Пятница
29.03.2024
11:56
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Афоризмы и их применение в живой речи
    Елисеева Ирина Владимировна,
    КГУ ОШ № 117, учитель русского языка и литературы,
    г. Алматы, Казахстан.

    Афоризмы и их применение в живой речи

    Афоризмы в бытовой речи рассыпаются и живут как мудрые мысли. Житейский опыт, заключенный в них, позволяет предупредить и напомнить о ценностях в жизни. Меткие мудрые афоризмы поражают, восхищают силой и ювелирной точностью мысли. Афоризм не является просто красивой и умной фразой героя или автора, это слова, которые лучше воспитывают нас. Иногда мудрая мысль точно и метко вставленная в речь может предотвратить конфликт. Очень важно уметь правильно использовать афоризмы.
    Неисчерпаемы богатства человеческой мысли. Одной из форм их выражения являются афоризмы -жемчужины человеческой мудрости, отлитые в краткую языковую форму. Ещё М.Твен говорил, что правильная дозировка афоризма - минимум слов, максимум смысла.
    Меткие мудрые афоризмы поражают, восхищают силой и ювелирной тонкостью мысли, гармонично сочетающей в себе логическую доказательность науки и художественную образность, изящество словесного искусства.
    Афоризмы любили и создавали почти все выдающиеся мыслители. Нет такого человека, который не любил бы мудрых афоризмов! И собеседник в обыденной речи, и оратор, и государственный деятель, и писатель, и поэт, и ученый, и артист - все прибегают к любимым афоризмам.
    Афоризмы шлифуют, заостряют ум, а речь делают яркой и действенной. В бытовой речи они рассыпаются и живут как мудрые мысли. Жизненный опыт, заключенный в них, позволяет предупредить и напомнить о ценностях в жизни.
    "Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты - весь мир".(Г.Маркес)
    "Всё самое лучшее случается неожиданно". (Г.Маркес)
    Афоризмы имеют своё первозданное значение и адресное рождение - автора, произведение; Характеризуют героя, показывают нравственную силу автора. Иногда афоризм теряет "адрес" и превращается в поговорку, присказку. Это случилось с афоризмами из "Горе от ума" Грибоедова, "Недоросль" Фонвизина.
    "Счастливые часов не наблюдают".
    "Злые языки страшнее пистолета".
    "Век живи, век учись, друг мой сердешный".
    Афоризмы не являются просто красивой фразой, они воспитывают человека:
    Где мало слов, там вес они имеют. (Шекспир)
    Смешон тот юноша степенный и старец ветреный смешон.( А.Пушкин)
    В современном мире живут и широко используются афоризмы древних философов, ученых.
    У сильного всегда бессильный виноват. (И.Крылов)
    Любимое всегда ослепляет любящего. (Платон)
    Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. (Гераклит Эфесский).
    При помощи афоризма говорящий характеризует, оценивает то, о чём непосредственной в нём говорится. Афоризм служит аналогией жизни. Войдя в речь в переводе, некоторые афоризмы, вносят колорит родной культуры и национального самосознания, позволяют не только убедиться в глубине мысли и доказывают поликультурную направленность.
    Это случилось с афоризмами из Книги слов Абая Кунанбаева.
    - Знания оборачиваются горечью, приносящей преждевременную старость, когда нет рядом человека, с кем можно поделиться радостью и печалью.
    - Начало успеха - единство, основа достатка - жизнь.
    Поражает вездесущность афоризмов - они касаются многих предметов, вторгаются в различные области человеческого бытия, людских мыслей, целей. Эта тематика столь обширна, как наша жизнь.
    Афоризмы имеют свои цели и функции:
    1. Цель воспитательная.
    2. Демонстрация красоты и яркости речи, выразительное средство.
    3. Содержательная часть афоризма.
    4. Нравственная глубина.
    Назначение афоризмов:
    1.Афоризмы - назидания.
    2.Афоризмы - собственно живая речь.
    3. Афоризмы духовной зрелости.
    4. Афоризмы - философские.
    - Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому как стать достойным счастья.(Кант)
    - Не пускайтесь в объяснения, если хотите быть понятыми. (Дени Дидро)
    - Чем быть султаном на чужой земле, лучше быть стелькой на родине.(нар. мудрость).
    - Князю - княгиня, боярину - Марина, а всякому - своя Катерина. (нар. мудрость).
    - Скакун то с гривой, то без гривы, лихой джигит то беден, то богат.(нар. мудрость).
    - Ты можешь стать умным тремя путям. (китайская мудрость).
    - Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади. (Аристотель).
    Афоризмы являются неотъемлемой частью лексикона интеллигентного человека. Подобно кисти художника афоризмы делают нашу речь ярче, богаче, интереснее, в различных случаях придают ей оттенок важности, галантности. Наша речь - лицо нашего внутреннего мира. Люди применяют афоризмы абсолютно в любых жизненных ситуациях. Немаловажной деталью является тот факт, что афоризмы не ограничиваются лишь одной единственной сферой использования. Что и делает нашу модель применения афоризмов очень гибкой и мобильной.
    Афоризмы выделяются в группы по сфере применения:
    1. Научной речи и риторики.
    2.Бытовой речи.
    3. СМИ (публичной речи).
    Существует ещё "кладовая" языка - всевозможные сборники мудрых мыслей, изречений, которые "ждут своего часа" в применении. В этой связи можно выделить два пласта: активный и пассивный словарь пользователя.
    Используемая литература.
    1. В.Шойхер "Антология мысли в афоризмах", 2008 год.
    2. "Мысли, афоризмы и шутка выдающихся людей", Москва, Эксмо, 2006 год.
    3. Журнал "Огонёк" "Пословицы и поговорки в баснях Крылова", 2003 год
    4. Абай "Книга слов назиданий".
    Категория: Разработки учителей | Добавил: ТатьянаТатьянка (08.03.2014) | Автор: Елисеева Ирина Владимировна E
    Просмотров: 1079 | Комментарии: 1 | Теги: крылатые выражения, лексика, мудрость | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 IRINA_G  
    0
    Спасибо за материал. Применяю на уроке повторения в 11-ом классе.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]