Четверг
27.07.2017
23:34
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    Урок внеклассного чтения «История одного проекта» Знакомство с повестью Энн Файн «Мучные младенцы»
    Урок внеклассного чтения
    «История одного проекта»
    Знакомство с повестью Энн Файн «Мучные младенцы»

    Адресная аудитория: учащиеся 7 класса.
    Цель: познакомить учащихся с повестью Энн Файн «Мучные младенцы», вызвать интерес к повести и ее героям, натолкнуть на размышления о сложности отношений между детьми и родителями.
    Задачи:
    • обучающие: обучение анализу литературного произведения;
    • развивающие: расширение круга чтения учащихся, развитие аналитического мышления, вдумчивого отношения к окружающему миру;
    • воспитательные: воспитание уважения к родителям, терпимости и понимания, готовности к принятию верных решений.
    Необходимое техническое оборудование и программное обеспечение: мультимедийный проектор, экран, колонки для прослушивания, проигрыватель, MS PowerPoint 2010.
    Оборудование: презентация, распечатанные фрагменты текста повести.

    Ход урока
    До начала урока и во время вступительного слова учителя презентация закрыта, демонстрация презентации начнется после вступительного слова со второго слайда!
    Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Мне сегодня хочется от всего сердца поздравить вас! С чем? – спросите вы. Причина есть, и очень весомая! Вы сегодня познакомитесь с прекрасной книгой, а это – всегда радость, это всегда праздник! Чтение хороших книг мне напоминает открытую дверь в другой мир. Мир, полный приключений и героев, за которых хочется переживать.
    Сотворение такого мира - это и большой труд писателя, и его огромная радость! И тем больше радость автора, чем больше читателей прочли его
    книги.
    Автор книги, в мир которой мы сегодня войдем, - счастливый человек! Ее повести читают во многих странах мира! Итак, знакомьтесь – английская писательница Энн Файн!
    СЛАЙД 2 Анимация автоматическая.
    Учитель: Хотя Энн Файн получила диплом политолога и не собиралась никогда становиться писателем, на сегодняшний день она - автор более 50 книг для детей и подростков. Веселые и мудрые книги Энн Файн любят и взрослые, и дети. Главная тема писательницы – становление индивидуальности, взаимоотношения человека (в том числе и совсем маленького) и общества.
    СЛАЙД 3 Анимация автоматическая.
    Энн Файн известна в Великобритании и старым и малым. Она офицер ордена Британской империи; Член Королевского литературного общества; Двукратный обладатель Медали Карнеги.
    • Справка: Медаль Карнеги – британская литературная премия, которая присуждается выдающимся книгам для молодых читателей и детей.
    Энн Файн много выступает перед детьми в библиотеках и школах. Есть у нее и свой сайт, где она отвечает на вопросы читателей, рекомендует книги для чтения.
    СЛАЙД 4 Анимация автоматическая.
    Книги Энн Файн переведены на 27 языков мира и неоднократно экранизированы. Зрители нашей страны давно знакомы с творчеством Энн Файн, ведь именно на основе её книги и по её же сценарию был снят смешной и душевный фильм о взаимоотношениях в семье «Миссис Даутфайр».
    СЛАЙД 5 Анимация автоматическая.
    С творчеством Энн Файн знакомит читателей издательство «Самокат». Всего за год вышло несколько книг, причём все в разных сериях: юмористическая короткая повесть «Дневник кота-убийцы» в серии «Витамин роста», повесть о девочке и её взаимоотношениях с отчимом «Пучеглазый» в серии «Новая лучшая книжка» и, наконец, книга-перевёртыш с двумя историями о подростках в самой, пожалуй, неоднозначной серии Самоката «Встречное движение».
    Книга Энн Файн, которую мы для себя откроем, удостоена Медали Карнеги! Но название книги - пока тайна! Вы должны будете угадать название, равно как и то, о чем повесть, сами!
