Четверг
27.07.2017
23:39
Категории раздела
Разработки уроков [154]
Творчество учителей [34]
Проза, поэзия. эссе
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Литература в школе. Учителя » Творчество учителей

    Программа самообразовательной работы с учащимися.
    Содержание.

    I. Введение.О самообразовании.

    II. Программа «Учись учиться».

    III. Заключительная часть.

    IV.Используемая литература.

    V.Приложение.

    Памятки развития ЗУН учащихся.

    I. Введение о самообразовании.

    Необходимо учиться всю жизнь, учиться умению ориентироваться в бесконечном потоке информации, которая обрушивается на человека; работать над собой, над своим совершенствованием и самообразованием систематически, не покладая рук.
    Эстафету ориентации на необходимость учиться, овладевать духовными богатствами принимают учитель, школа. Я должна научить ученика практическим знаниям, навыкам, умениям: как самостоятельно работать над книгой, как заниматься самообразованием, чтобы общение с миром книг стало постоянным. В этих условиях самому учителю необходимо учиться тому, как регулярно и целеустремленно учить детей учиться. Ребята медленно читают незнакомые тексты, не умеют сосредотачиваться в условиях класса на изученных текстах, не умеют выделять главных мыслей, составить план будущего ответа, не знают правил рационального выполнения заданий. И всему этому надо учить, постепенно расширяя и углубляя правила и нормы чтения, помня о том, что без собственных усилий школьников в учении, общественно полезном и производительном труде, в работе по самоусовершенствованию невозможно воспитать личность.
    Чтобы оказать практическую помощь в организации работы по формированию общеучебных умений и навыков учащихся, прежде всего важно помочь осмыслить направления работы, выделить эти направления, в наибольшей степени отвечающие принципам научной организации самообразования, это:
    1. Правильный отбор учебного материала с учетом возраста учащихся, ступени образования.
    2. Планирование самообразовательной работы, четкое определение цели, темы, форм.
    3. Отбор целесообразных приемов и методов этой деятельности.

    4. Экономия времени и энергии, т.е. организация четкого режима самообразовательной работы.
    5. Создание благоприятных условий для ее проведения.

    Для решения задач самообразования школьников в процессе обучения можно предложить такие проверенные средства: индивидуальная и коллективная работа по выбору учащихся; планирование школьниками своей учебной деятельности.
    В основе самообразовательной работы лежат 3 группы умений:
    - выделять главную мысль (в абзаце, параграфе, теме, разделе, предмете);
    - составлять план (простой и сложный) прочитанного, услышанного, своего выступления, сообщения, изложения собственных мыслей;
    - раскрывать вопрос, освещать тему на основе нескольких источников знаний (слово учителя, учебное пособие, дополнительная литература, газеты, журналы, радио, телепередачи, кинофильмы и др.).
    Эти умения и навыки самостоятельной работы - база для формирования опыта творческой деятельности, в том числе способности видеть проблему, формировать задачи и вопросы, выдвигать, обосновывать и проверять гипотезу.
    Развитие самообразовательных навыков на уроках дополняется внеклассной работой. Такая деятельность завершается составлением памяток, схем, руководств, инструкций-рекомендаций для учащихся.
    При этом в работе учителя по подготовке учащихся к самообразованию должен делаться упор не только на формирование познавательного интереса, но, что еще более важно, на становление идеалов, жизненных планов, общественной целеустремленности личности. Именно эти широкие социальные мотивы обеспечивают наибольшую систематичность и эффективность самообразовательной деятельности.

    «Формирование у учащихся самообразовательных умений как условие совершенствования подготовки их к жизни.

    I. Совершенствование обучения учащихся самообразовательным умениям.
    II. Сущность умений и навыков самообразования.
    III.«Особенности обучения учащихся самообразовательным умениям».
    IV. «Учить учиться» как формирование у учащихся самообразовательных умений.
    Требование работать над формированием общеучебных умений и навыков учащихся не дополнительные методические советы и пожелания, а важнейшие составные элементы единой государственной программы, которую необходимо целеустремленно выполнять.

    Методические рекомендации по формированию навыков учебного труда:

    A. Для формирования умения выделять главное, существенно рекомендовать:
    • сообщать задачи урока, направлять их внимание на главные вопросы темы, основные факторы, понятия, выводы, учить делать краткие записи;
    • выделять основные признаки понятий, явлений, отличать их от второстепенных;
    • сравнивать изучаемое с уже известным, выявляя как общие, так и различные свойства, признаки;
    • выявлять основные причины изучаемых явлений;
    • систематически давать специальные задания, формирующие этот навык (найти главную мысль, озаглавить части, составить контрольные вопросы к тексту и т.д.).

