Четверг
25.04.2024
13:10
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Разработки уроков

    В.П.Катаев. Цветик – семицветик.
    Литературное чтение
    7 класс с казахским языком обучения

    Тема: В.П.Катаев. Цветик – семицветик.

    Цель урока: Познакомить со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик», совершенствовать навыки чтения: сознательность, выразительность, беглость, правильность;
    развивать мышление; воспитывать вдумчивого, внимательного читателя;
    воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания.
    В процессе чтения и анализа с детьми сказки «Цветик-семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости, закрепить понимание о связи с окружающим миром и напомнить детям об ответственности каждого человека перед другими людьми.

    Задачи: Учить воспринимать и анализировать содержание сказки, учить составлять образ, выделять основную мысль.

    Методы: репродуктивный, метод творческого чтения, беседа.
    Оборудование: портрет писателя, слайдовый материал, рисунки с изображением цветов.

    Ход урока

    1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.
    Вступительное слово учителя.
    Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! А теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, улыбнитесь мне. Возьмитесь за руки и передайте друг другу тепло и добро. Пожелайте мысленно себе хорошего настроения и успехов на уроке. Прежде чем приступить к изучению новой темы, повторим домашнее задание.
    2. Ответьте на следующие вопросы:
    1. Как выглядела планета Маленького принца?
    2. Какое твёрдое правило было у Маленького принца?
    3. Согласны ли вы с ним? Как вы понимаете выражение: привести в порядок свою планету?
    4. Как выглядела Роза с планеты принца?
    5. Почему принц ждал раскрытия необычного бутона как чуда?
    6. Какие отношения сложились между Маленьким принцем и Розой?
    7. Как Лис объяснял принцу, что такое счастье?
    8. Как вы понимаете его слова: «Зорко одно лишь сердце.
    Самого главного глазами не увидишь…»
    9. В чём заключается понимание счастья для вас?
    10. Лис сказал Маленькому принцу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете эти строки?
    - Хорошо.

    3. Вступительная беседа.
    Сегодняшний урок мы посвятим чтению и анализу сказки В. П. Катаева – «Цветик- семицветик».
    Возможно, кто-то из вас видел мультипликационный фильм по этой сказке, но мало кто знает что-нибудь о самом авторе. В. П. Катаев – один из крупнейших мастеров русской советской прозы. Его вклад в литературу был весьма ценным. В своем творчестве он прошел ряд этапов и создал большое количество произведений, различных по жанру, и по тематике, и по стилю. Им были написаны очерки, корреспонденции, повести «Сын полка», «Белеет парус одинокий» и другие.
    А сегодня на уроке мы познакомимся с его произведением «Цветик-семицветик», написанным в жанре литературной сказки.
    - Ребята, давайте прежде разберемся, чем отличается такая сказка от народной сказки? Как они обычно начинались? Кто писал и сочинял народные сказки?
    (Ответ: Верно. Народные сказки назывались так, потому что их сочинял народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели конкретного автора).
    - Сказка - один из самых популярных жанров (УНТ). В сказках всегда добро побеждает зло.
    Вспомним, давайте, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки?
    (Ответ: правильно, ребята! Сказки часто начинаются с о словами жили- были, в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…, вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!)
    - Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовём их.
    (Ответ: волшебные, бытовые, и сказки о животных).
    В бытовых сказках обычно описывается жизнь простых людей. В сказках о животных, животные могут говорить, ходить друг к другу в гости, и даже учиться в школе. В волшебных сказках, обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
    Такую замечательную сказку создал русский писатель В. П. Катаев. Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя В. П. Катаев?
    Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы?
    - Цветы приносят нам радость.
    - Когда мы хотим доставить людям радость, мы дарим цветы.
    - Когда мы хотим создать уютный уголок дома, в школе, украсить беседку мы сажаем наши любимые цветы.
    - Когда мы видим красивые цветы, мы радуемся, восхищаемся.
    - С цветами и жить веселее, интереснее.
    - Цветы – это лекарство от тоски.
    - Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы! Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный.

    4. Опорные слова по теме.
    14 слов: баранки, заблудилась, старушка, цветок, лепесток, очутилась дома, вазочка, Северный полюс, повалили игрушки, превосходный мальчик.

    Преподаватель объясняет значение слов в теме. Опорные слова закрываются. Учащиеся должны запомнить все слова. После окончания времени на запоминание слова закрываются и ученики воспроизводят слова за то же время, за которое запоминали.
    Учитель производит опрос.
    Учитель рассказывает сказку “ Цветик-семицветик”.
    Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой.
    Затем все баранки съест незнакомая собака, а она будет за ней бежать и заблудится. На пути ей встретится старушка, которая поведет её в сад.
    - Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад – (на экране открывается слайд “Волшебный сад”).
    - Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!
    А как разворачивались события дальше, мы узнаем, когда прочитаем сказку.