    СЛАЙД 6 Слайд содержит макросы. Включение видеоролика по управляющей кнопке. По завершении работы в презентации изменения НЕ сохранять.
    • Как вы думаете, о чем будет книга, с которой мы сегодня познакомимся?
    Просмотрев видеофрагмент, учащиеся должны ответить на поставленный вопрос.
    Среди множества догадок наверняка прозвучит слово «малыш», которое нужно «обыграть» при работе со следующим слайдом.
    СЛАЙД 7 Песочные часы включаются по щелчку.
    Используется приём «Ассоциативный ряд», который заключается в том, что к конкретному понятию (в данном случае, «малыш, младенец») нужно записать слова-ассоциации. Запись нужно вести в течение 1 минуты (такова настройка «Песочных часов»), затем выслушать желающих (условие: не повторяться!), можно добавить слова, услышанные от товарищей, в свой ассоциативный ряд.
    СЛАЙД 8 Работает триггер.
    Учитель: Итак, мы еще на один шаг приблизились к загадке о названии нашей книги! В нем два слова. Одно из них – «младенцы». А второе нужно угадать, сыграв в «Поле чудес».
    При нажатии ЛКМ на объект с имеющейся в слове буквой появляется надпись «Есть такая буква!» и ширма, закрывающая букву, открывается. Если названная буква отсутствует, то при нажатии на нее появляется надпись «Нет такой буквы!». И в первом, и во втором случае объект с буквой меняет свой цвет.
    СЛАЙД 9 Анимация автоматическая!
    Учитель: Вот и угадано название. Стало ли понятно, о чем книга? Всегда ли можно по названию произведения угадать его содержание? Вот что думает об этом итальянский учёный-философ, литературный критик, писатель Умберто Эко. Он считает, что автор названием произведения навязывает читателю свою волю в интерпретации.
    • Словарная работа. Интерпретация - (лат. interpretatio) - в широком смысле - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык.
    «Автор не должен интерпретировать свое произведение. Заглавие, к сожалению, - уже ключ к интерпретации. (...) Название должно запутывать мысли, а не дисциплинировать их». Пример корректного по отношению к читателю названия – «Три мушкетера», когда на самом деле их четыре.
    СЛАЙД 10
    Попробуйте предположить, что стоит за словосочетанием «мучные младенцы»? О чем пойдет речь в повести с таким названием?
    Выслушиваем предположения, ничего не подтверждаем и не опровергаем.
    СЛАЙД 11
    Учитель: Действие в повести начинается с того, что администрация и ученики одной американской школы готовятся к ЭКСПО, ежегодному мероприятию, для которого ученики проводят различные проекты-исследования в разных областях знаний. Только мистеру Картрайту, преподавателю 4-В класса, не очень-то повезло, ведь его ученики едва-едва умеют читать, даром, что этим детям уже по 14-15 лет… Дело в том, что это особый класс, в нем учатся, мягко говоря, сложные ребята.
    Словарная работа со значением аббревиатуры ЭКСПО (Expo) — международная выставка, является символом индустриализации и открытой
    площадкой для демонстрации технических и технологических достижений. Экспо-2017 «Энергия будущего» состоится в столице Казахстана Астане.
    Справка. Структура американского среднего образования:
    Начальная школа (low school) - 6 -11 лет;
    Младшая средняя школа (Middle school) - 12 - 15 лет;
    Старшая средняя школа (Upper school) - 16-18 лет.
    Прочитайте отрывок из повести, в котором описывается реакция ребят на порученный проект. (Текст на каждой парте в распечатках – Текст 1).
    • Что можно сказать о проекте, анализируя реакцию ребят?
    Волна протеста: возмущение – сарказм – недоумение – обида – шалость.
    Вывод: Эксперимент не вызвал энтузиазма у ребят, более того, он кажется им унизительным из-за его кажущейся простоты. Справиться можно только пошалив.
    СЛАЙД 12
    Что же могли поручить классу, в котором учится главный герой повести Саймон?