    Б. Умение планировать учебную деятельность:
    • сначала дать примерный план изложения темы;
    • познакомить с приемами планирования;
    • при чтении текста выделять опорные слова, определять основную идею, ставить вопросы к тексту - на основе этого формулировать пункты плана;
    • рекомендовать составление плана ответа и разрешать пользоваться им на уроке во время ответа;
    • поощрять творческое, а не шаблонное планирование;
    • организовать взаимное рецензирование планов, сравнивать разные варианты планов.

    B. Для ускорения темпа осмысленного чтения:
    • разъяснять учащимся, что темп чтения ускоряет восприятие информации, позволяет вникать в ее смысл;
    • рекомендовать при чтении воспринимать целые слова и фразы, развивать периферийное зрение;
    • проводить тренировки в чтении по диагонали;
    • вводить упражнения - скороговорки для развития артикуляции внимания при чтении, что ускоряет его темп;
    • помогать развивать волевые усилия, сосредоточенность.

    • Г. Для ускорения темпа письма:
    • рекомендовать упражнения типа: записать как можно больше слов из известного стихотворения за отведенное время;
    • давать задания по списыванию большого отрывка текста в течение 10 минут аккуратно и без пропусков, закрепляя в единстве темп письма, его осознанность и точность;
    • рекомендовать упражнения кистей рук;
    • практиковать домашние задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени;
    • сочетать развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся укладываться в отведенные на выполнение домашнего задания нормы времени.
    Д. Навыков самоконтроля:
    • советовать обязательно проверять степень усвоения учебного материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей;
    • приучать систематически отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту;
    • стимулировать стремление учеников задавать вопросы учителю в момент объяснения нового материала;
    • практиковать взаимопроверку учениками сочинений, самостоятельных работ, рецензирование письменных работ.
    Завести рабочую папку, в которой накапливать и хранить различные виды памяток, инструкций в помощь учащимся для развития общеучебных умений и навыков, но с отражением специфики предмета. Так, в кабинете литературы, в такой папке могут быть памятки:
    «Приемы анализа художественного произведения»,
    «План характеристики художественного образа персонажа»,
    «Приемы разбора лирического стихотворения»,
    «Как надо готовить урок по литературе»,
    «Как учить наизусть стихотворение».

    Программа самообразовательной работы с учащимися.

    Тема: «Руководство самообразованием школьников и
    формирование у учащихся самообразовательных ЗУН как условие совершенствования подготовки их к жизни».

    Цели:
     совершенствование самообразовательных ЗУН учащихся;
     определение методов самообразования;
     развитие у школьников познавательной активности и самостоятельности как необходимое условие их подготовки к самообразованию;
     обучение учащихся умениям самостоятельной познавательной деятельности;
     формирование у учащихся стремления к самообразованию во внеклассной работе.

    № содержание кол-во часов дата
    1. Методы и приемы воспитания себя:
     развитие воли;
     постановка цели;
     реализация программы;
     контроль и анализ;
     выбор единомышленников.
    2. Правила общения.
    3. Акт самоконтроля в школе и дома..
    Памятка для составления акта самоконтроля №1
    4. Самоанализ настроения и поступков.
    Как стать настоящим другом.
    5. В здоровом теле - здоровый дух :
     правила здорового образа жизни;
     режим учебы и отдыха;
     как гулять после уроков;
    6. Свойства памяти:
     правила общения с памятью;
     как лучше запомнить.
    7. Тренировка внимания:
     организация работы с книгой;
     как читать книгу;
     учись работать с книгой;
     как научиться выразительно читать.
    8. Культура умственного труда:
     как готовить уроки;
     учись рационально работать над домашним заданием.
    9. Организация учебного труда:
     учись контролировать свою работу;
     учись рационально организовывать свою работу.
    10. Развитие общеучебных ЗУН:
     как делать сравнения
     как составить сложный план
     как рецензировать ответ ученика на уроке
     как составлять конспект
     как работать над докладом, рефератом
     план рассказа о герое произведения
     как анализировать текст
     как работать над рассказом
     как готовиться к устному высказыванию
     как составить план текста
    11. Руководство собственной читательской деятельностью при самостоятельном чтении произведения.
    12. Читательская конференция по книге
    С. Соловейчика «Чтение и увлечение».
     Учение. Увлечение /гл. 1,2/
     Время. Воля / гл. 3,4/
     Вера в себя. Умственный труд.
     Труд души. /гл. 5-7/
     Внимание. Память, /гл. 8,9/
     Уроки в школе и дома /гл. 10,11/
     Чтение /гл.12/, послесловие.
    13. Подведение итогов.

