«Преступление и наказание» - роман о борьбе за самого себя.
Жумадилова Жансая, 11«А» класс КГУОШ №133, г. Алматы. Сочинение «Преступление и наказание» - роман о борьбе за самого себя. Человек проводит большую часть своей жизни в борьбе, у которой имеется множество названий: одни воюют за любовь, другие – за материальное благополучие, третьи – за какие-либо убеждения и т.д. На самом же деле все сводится к тому, что каждый из нас отчаянно борется за самого себя, за право быть уверенным в себе. Проблема эго широко рассматривается в литературе; именно ей посвящен роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Казалось бы, что может быть проще? Бедняк убивает жадную процентщицу, из-за слабохарактерности сам себя выдает, ему «подворачивается» сентиментально настроенная девица, которая «по любви» доехала с ним аж до каторги, потом он выходит из тюрьмы, герои вместе – классический “happy end” … Скучновато как-то. А школьники, задорно посмеиваясь, пересказывают друг другу (конечно, не учителям) шедевр русской литературы в трех словах: «Убил – сел – вышел»…
Если же серьезно, то что на самом деле побудило Раскольникова совершить нелепое преступление? Бедность? По-моему, нет. Во всяком случае, эта бедность не мешала ему целыми днями бродить по Петербургу и утопать в псевдомасштабных раздумьях. Озлобленность против всех и всего? Тоже вряд ли, ведь тогда помощь, оказанная Мармеладовым, и сочувствие, выказанное обманутой пьяной девушке, были бы нелогичны. Раскольников изначально опирался на теорию о судьбе «тварей дрожащих» и людей «необыкновенных»; дескать, первые должны быть устранены ради других. По моему мнению, Родион слишком много думал и говорил о бесполезности существования бессовестных и посредственных единиц общества, однако на трезвую оценку собственной жизни в его нервном разуме не оставалось места. Видя контраст сегодняшних условий с желаемыми, бывший студент раздражался из-за своего же неумения достичь лучшего. Его злоба принимает оболочку псевдонаправленности на «богатых и плохих», ведь кто захочет признать себя любимого виновным во всех проблемах? Гораздо легче «кинуть мяч» другим, да и недовольство выражается свободнее. Замечу, «богатые и плохие» от его словоблудия ни капельки не страдали, а наоборот становились богаче и хуже.
Злись не злись, а ничего не меняется. Наш герой совершает преступление против себя же, смерть Алены Ивановны и ее сестры – лишь материальное воплощение его мыслей. Вдумайтесь, даже как ударил Родион: по голове – главному источнику всех путаниц и удач в нашей жизни. Убивая женщин, парень убивал то, что ему казалось обыкновенным в себе, т.е. он самоутверждался. Однако, что-то облегчения не чувствуется. После убийства Раскольников мается, но я считаю, что не от уколов совести. Блуждания по «гробовому» Петербургу больше напоминают этакие круги Дантова ада, где мучаются даже не от боли, а от бесконечности мучений. Так и герой устал от непрерывной борьбы за самоопределенность: он демонстративно закапывает деньги в землю и вот-вот прозреет, но глупое высокомерие, упрямый осёл тщеславия тянут его в обратную сторону. Тогда Родион идет с повинной к Порфирию больше для того, чтобы он «отвязался», т.к. признать преступление юридически легче, чем духовно.
Известно, что Достоевский был сугубо религиозен, и не мог же он бросить свое литературное чадо без божественного вмешательства. Словно пророк, появляется чистая Соня Мармеладова. Самоотверженная, мудрая Соня вместе с заблудшим Родионом переживает последние натиски гордого разума. Повторяя сюжет из Евангелия, когда только Иисус, невзирая на прошествие четырех дней после смерти, уверовал в воскресение Лазаря и оживил мужчину, сняв с него камень, так и Соня сняла с Раскольникова тяжелейший камень неопределенности, и в финале закомплексованный молодой человек превращается в личность, переборовшую свои же предрассудки…
В реальности сомневаюсь, что кто-то придет Вас спасать от самих же себя, только Вы способны изменить свое Настоящее. Было бы прекрасно, если все обдумают то, как и в чем они живут. Конечно, возможность полного перерождения общества более чем утопична, но ведь найдутся такие смельчаки, поэтому в помощь всем желающим роман «Преступление и наказание» - одно из самых отрезвляющих и написанных с любовью к людям произведений Золотого века.