    Чтение следующего отрывка. (Текст 2).
    Что предполагает проект с таким названием? Мы с вами вернулись к нашей загадке…
    СЛАЙД 13 Анимация автоматическая.
    Давайте разберемся, в чем суть эксперимента. Каждый ученик получил по трёхкилограммовому мешку с мукой…
    • Невероятно! Зачем? Что с ним можно делать? Как это может быть связано с ЭКСПО?
    Познакомимся с условиями эксперимента. Чтение отрывка (Текст 3).
    СЛАЙД 14 Работает триггер – кукла.
    Учитель: Итак, каждому ученику в классе выдали мешок с мукой, с которым нужно обращаться, как с живым ребёнком, носить везде с собой и следить за его благополучием.
    Аналитическая беседа по прочитанному.
    • Какое из условий эксперимента, на ваш взгляд, самое трудное?
    • Перечитаем третий пункт правил. Он звучит как приказ. Почему?
    • Зачем ежедневно вести Дневник развития ребенка?
    • Какая возможность дается Саймону и его одноклассникам?
    Учитель: Одноклассникам Саймона дается возможность взять на себя груз ответственности, почувствовать в какой-то мере, что значит быть родителями.
    Учитель: Быть ответственным за кого-то очень непросто! Это рождает множество проблем и вопросов. Чтобы ответить на следующие вопросы, мы вновь обратимся к тексту (Текст 4).
    • В чем особенность «младенца» Саймона?
    • Как мама Саймона отнеслась к «младенцу»?
    • О чем заставляют задуматься слова мистера Картрайта?
    Чтение следующего отрывка. (Текст 5)
    Аналитическая беседа
    • Что нового внес мучной младенец в жизнь Саймона? Главный герой пытается понять, почему ушёл из семьи его отец, чем папе так не понравился сын, и ему захотелось так быстро всё бросить. Саймон начинает понимать и осознавать всю ответственность перед этой куклой. Он хочет стать ей хорошим хозяином.
    • Почему? Почему мальчишка-хулиган ведет себя как настоящая девчонка? Ответ прост – его бросили. Бросил отец. Наверное, у каждого ребенка, которого бросили, возникает мысль: почему? Может он сделал что-то не так, или появился не вовремя, не нужен или еще что-то. Но многие с годами забывают это, вспоминая свой вопрос, оставшийся без ответа, лишь изредка. Но Саймон настырный. Ему нужна правда.
    • Какие вопросы Саймон задает матери? Простые или сложные? «Толстые» или «тонкие»?
    Учитель: А дальше мы остановимся в нашем знакомстве с книгой. Остановимся, чтобы примерить на себя ту ситуацию, в которой оказался Саймон.
    СЛАЙД 15
    Далее используется прием «Толстый и тонкий вопрос» из технологии развития критического мышления, но несколько в измененном виде. В стратегии критического мышления этот прием используется для организации взаимоопроса.
    Вначале напоминаем учащимся особенность тонких и толстых вопросов (на слайде).
    Вопрос: Каких ответов требуют «тонкие» вопросы? А «толстые»?
    Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ, в данном случае связанный с какой-либо конкретной, фактической информацией.
    Толстый вопрос предполагает ответ развернутый, в данном случае, более глубокий и важный с точки зрения формирования личности ребенка и его отношений с родителями.
    СЛАЙД 16 Слайд содержит аудиофайл, включающийся автоматически.
    Учащимся предлагается сформулировать по 2-3 «тонких» и 2-3 «толстых» вопроса, которые они хотели бы задать своим родителям. Во время работы звучит музыка. (продолжительность 3,30 минуты).
    Затем предлагаем ребятам (по желанию) назвать записанные ими сначала «тонкие», а потом «толстые» вопросы.
    Поскольку урок еще не апробирован, можно предположить, что с социализацией «толстых» вопросов может возникнуть вполне понятная трудность. Настаивать не будем, нам важно, чтобы ученики пришли к этим вопросам, таким важным в отношениях между родителями и детьми.