    Заключительная часть.

    В заключении еще раз вернемся к той мысли, что формирование готовности к самообразованию должно идти в направлении постоянного наращивания самоуправляющих функций школьника, при котором он будет являться не только объектом воздействия, сколько активно действующим субъектом своего образования.

    V. Приложение.
    Примеры возможных памяток для руководства самообразования учащихся.
    1. Памятка для составления акта самоконтроля.
    Сколько времени потратил впустую и почему?
    Сколько времени ты затратил на приготовление уроков?
    Сколько раз при выполнении домашнего задания возникали у тебя затруднения из-за того, что ты что-то прослушал на уроке или недоучил раньше?
    Лучше или хуже учить уроки после занятий физкультурой или каким-либо видом спорта?
    Хорошо ли усваивается материал после физического труда?
    Проанализируй свою работу и ответь, сколько времени ты можешь сосредоточенно работать, а затем, сам того не замечая, начинаешь отвлекаться, вертеться?
    Часто ли проветриваешь комнату, в которой занимаешься?
    Делаешь ли ты по утрам физзарядку?
    Соблюдаешь ли режим дня? Какой он у тебя?
    Составляешь ли ты утром хотя бы мысленно распорядок дел на день?

    2. Как гулять после уроков.
    Некоторые любят слоняться по двору и ничего не делать, «пихать девочек» и обижать малышей. Некоторые от нечего делать любят портить отношения между друзьями, передавая по испорченному телефону обидные сплетни: «Он сказал... Она сказала... Они сказали...» Некоторые, тоже от нечего делать, любят бросать мячи, портфели, снежки и даже камни в прохожих...
    Но мой ученик знает, что прогулка - отличное дело! И, выходя на улицу, он точно знает, какую игру он затеет во дворе: в освобождение индейцев, в прятки, в фантики, в дочки-матери, или даже он устроит сегодня на липе кормушку для синиц, повесив на нитке пакет из-под молока. Была бы только фантазия и доброе сердце, а дел для хорошего гулянья всегда найдется!

    3. Как готовить уроки.

    Некоторые именно в это время обожают включать телевизор, магнитофон, пылесос и миксер одновременно. Некоторые именно в это время обожают позвонить по телефону товарищу и поговорить с ним час-другой-третий на тему: «А что у тебя нового?». Некоторые именно в это время обожают решать примеры не в тетрадке, а, водя пальцем по оконному стеклу, одновременно разглядывая все, что происходит на улице: как люди ходят, как машины ходят, как трамваи ходят... А время идет, но этого из окна не видно.
    Но мой ученик садится в тишине за стол и спокойно, не спеша, но «не растягивая резину», решает задачи самым толковым и остроумным способом и пишет упражнения по русскому или английскому языку красиво и без ошибок, рисует, чертит и клеит геометрические фигуры аккуратно, с выдумкой. Время идет, но каждая минута дарит что-то новое, интересное, созданное своими руками и своей головой.
    Именно так идут мои ученики в ногу со временем!