    5. Чтение сказки (6-10 минут).
    6. Первичная проверка понимания.
    Перекрестный опрос.
    Учитель опрашивает учащихся по теме урока, включая и опорные слова.
    1. Куда мама послала Женю?
    2. Кто съел все баранки?
    3. Какие цветы росли в садике старушки?
    4. Сколько и каких лепестков было у цветика – семицветика?
    5. Что сказала волшебница по секрету девочке Жене?
    6. Для чего она потратила первый лепесток?
    7. Оторвав лепесток какого цвета, Женя попала на Северный полюс?
    8. Что произошло, когда Женя оторвала оранжевый лепесток?
    9. Как вы думаете, почему Женя потратив шесть лепестков, не была счастлива?
    10. Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?
    11. Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?
    12. Как вы оцениваете поступок Жени?

    7. Организация первичного закрепления.
    Критический опрос. Учитель опрашивает учащихся не по порядку по теме урока.
    1. Мама послала Женю в магазин за хлебом?
    2. Женя купила семь баранок и отправилась домой?
    3. Она бросилась догонять собаку и заблудилась?
    4. Старик пожалел Женю и привел к себе домой?
    5. В саду у старушки рос аленький цветочек?
    6. У цветка было восемь прозрачных лепестков?
    7. Женя, не поблагодарив старушку, вышла за калитку и вспомнила дорогу домой?
    8. Первый лепесток она оторвала, чтобы попасть домой?
    9. Женя оказалась на Северном полюсе одна?
    10. Женя завидовала ребятам двора?
    11. Она увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке?
    12. Женя предложила мальчику поиграть в салки?
    13. Женя оторвала последний лепесток и пожелала, чтобы Витя выздоровел?

    8. Анализ Время 5 минут
    - Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку? (ответы детей.)
    - Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)
    - Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко?

    9. Словарная работа. В тексте встретились слова, значение которых непонятно.
    - Подберите близкие по смыслу слова:
    растяпа – невнимательная;
    велеть – приказывать;
    превосходный - хороший;
    симпатичный - красивый;
    уродливый – некрасивый;
    отнять – забрать;
    смирные – спокойные.

    10. Объясните значение следующих выражений:
    По сторонам зевать, ворон считать – быть невнимательным
    Галдели как попугаи – шумели
    Взяла досада – огорчилась, расстроилась
    - Найдите в тексте сравнительные обороты («земля закружилась под ногами, как волчок…», «У Жени глаза стали желтые, как у козы…»)

    11. Рисуем словесный портрет. Опишите, какой вы представляете себе главную героиню – девочку Женю? (Маленькая девочка, такая же как и все обыкновенные дети.)
    - Одинаковая ли была Женя на протяжении всей сказки? (Нет)
    - Какой она была, когда совершала глупые поступки?
    (Обидчивая, вспыльчивая, завистливая)
    Попробуем изобразить и сам цветок. В сказке говорится, что цветок похож на ромашку, а кому из вас он представляется как-то иначе? Показ слайда с цветком.

    12. Работа с пословицами.
    1. Делу время, потехе час.
    2. Жизнь дана на добрые дела.
    3. Дело мастера боится.
    - Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки («жизнь дана на добрые дела»).
    - А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?
    - А кто из вас делает добрые дела?
    - Скажите, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела?
    Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

    13. Слово учителя.
    Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика. Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!
    Добрым быть совсем-совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста.
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.
    Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет.
    Если доброта, как солнце, светит,
    Радуются взрослые и дети.

    Подведение итогов
    - Чему нас учит эта сказка? (Сказка учит заботиться о других людях)
    - Какую же мудрую, мысль хочет донести до читателя В. П. Катаев? Чему мы должны научиться? (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувство сострадания, и если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

    Выставление оценок в журнал.
    Домашнее задание напишите сочинение: На что бы я потратил (а) свой последний лепесток?

    учитель русского языка и литературы
    Хасенова Мугильсин Хамитовна
    школа № 47 с. Сарыколь
    Целиноградский район
    Акмолинская область
    Категория: Разработки уроков | Добавил: Dina277 (20.12.2015) | Автор: Хасенова Мугильсин Хамитовна E
    Просмотров: 773 | Комментарии: 1 | Теги: литературное чтение, Цветик-семицветик | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 aigulsatova  
    0
    Урок формирует общеучебные умения и навыки, развивает монологическую речь учащихся. мышление; создает благоприятный фон общения "учитель-ученик" . Урок интересный и познавательный. Спасибо за урок!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]