    СЛАЙД 17 Развернутая книга – гиперссылка на внешний ресурс.
    Учитель: Об очень непростых вопросах заставила нас задуматься повесть Энн Файн, и это при том, что мы не знаем всех подробностей и деталей сюжета, мы даже не знаем, чем же закончится эксперимент. А уже так много проблем! Проблемы взросления, ответственности перед своими детьми и отношения к своим родителям, взаимоотношения в семье и в классе – это далеко не полный список вопросов, на тему которых Энн Файн предлагает подумать своему читателю.
    По ссылке переходим на внешний ресурс для просмотра буктрейлера в форме скрайбинка о книге «Мучные младенцы».
    Ссылка на внешний ресурс: http://www.youtube.com/watch?v=6GAZBaU8Wmk&feature=youtu.be
    СЛАЙД 18 Слайд содержит аудиофайл, включающийся по щелчку.
    Учитель: Надеюсь, что книга, страницы которой мы приоткрыли на уроке, не оставила вас равнодушными, и вы ее с удовольствием прочтете! То, что вы узнали сегодня, – это только завязка, все самое интересное впереди!
    Надеюсь, что наш разговор заставил вас задуматься о своих отношениях с родителями и о том, что будет в будущем, когда вы станете мамами и папами…
    Упражнение-медитация «Мой ребенок в будущем»
    (на фоне музыки)
    Учитель: Сядьте удобно, закройте глаза, прислушайтесь к музыке… Дышите глубоко и спокойно… Вы в будущем…Через несколько минут появится на свет ваш ребёнок. Вы еще не видите его, но уже представляете, каким он будет… И вот наконец он появился на свет. Перед вашими глазами – ваш крохотный человечек, ваш ребенок Вы смотрите его и пытаетесь понять, на кого он похож, какой у него будет характер… Что он полюбит, а что не примет… Как он будет учиться в школе… Кем будет работать… Главное, каким он будет человеком? Представьте, какой большой и сложный жизненный путь его ожидает. Знайте, что он очень нуждается в вас. Без вашей заботы, участия, терпения, бесконечной любви он погибнет… Первый крик… Первое кормление… Первый год новой жизни… Детский сад… Первый утренник – и взволнованно сжимается сердце: какой он уже большой! Первое сентября… Букет цветов, новый ранец…Первые оценки…и ощущение, что нет уже той безусловной близости: у него свои интересы, друзья, свой мир… И постепенно малыш превращается в самостоятельного взрослого человека. А вместе с этим незаметно проходит ваша жизнь… И вот позади школа, профессиональная подготовка. Впереди – самостоятельная, отдельная от вас жизнь. Каким он стал, ваш ребенок? Чего достиг? Какие отношения у вас с ним? Не спешите с ответом, подумайте… Это уже не далекое будущее, а завтрашний день»
    СЛАЙД 19
    Домашнее задание:
    Прочитать повесть Энн Файн «Мучные младенцы»;
    написать эссе «Каким будет мой ребенок» или «Каким родителем я стану».
    Категория: Разработки уроков | Добавил: tasha (13.09.2014) | Автор: Гой Наталья Анатольевна E
    Просмотров: 271 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    1  
    Спасибо, Наталья Анатольевна. Хорошее соотношение информационного содержания и деятельностного. Насыщенность этого урока требует от учеников высокой концентрации внимания и быстрого темпа работы.  Урок нацелен на формирование ценностной системы у учеников. Корректно побуждает их задумываться над достаточно взрослыми вопросами. Интерактивная "продвинутая" форма очень "к лицу" уроку по этой теме.  Единственно, есть опасение: хватит ли времени урока, чтобы не скомкать такой хороший этап рефлексии. Спасибо!

    2  
    Благодарю Вас за комментарий, уважаемая коллега! Надеюсь, что при хорошем темпе и привычке к нему, коллеги успеют, если возьмутся за такой урок,как успела я.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]