    4. Учить рационально работать над домашними заданиями.
    1. Прежде, чем примешься за выполнение задания, четко сформулируй для себя цель, которую будет преследовать твоя работа. Самостоятельно добиваться достижения определенной цели в своей работе намного увлекательней, чем просто «учить уроки».
    2. Формулируя цель, дай себе отчет, что тебе должно дать выполнение задания, к которому ты приступаешь (например, ты знаешь вводные слова, но не всегда выделяешь их запятыми, особенно когда они стоят в середине; при выполнении заданного упражнения особое внимание обращай на эти случаи, а может, целесообразно дополнительно выполнить еще несколько примеров).
    3. После формулирования цели работы не торопись обращаться к учебнику (может, ты и самостоятельно справишься с ней). Вспомни, что ты знаешь по этому вопросу, что читал, что слышал. Посмотри записи в тетради, они помогут тебе восстановить объяснение учителя.
    Это поможет тебе четко представить, каких знаний тебе не достает для решения познавательной цели, чем тебе может помочь учебник (а может, лучше другое руководство, справочник).
    4. Обращайся к учебнику лишь с определенной целью. Работай с ним экономно. Если содержание материала громоздко, но ты его понял на уроке, учебник должен тебе помочь закрепить его.
    В ином случае при чтении учебника обращай особое внимание на тот материал, который при предварительном восстановлении был забыт тобой. Подчеркни то, что представляется особенно важным.
    Вместо повторного чтения или рассказа рекомендуем ответить на вопросы к параграфу, прочитать эту же тему по другому учебнику, пособию. Сравни их по содержанию.
    5. Попытайся восстановить путем составления плана все основные положения изучаемого материала, полученного из разных источников. Вычлени из него главную идею, смысл.
    6. Если тебе нужно выполнить упражнение, решить задачу, теоретический материал, повторяй не до выполнения задания и не после него, а в процессе работы над ним, осмысляя под углом зрения теоретических положений ход всех своих действий. Попытайся сформулировать правило, закон таким образом, чтобы он помогал тебе в определении действий при выполнении упражнения (это значит составить алгоритм действия).
    7. При выполнении учебных заданий прибегай к чтению дополнительной литературы, лучше всего при этом выделить одно основное пособие, над которым будешь работать самостоятельно, систематически, к другим же прибегай по мере надобности.
    8. При работе над темой доклада, сочинения, выступления:
     подумай сначала над замыслом работы, восстанови то, что ты знаешь по теме, дай отчет, чего недостает (если можешь, составить план работы согласно замыслу);
     подбери литературу с помощью каталога, библиотекаря, учителя;
     выдели среди них основную;
     приступай к общему (беглому) знакомству со всей литературой;
     уточни после этого план доклада (сочинения, выступления);
     подбери материал к каждому пункту плана (работай сразу с несколькими источниками). Выпиши главное;
     составь черновик, выдерживая логику плана, используя отобранный материал;
    сократи работу.

    5. Как лучше запомнить:
    Учи в спокойной обстановке.
    Преодолевай неоправданный страх перед новым и во многом сложным материалом, преодолей неуверенность.
    Найди способ полюбить материал, понять его ценность.
    Внутренне настрой себя запомнить материал надолго и прочно, будь сосредоточен. Материал должен быть осмыслен. Не оставляй ничего неясного. Используй логический способ заучивания, а не механический.
    Выделяй самое главное, отличай его от второстепенного.
    Составляй, хотя бы мысленно, план.
    Сравнивай, противопоставляй, обобщай изучаемый и уже известный материал.
    Приводи знания в систему, учись раскладывать их по полочкам и обобщать.
    Используй закономерности разбора некоторых вопросов (алгоритмы).
    Заучивай материал целиком, а не кусками.
    Трудные части заучивай отдельно.
    Как можно меньше перечитывай, как можно больше повторяй, пересказывай, напрягая память. При повторении подглядывай в текст только после старательного припоминания (припоминай не более 3 минут).
    Ошибки не просто исправляй, а осмысливай. После первого безошибочного повторения текста повторяй еще 50% раз от числа уже сделанных повторений.
    Учи не в один день, а распределяй повторение по дням. Так, стихи повторяй через 24 часа по 2 раза.
    Готовь предмет за несколько дней до урока, а накануне урока окончательно повтори.
    Работай подряд 45-50 минут, а затем 10-15 минут отдыхай.
    Чередуй точные и гуманитарные науки.
    Определи, какой тип памяти у тебя наиболее развит: слуховой, зрительный, моторный - и больше всего его используй.
    Не забывай про мнемотехнику - искусственные приемы запоминания.
    Конспектируй материал. Это тоже развивает память.
    Усвой, что не простое «повторение - мать учения», а лишь активное повторение с упорными тренировками, с постоянной работой над собой.

