Среда
24.04.2024
21:40
Категории раздела
Разработки уроков [171]
Творчество учителей [36]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    "Исследовательская деятельность - необходимый компонент саморазвития учителя"
    Профессионализм учителя сегодня является наиболее широкой категорией, определяющей качество деятельности учителя в любых условиях. Через профессионализм оцениваются личностные качества учителя, качество принимаемых им решений, выбор средств решения проблем и, конечно, получаемый результат. Это понятие, судя по публикациям, имеет тенденцию к расширению своего объема и сферы применения.
    По исследованиям Э.А. Гришина: «...у учителей, занимающихся самообразованием систематически, число учащихся, имеющих только хорошие и отличные отметки, достигает 63-71%, а у не занимающихся самообразованием всего лишь 9-12%» [1, с. 25]. Акцент, который сделал профессор при изучении профессионального становления учителя, можно выразить ключевыми словами «творчество», «самосовершенствование», «потребность в самостоятельном приобретении знаний», «чувство нового», «саморазвитие личности». Это все связано со степенью самостоятельности учителя в процессе развития своего профессионализма. Исследовательские же функции все же представлены умениями учителя самоанализа своей деятельности. Потребность же педагога в эксперименте появляется каждый раз, когда в его педагогической практике возникает противоречие, несоответствие желаемого и реального, чувство внутренней неудовлетворенности. Возникает проблемная ситуация, при которой имеющихся знаний педагога оказывается недостаточно и тогда педагогу необходимо:
    • Осмыслить следующие вопросы: Какие цели Вы ставите в области обучения, развития, воспитания учащихся и в чем выражается их несоответствие результатам? Какой аспект (уровень мотивации, познавательной активности, логического мышления учащихся, развитие навыков самостоятельной работы, коммуникативных, рефлексивных навыков учащихся) более всего не удовлетворяет Вас в педагогической деятельности? В чем заключается противоречие, не позволяющее достичь желаемого результата?
    Установлено, успешно овладевает всеми учебными дисциплинами хорошо говорящий, читающий и пишущий ученик. И наоборот, одной из причин слабой успеваемости является неудовлетворительная подготовка по языку, недостаточное развитие устной речи. В своей работе убедилась в том, что при довольно сносных показателях владения устной речью, значительно отставало грамотное письмо. Так, если по литературе качество знаний в 7 классах достигало 60-70%, то по языку - 30-40 %.Так возникла проблема формирования орфографической зоркости
    Профессор Львов М.Р. выделяет такие этапы ,которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:1) увидеть орфограмму в слове, какой его части ; 2) употребляя соответствующее правило , проверить его;3)привести аналогичные примеры. Так же одним из приемов, развивающих зоркость, является, списывание с указанием известных ученику орфограмм, письмо с проговариванием, письмо по памяти. Все эти виды работ, конечно ,базируются на вызове интереса к слову, а отсюда к языку и закономерностям его функционирования, что успешно осуществляется при взаимном творческом союзе учителя и ученика, Итак, навыки (привычки грамотно писать) формируются на базе умений ,умение в том, чтоб он мог быстро сориентироваться в любом конкретном слове. Эти умения ученика надо довести до автоматизма: видеть орфограмму в слове, умение услышать ее( в диктанте), обосновать правилом, а потом даже классифицировать их.
    Если ученик научится это делать, у него выработается способность реагировать на те случаи письма, где возможно допустить ошибку( и он ее не допустит). Для того, чтобы реализовать эту идею , думается необходимо следующее:1)знание правил; 2) умение разбирать слово по составу; 3)классифицировать по блокам. Из класса в класс идет группировка орфограмм. Тренировочные упражнения усложняются, анализируются печатные или письменные тексты, телерадиопередачи , услышанные песни, стихи, высказывания различных лиц .Задания такого рода развивают языковую интонацию, учат всматриваться и вслушиваться в слово. " У детей школьного возраста, - писал В.М.Бехтерев, - зрительный способ дает лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой".
    На первых этапах работы много внимания уделяется, конечно же, занимательным формам, чтобы пробудить интерес и веру в свои силы. Используются тексты веселые, интересные: Черепаха всех смешит, потому что не спешит. Но куда спешить тому, кто всегда в своем дому? или Два брата косили траву на лугу. Один говорит:"Я косить не могу. Утро очень холодное".Сидят братья дрожат, солнышка ждут... Расставляют ударения(трудоемкая часть работы для учащихся, особенно нерусских школ), подчеркиваются все те места, где трудно было писать, это и есть орфограмма.(Ребята удивились).Затем непременно устанавливается в какой части слова находится та или иная орфограмма, и лишь затем, воспользовавшись известным способом проверки орфограммы в корне слова, объясняют ее. Еще способ. У разных словесников он называется по-разному: текст диктуется, учащийся устно, по ходу письма, проверяет орфограммы, где же не уверен, пропускает. По окончании диктовки спрашивает, отвечать может не только учитель, но и те из учеников, кто знает. При такой организации работы учащиеся трудятся напряженно, активность их бывает предельно высока. Правописание должны одолеть рука и зрение! Поэтому правописанию надо учить на текстах без пропусков орфограмм, как это делается зачастую. Этого взгляда придерживаются ученые Миртов А.А., Разумовская М.М. Учащиеся смогли определить все орфограммы, но "хвастун"каким способом? Обсудить в группе и свои мнения - от "хвост"? Нет, значит "хвастать",тот, кто "хвастает". "Лес - лесник". Что такое "лес"? А кто такой "лесник"? Какое слово появилось раньше?
    Большое внимание уделяется работе со словами с непроверяемыми написаниями. Включаются такие слова в словарные работы, конструируются предложения.
    Работа над ошибками после контрольной работы - тоже один из путей формирования орфографической зоркости. Эффективность подобной работы зависит от систематичности ее проведения, от разнообразия видов работ, от активности учащихся в процессе самостоятельной работы, от наличия индивидуального подхода к каждому.
    Как читают? - тоже имеет значение, для отработки грамотного письма, читать правильно, четко, выразительно, проговаривается все слово, на практике дети заглатывают окончания слов. Использование индивидуальных заданий, рецензирование. Рецензий школьных видов :по ведению тетрадей, по списыванию упражнений, сравнение. Больше тревожить надо отстающих.Выполнение домашних заданий практиковать в классе, а докончить дома. Важно наблюдать движение вперед каждого учащегося. Таким образом, в процессе подобной работы ученик исподволь вовлекается в исследовательскую деятельность, где он путем поиска, размышлений делает свои небольшие открытия.

    Источник: http://Материалы региональной научно-практической конференции
    Категория: Творчество учителей | Добавил: alef (18.07.2014) | Автор: Игенбаева Сауле Какимовна E
    Просмотров: 769 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Золушка  
    0
    Я согласна с автором, что формирование орфографической зоркости - путь к достижению высоких результатов учебной деятельности в целом. Автор прав, что победа над орфограммой - тоже исследовательская работа. Мне кажется, что целенаправленное поступательное движение от частного к общему рано или поздно принесет свои результаты. Особенно, если учитель верит в свои силы и ведет учеников за собой...

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]