Вторник
26.09.2017
12:01
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Доклад "Роль классного руководителя в формировании ученического коллектива"
    Роль классного руководителя в формировании ученического коллектива.
    Федотова Валентина Петровна, учитель Академического лицея г. Костаная.
    Перемены в общественной жизни, экономические перестройки в стране привели к разрушению многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От позиции «делай как все» происходит резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. Я считаю, что основой воспитательной системы является личностно ориентированный подход.
    Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация.
    Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания .Приоритетной во всей системе воспитательной работы классного руководителя выделяется главная задача по формированию и сплочению ученического коллектива.
    Главная воспитательная цель классного руководителя — создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учёбе - отличником или « серым» троечником - он, для меня, яркая, индивидуальная школьная личность, здесь, в школе, его место для самовыражения и самореализации.
    Личность, имеющая высоконравственные идеалы, разностороннее образование, чёткую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, сможет найти своё место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
    Я вот уже более 30 лет работаю в школе. И каждый год — классный руководитель. За эти годы прошла по многим ступеням работы с классным коллективом, от 5 класса до 11.
    В прошлом учебном году я взяла классное руководство в 5 Р классе. И первым вопросом в работе с ними были для меня следующие: « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам комфортно вместе?» Для меня они были совершенно чужие дети. Понимала, что предыдущий классный руководитель пользовался исключительным авторитетом как у детей, так и у родителей.
    Вот и встал первый вопрос: « Как мне воспитывать их, ведь у ребят были другие учителя».
    Наверное, ничего не открою нового в воспитательной системе. Прежде всего, я постаралась определить, какие же мои дети каждый отдельно, и как я смогу собрать их в единый классный коллектив. Мне очень хотелось, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители.
    Но главным вопросом для меня оставался один: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
    Перед собой я поставила ряд задач, это, прежде всего:
    1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
    2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
    3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
    4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в классе.
    Решить эти задачи могла только насыщенная жизнь класса интересными делами.
    Чтобы узнать детей лучше, я провела несколько тестирований по вопросам, анкетам, тестам. Был составлен психологический портрет не только каждого ученика, но и всего класса. Диагностика показала, что коллектива, как такового пока нет, что ребят в школе объединяет лишь формальность общего класса.
    Поэтому первой важнейшей целью стало создание коллектива. А это процесс трудный и длительный, требующий терпения.
    Для достижения положительных результатов были использованы различные формы и методы.
    В первые дни нашей совместной работы все ребята получили общественные поручения.
    Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться, поэтому каждое полугодие происходит смена общественных поручений (этой системой я пользуюсь в своей практике, она даёт положительные результаты).
    Был оформлен классный уголок, т.е. вторым моментом создания коллектива стала общая работа, которая привела ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где взаимопонимание зависят от самих детей.
    В классном уголке были отражены успехи и стремления к улучшению успеваемости некоторых учащихся. Это позволило повысить заинтересованность ребят в процессе обучения, воспитывалось понимание весомости отношения коллектива к тем, кто недобросовестно относился к учёбе или допускал срывы в поведении. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяли уверенность в своих силах, приводили к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность, что веселье тоже надо заслужить.
    Для сплочения коллектива, в первый месяц учебного года, совместно с родителями я организовала поездку на природу «Давайте познакомимся», которая запомнилась ребятам надолго. Они пели песни, рассказывали о себе, проводили игры.
    Большую роль в формировании классного коллектива играют классные часы. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он оставлял след в их сознании ребят., влиял на их поведение. Такие классные часы, как: « Расскажу о себе», « Все мы чем-то похожи» , « Мои летние каникулы» надолго запомнятся детям. Эта же тема была продолжена в конкурсе сочинений: « Я хочу рассказать о своём друге».
    Много интересных поездок было в драматический театр ,в музей, на концерт индийской музыки, на мероприятия в ГШДТ.
    В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

    Цикл бесед был посвящен теме: « Знаем ли мы друг друга». Использовала нетрадиционные формы работы с детьми , которые в силу своей игровой специфики способствуют знакомству детей, их сплочённости, развитию позитивного отношения друг к другу.
    Большую помощь в сплочении классного коллектива играют родители и председатель родительского комитета. Совместно с родителями прошли огоньки, посвящённые 8 Марта, 9 мая, Новому году. На этих мероприятиях исполнялись номера художественной самодеятельности, звучали поздравления. На протяжении всего учебного года веду работу в тесном контакте с родителями. Встречаюсь с родителями и детьми во внеурочное время, дома.
    Многие ребята занимаются в системе дополнительного образования, что способствует развитию их творческих, физических способностей. Определённых успехов учащиеся добились и там: успешное обучение в музыкальной школе, занятия танцами, спортивные секции. В нашем классе учатся и талантливые футболисты, легкоатлеты , неоднократные победители различных соревнований.
    Занятость моих детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а мне поможет достичь нужной цели.
    Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках литературы я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.
    Перечислить все творческие дела, которые проводятся в урочное и внеурочное время в классе, сложно. Но главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.
    Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя.
    Не за горами у моих учеников выбор профессии. Большая часть из них покинет школу, устроится в другие учебные заведения. И хочется верить в то, что они будут добрыми, отзывчивыми, порядочными людьми. Задача эта очень сложная, способы её решения самые разные. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и мн. др.
    В конечном счёте, моя позиция такова: мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. И пусть законом нашей жизни станут удивительные слова Булата Окуджавы:

    Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
    Высокопарных слов не стоит опасаться.
    Давайте говорить друг другу комплименты -
    Ведь это все любви счастливые моменты.
    Давайте понимать друг друга с полуслова,
    Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
    Давайте жить, во всем друг другу потакая, -
    Тем более, что жизнь короткая такая.

    .
    Категория: Разработки учителей | Добавил: tin (16.12.2015) | Автор: Федотова Валентина Петровна E
    Просмотров: 304 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 2
    2  
    Богатый опыт. Спасибо за формирование благоприятного эмоционально-психологического и нравственного климата в  коллективе.

    1  
    Спасибо за интересные находки в работе  с классным коллективом.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]