    6. Как читать книгу.
    Внутренне настрой себя читать книгу с интересом, внимательно, вдумчиво, запомнить содержание книги надолго и точно.
    Содержание нужно осмысливать. Нельзя допускать механического фиксирования текста.
    Для осознанного восприятия прочитай предисловие, перелистай книгу, изучи оглавление.
    Не оставляй «темных мест».
    Содержание воспринимай критически (спорь с автором, проверяй выводы).
    Делай пометки, выписки, конспекты.
    Самое яркое запоминай, сравнивай с уже известными фактами, особенностями, явлениями.
    Учись читать бегло, не проговаривай про себя, охватывая взглядом целые фразы, предложения.
    Прочитав книгу, обсуди ее с друзьями, дай ей оценку. Вспоминай основные образы, события, мысли
    7. Учись работать с книгой (монографией, статьей, учебным пособием).
    1. Сначала бегло просмотри содержание всей книги (статьи, монографии). Дай себе отчет, насколько этот материал тебе нужен, на какие вопросы он поможет тебе ответить.
    2. Приступай к вдумчивому, сплошному чтению.
    3. При чтении:
     отмечай основные идеи (мысленно или карандашом);
     следи, как они развиваются, доказывают (нет ли своего материала для подтверждения или, наоборот, опровержения их, попытайся их сопоставить с теми знаниями, которые у тебя есть);
     эти «смысловые единицы», «опорные пункты» можешь пронумеровать (потом выписать);
     дай себе отчет о связи между этими «единицами», выдели главные из них»и второстепенные, уясни их последовательность, реши насколько она удачна;
     дай отчет в основной, ведущей идее работы. Вырази свое отношение к ней.
    4. При сложном материале, нужно еще раз вернуться к вторичному просмотру наиболее трудных мест, выкладок, доказательств. Целесообразно проделать их самому на бумаге.
    5. Для самоконтроля правильности понимания усвоенных идей рекомендуем проделать упражнения, решить задачу.
    6. В конце работы, если нет смысла конспектировать ее содержание, хорошо сделать записи основных идей.
    7. При самостоятельной работе над материалом не увлекайся фактами, не стремись все их запомнить. Знай, что основной смысл твоей работы заключается в овладении новыми идеями, которые ты всегда можешь иллюстрировать своими примерами.
    8. Учись всегда контролировать свою работу.
    1. Старайся всегда сам исправить свои ошибки.
    2. Лучшая проверка усвоения материала - пересказ его своему товарищу.
    3. Как можно больше и чаще передавай свои знания другим:
     это благородно;
     это сделает твои знания более сознательными и прочными.
    9. Учись рационально организовывать свою работу.
    1. Начинай работу отдохнувшим. Лучше всего обеспечивает отдых сон или 1,5-2 часовое пребывание на воздухе (игры, прогулки, спорт). Но не больше, иначе опять устанешь!
    2. Прежде чем начинать работу, дай себе отчет, что ты должен сделать, сколько это должно занять времени, наметь порядок работы.
    3. Намечая график работы, помни, что наиболее высокая производительность труда наступает через 20-30 минут после начала работы. Более сложную работу целесообразно выполнять именно в это время. Более простую и интересную - в конце. Но если ты трудно врабатываешься, то тогда целесообразно начинать работу с более интересной.
    4. Приготовь все, что понадобится для работы.
    5. Старайся в процессе работы придерживаться намеченного графика.
    6. Первый час работы можно работать без перерыва, а последующее время должны быть перерывы через 40-50 минут напряженной работы. Перерыв 5-10 минут. В процессе его хороши физические упражнения. Не делай отдых продолжительным, это может снизить работоспособность.
    7. Выполненное задание убери со стола, чтобы оно не мешало.
    8. Если какое-либо из заданий не можешь выполнить сразу, не расстраивайся, отложи его, попытайся сделать его через некоторое время.
    10.Как надо делать сравнение.
    1. Подумай, по каким линиям и в какой последовательности нужно сравнивать изучаемые явления;
    2. Установи их общие существенные признаки;
    3. Определи существенные различия между ними;
    4. Сделай, если нужно, вывод, вытекающий из их сравнения.
    11.Как составить сложный план.
    1. Внимательно прочитай изучаемый материал.
    2. Раздели его на смысловые части и озаглавь их (пункты плана).
    3. Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана).
    4. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
    12.Как надо рецензировать ответ ученика на уроке.
    1. Излагается ли материал последовательно, по плану?
    2. Достаточно ли полным был ответ?
    3. Доказательными ли были объяснения ученика?
    4. Сделан ли обобщающий вывод?
    5. Какие допущены ошибки, неточности?
