа (старушки-елочки угрожают Митраше; злой ветер, сталкивающий между собой деревья; борющиеся друг с другом ель и сосна. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)
    Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны.
    IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.
    А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Пейзажисты”.
    V. Представление рисунков группы «Пейзажисты».
    – Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?
    …Я хотела показать, что деревья срослись и переплелись друг с другом, кажется, что они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь.
    … Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют.
    Предлагаем всем присутствующим познакомиться с творчеством художника-иллюстратора.
    – А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?
    (Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении есть лесные тайны, лесные жители говорят.)
    VI. Путь «открывателей» и «осваивателей». Детальный анализ текста.
    Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Что произошло потом?
    (Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).
    - Ребята, а кто, по вашему мнению, прав – Настя или Митраша? На чьей стороне автор? Приведем примеры некоторых ответов учащихся: «Я думаю, что автор на стороне Митраши, потому что Мальчик был смелым, решительным. Он верил компасу отца, хотел идти по новому пути. Настя обыкновенная, А Митраша против неё герой»; «Мне кажется, что рассказчик на стороне Митраши. Мальчик хотел доказать, что по этой тропе ходили смелые люди. Думаю, автор упрекает Настю, ведь она была старшая сестра и должна была позаботиться о нем, а не ссориться»; «Пришвин на стороне Насти. Ему жаль девочку, ведь она страдает из-за своего строптивого брата. Если бы Митраша не хорохорился, они вместе бы нашли клюкву и вернулись домой».
    – Как природа помогает понять настроение спорящих?
    Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?
    ( «Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.»)
    Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своем высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
    А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
    ( «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали».)
    - Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
    (Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)
    Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы «Картографы». Они изобразили маршрут Насти и Митраши.
    VII. Демонстрация трудов «Картографов».
    - Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?
    А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? («Ёлочки-старушки» : «Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах»).
    «Трава-белоус» : «Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: «Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?»)
    - Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?
    (Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).
    - А теперь пришло время обратиться к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?
    (Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)
    - Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины. Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?
    (Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)
    - Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших «Биологов». Они нашли научное описание этих ягод.
    Сообщения группы «Биологи»
    (Группа подготовила научное описание ягод по материалам энциклопедического словаря, сделала несколько слайдов о клюкве, траве белоусе. О лекарственных растениях (ягодах) дети узнают из материала уроков).
    - Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание . Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?
    (У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)
    - Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?
    (Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь. Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)
    - Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего же автор даёт это описание? Пришвин подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?
    – Настя собирает клюкву, а пень – солнечное тепло.
    – Для чего они собирают?
    – Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.
    – Есть ли сходство между девочкой и змеёй?
    – Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне «стережёт тепло».
    – Кто же заставил Настю встать на ноги?
    – Змея, пень, лось.
    – То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком. А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?
    – Ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?
    (Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)
    – А какой породы была Травка?
    – Гончая.
    – А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?
    VIII. Сообщение «Кинологов»
    (Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)
    - Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации. Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?
    (Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)
    – Как вы понимаете слова М. Пришвина: «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь?»
    («Правда» жизни заключается в единстве человека и природы, в его благотворном влиянии и мудром управлении силами природы. Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)
    – А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?
    (Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни. Вся природа – это несметные богатства. А человек должен быть «мудрым хозяином», разумным; должен понимать природу, любить и охранять).
    IX. Рефлексия.
    Составить кластер:
    Кладовая солнца

    X. Домашнее задание. Написать сочинение - миниатюру на тему «Чему меня учит сказка – быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца»?
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Светлана (01.04.2015) | Автор: Светлана E
    Просмотров: 1306 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 bisemalieva1401  
    0
    урок имеет большое познавательное и воспитательное значение. работа над темой урока проведена вдумчиво, планомерно. этапы урока взаимосвязаны друг с другом. цель и задачи урока раскрыты.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]