    6. Была ли речь ученика грамотой и выразительной?
    13.Как надо составлять конспект.
    1. Подразделяй изучаемый материал на основные смысловые части, выделяй главные мысли, выводы.
    2. Сформулируй пункты, подпункты плана-конспекта.
    3. Наиболее существенные положения (тезисы) кратко излагай своими словами или приводи в виде цитат.
    4. В конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их доводы, конкретные факты и приметы (без их подробного описания), цифровые данные и т.п.
    5. Можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, а вписывать только «ключевые слова», делать ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
    14.Как надо работать над докладом, рефератом.
    1. Продумай тему своей работы, в общих чертах определи ее содержание, набросай предварительный план.
    2. Составь список литературы, которую следует прочитать, отмечай и выписывай все, что должно быть включено в работу.
    3. Разработай как можно более подробный окончательный план и возле всех пунктов укажи, из какой книги или статьи нужно взять материал.
    4. Во вступлении к работе раскрой значение темы.
    5. Последовательно раскрывай все предусмотренные планом вопросы; разъясняй основные положения, подкрепляй их конкретными примерами и фактами.
    6. Отрази в работе собственные мысли и чувства.
    7. Пиши кратко, последовательно, разделяй текст на абзацы.
    8. В пронумерованных дострочных сносках укажи источники цитат.
    9. Сделай обобщающий вывод.
    10. Самокритично перечитай написанную работу, устрани недостатки, перепиши работу начисто.
    15.План рассказа учащихся о любом герое любого произведения.
    1. Герой в начале повествования. (Кто он? Как выглядит? Какова его семья, окружающие? Что его больше всего занимает, к чему он стремиться, как относится к людям?).
    2. Какие события окружающей жизни производят на него наибольшее впечатление и вызывают изменения во взглядах, поведении, в характере героя? Как эти изменения проявляются во внешнем облике, речи?
    3. Чьи влияния испытывает герой? Как они сказываются на отношении героя к жизни? На его поведении?
    4. Какие поступки, суждения, чувства раскрывают нам новые черты в характере героя, изменение его отношения к жизни, к людям?
    5. Какой из моментов жизни героя можно считать важным, определяющим его будущее?
    16.Схема руководства собственной читательской деятельностью при самостоятельном чтении произведения.
    Если тебе предстоит оценка художественного произведения, то:
    - приступая к чтению, обрати внимание на имя автора, жанр произведения, задумайся над заглавием;
    - сопровождай чтение размышлениями: чем произведение тебе интересно (заинтересовало ли оно тебя с точки зрения нравственной, проблематики, показа психологии героев, их взаимоотношений, как отражено время);
    - закончив чтение, вырази общую эмоциональную тональность произведения и общее впечатление, которое произвело оно на тебя; постарайся себе объяснить вызванные чтением мысли и чувства, осознай свое отношение к произведению:
    к той действительности, которую нарисовал писатель;
    к тому, что нового о мире и человеке сказал тебе автор произведения;
    к писателю как мастеру слова;
    подумай о плане и форме высказывания своего суждения о произведении в целом.
    17. Как работать над черновиком изложения.
    1. Читая черновик про себя, следите, раскрыты ли в нем тема и основная мысль, все ли изложено последовательно, согласно плану. Делайте пометки на полях.
    2. Прочитайте черновик вслух; прислушайтесь: нет ли в нем речевых ошибок и недочетов. Устраните их.
    3. Проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок, исправьте их.
    18. Как готовиться к выборочному изложению (пересказу) текста.
    Текст - (от лат. Textus - ткань, сплетение, соединение) - объединенная смысловой связью последовательность речевых единиц, высказываний, абзацев, разделов и т.д. Текст может быть устным и письменным.
    1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
    2. Вдумайтесь в тему выборочного изложения, определите ее границы.
    3. Внимательно перечитайте текст, выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книги.
    4. Определите основную мысль изложения (пересказа).
    5. Подумайте, какой тип речи будет основным в вашем изложении (пересказе).
    6. Определите, какой стиль вы будете использовать.
    7. Составьте план.
    8. Подумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения (пересказа); какие слова, обороты, предложения для этого использовать.
    9. Напишите черновик выборочного изложения, затем после проверки исправлений перепишите его.
    19. Как готовиться к устному высказыванию.
    1. Подумайте, с какой целью и перед какой аудиторией вы будете говорить.
    2. Определите тему, основную мысль и тон вашего высказывания (торжественный, спокойный, критический, поучительный).
    3. Соберите и отберите необходимый для данной темы материал.
    4. Решите, какой тип речи будет преобладать в вашем высказывании (повествование, описание, рассуждение). Почему?
    5. Определите возможный стиль вашего высказывания (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой).
    6. Составьте план (простой, сложный, цитатный).
    7. Проговорите свое высказывание перед зеркалом, следя за тоном, логическими ударениями, темпом речи, громкостью голоса, жестами и мимикой. Попросите кого-нибудь прослушать вас, учтите их замечания.
    8. Учтите, что кульминации должен соответствовать момент, изображенный на картине, составьте план.
    9. Постарайтесь включить диалог, элементы описания (обстановки, природы, внешнего вида людей), чтобы это помогало полнее представить ход событий, характеры героев.
    10. Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
    20. Как работать над рассказом.
    1. Подумайте, о каком случае вы будете рассказывать, насколько он интересен и поучителен.
    2. Сформулируйте тему и основную мысль рассказа, озаглавьте его.
    3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его из других источников.
    4. Повторите схему композиции рассказа (вступление - завязка - кульминация - развязка - заключение).
    5. Для конкретизации схемы композиции рассказа, составьте план.
    21. Как работать с книгой.
    Умение самостоятельно работать с учебником и любой другой книгой необходимо не только тогда, когда вы сидите за партой: приобретать знания
    самостоятельно придется всю жизнь.
    Из чего же складывается это умение?
    Усвоить текст - это значит прежде всего понять и запомнить его.
    Что такое запомнить текст, понятно: пересказал без потерь, значит, запомнил. Особенно легко это выясняется, если пересказ проверяет другой.
    При составлении рассказа соблюдайте соразмерность его частей. Помните: наиболее полно в нем должно быть показано главное событие.
    В рассказе постарайтесь использовать диалог (или отдельные реплики), элементы описания так, чтобы они помогли полнее представить ход событий и характеры людей, о которых вы говорите.
    Напишите черновик рассказа, затем после проверки и исправлений перепишите его.
    22. Как работать над рассказом по картине.
    1. Определите жанр картины и сведения о художниках.
    2. Обратите внимание на название картины. Очень часто оно говорит нам о замысле художника, о том, что считал он в своей картине самым главным.
    3. Рассмотрите картину; вдумайтесь в ее содержание (что здесь произошло, почему).
    4. Постарайтесь представить, что было до момента, изображенного художником, что будет после него.
    5. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим рассказом.
    6.Сформулируйте тему и основную мысль рассказа; в зависимости от этого озаглавьте его.
    23. Как работать с книгой.
    1. Систематически веди «Дневник чтения».
    2. Если тебя заинтересовала какая-то мысль, сделай выписку (понравившиеся мысли, стихи, впечатления). Выписки можно делать на отдельные карточки, так ты начнешь собственную картотеку.
    3. Читай систематически. Возьми себе за правило прочитывать каждый день 20-30 страниц. Систематически выучивай стихи наизусть.
    24. Как подготовиться к рассказу.
    1. Хорошо подумай, о чем ты будешь рассказывать, зачем это надо.
    2. Твоя задача – что-то объяснить, заинтересовать слушателей.
    3. Начать рассказ надо так, чтобы слушателям захотелось тебя слушать.
    4. Определи, что главное в твоем рассказе. Расскажи об этом подробнее, не отвлекайся на второстепенное.
    5. Помогай слушателю понять то, что ты доказываешь, сам делай выводы.
    6. Рассказ должен быть ярким, используй в нем цитаты, прямую речь, различные средства выразительности - эпитеты, сравнения, метафоры и др.
    25. Как работать над конспектом.
    Перед тем, как начать конспект, внимательно прочитайте текст конспектируемого произведения, составьте план, выделив внутри каждого отрывка главную мысль и кратко ее сформулировав; получаются как бы распространенные заглавия отрывков. Далее изложите каждый пункт плана подробнее, превратите "заголовки" отрывка в тезис, т.е. в развернутое положение, еще не подтвержденное фактическим материалом конспектируемого произведения. Когда вы расширите тезис, т.е. подтвердите его соображениями и фактами, которые приводит автор, у вас и получится КОНСПЕКТ. Вы можете включить в него цитаты (обязательно с указанием страниц, откуда они взяты), можете создать текст, стилистически близкий к конспектируемому, можете сжато изложить конспектируемый текст – все это правомерно. Важно только, чтобы вы не злоупотребляли цитированием и не увлекались подробным пересказом. Основа конспекта - ТЕЗИС.
    Формы конспекта различны. Вы можете, например, составить план текста, расчленив конспект пунктами этого плана как подзаголовками. Рекомендуется вписывать цитаты в конспект другим цветом, наиболее важные места подчеркивать или выделять большими буквами. Полезно указывать в конспекте страницы произведений: это облегчит вам работу с книгой.
    Особый вид конспектирования – запись за лектором. Уже в школе надо научиться свободно конспектировать устную речь. Не стремитесь к дословной записи. Выделяйте главную мысль и следите за ее развитием. Затем сравните
    свою запись с записью товарищей. Результатом общей работы явится полноценный и точный конспект лекции.
    26. Как научиться выразительно читать.
    Для того, чтобы научиться выразительно читать, необходимо учитывать темп речи, выразительность, энергичность, тон, манеры.
    Темп сам по себе оживляет сообщение. Он подчеркивает значение пауз говорящего. Можно записать небольшой отрывок из газеты, читая его медленно. Потом вновь записать этот же самый отрывок, читая его как можно быстрее, но сохраняя и ясность и смысл. Сравнивая оба варианта, можно обнаружить, что вторая запись звучит живее, профессиональнее, а это поддерживает интерес слушателя. За короткое время должно быть сказано многое. Аудитория сегодня так искушена, что может воспринимать сообщения, которые читаются очень быстро. Никогда не приносите в жертву смысл, не смазывайте ударений и логических пауз, не переходите на монотонную скороговорку.
    Выразительность. Одно дело понять текст, другое - преподнести его с наибольшим эффектом. Когда мы понимаем текст, мы знаем, на каких словах делать логическое ударение и какие фразы подчеркивать голосом.
    Избежать монотонности помогает изучение различных видов выразительной речи. Мы подчеркиваем слово не только усилием голоса. Можно:
     понизить голос;
     сделать его звучнее;
     регулировать интонацию (меняя обычный ритм и тон);
     регулировать высоту;
     удлинять начальные звуки ударных слогов;
     использовать паузы либо перед, либо после слова, которое вы хотите подчеркнуть;
     изменить выражение лица;
     применить тот или иной жест.
    Любой из этих приемов пригодится в подходящий момент. К тому же возможно бесконечное число комбинаций. Главное стремиться к ясности и разнообразию.
    Энергичность. Если выступающий энергичен, то это отражается на его лице, голосе, движениях. Энергичность слагается из энтузиазма, правильного отношения к работе и желания общаться со зрителем. Дело не в громкости. Даже шепотом можно говорить энергично.
    Тон. Тон самым непосредственным образом связан с пониманием текста. Только правильно понимая то, что написано, говорящий сможет воспроизвести в живой речи все те мысли, которые побудили автора написать текст.
    Правильный тон зависит от вас самих. Деланное выражение лица и неестественный голос лишь подчеркивает фальшь. Реально чувствуйте то, о чем говорите. Если выступающий или читающий понимает существо текста, тон явится сам собой. Не играйте. Слова скажут все, что нужно, если ваш тон соответствует смыслу.

    27. Как анализировать текст.
    Наблюдения над текстом повествовательного характера.
     Укажите или перечислите события или действия, описанные автором. Все ли необходимые действия указаны? Достаточно ли использовано материала?
     Каков их порядок? Удобен ли этот порядок?
     Как начат текст? Готовит ли начало к пониманию события?
     Окончание текста: в чем его особенности?
     Есть ли описание? Уместно ли оно?
     Есть ли диалог? Его значение.
    Наблюдения над текстом описательного характера.
     Какой объект избран для описания? Цель описания.
     Какие признаки отобраны для описания? Удачно ли? Все ли отобрано? Нет ли лишнего?
     Имеются ли общие положения с последующей детализацией?
     Каков порядок расположения признаков?
     Как закончено описание?
     Как сформулирован вывод? Наблюдения над текстом - рассуждением.
     Найдите тезис (основное положение).
     Найдите доказательства.
     Что представляют доказательства? Что еще могло бы быть доказательством (суждение, факт, событие, высказывание автора, чужое высказывание)?
     Определите порядок доказательств.
     Вывод и его формулировка.
    Категория: Творчество учителей | Добавил: nina (01.02.2015) | Автор: Меркер Нина Анатольевна E
    Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]