Воскресенье
23.07.2017
07:48
Категории раздела
Разработки учителей [162]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    конспект урока Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.
    ПРЕДМЕТ: русский язык
    Класс: 5 а,б
    ТЕМА: Местоимение. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов.

    Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
    Задачи урока:
    1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Познакомимся с изменением местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа по падежам. Познакомимся с правописанием местоимений с предлогами.
    2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами. Развиваем орфографическую зоркость.
    3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Воспитываем в себе положительные качества человека
    Метод: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений, самостоятельная работа.
    Оборудование: мультимедиа, экран, индивидуальные карточки, жетоны двух цветов (красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания.
    Ход урока
    1. Организационный момент урока.
    Эмоциональный настрой учащихся.
    (Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
    Улыбайся

    Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
    Улыбайся также радости друзей.
    Уж тогда и жизнь покажется чудесней
    При любом ненастье, при любой грозе.
    Улыбайся детям, девушкам красивым.
    Но и некрасивым – тоже не забудь.
    И тогда уж точно
    Будешь ты счастливым.
    И притом не как-то и не как-нибудь.
    Улыбайся травам, и цветам любимым.
    Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
    И тогда уж точно
    Будешь ты
    Лю-би-мым,
    Ну, а для кого-то
    Самым дорогим.


    - Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске).
    Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
    2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
    - А сейчас внимание на экран. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).

    Моя грамматика
    Я талантлив от рождения!
    Не дурак и не простак!
    И мое местоимение
    Все вокруг склоняют так,
    Перво-наперво решительно
    Скажет вам семья моя,
    Что, конечно,
    Именительный –
    Это Я и только Я!
    Мать склонилась умилительно,
    А за ней и вся родня.
    И не зря. Падеж
    Родительный
    Для кого? А для Меня;
    Все заботятся старательно
    И заслуженно вполне
    И дают подарки.
    Дательный –
    Это значит – только Мне!
    Не смотрите подозрительно,
    У меня родня – броня!
    И запомните:
    Винительный
    Не касается Меня!
    Жизнь легка и упоительна
    За родительской спиной!..
    Нет, друзья, падеж
    Творительный
    Сотворен совсем не Мной!
    Ждете, видимо,
    Предложного?
    Новых данных обо Мне?
    Не просите невозможного,
    Хватит с вас и так вполне.
    - В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др.

    Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях)

    - Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

    - Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
    За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов, тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!

    3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
    - Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его, перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом.
    (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение, правильно будет так:

    Именительный – Я;
    Родительный – Меня;
    Дательный – Мне;
    Винительный – Меня;
    Творительный – Мной;
    Предложный – обо Мне.


    - Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением)

    - Итак, проверьте себя, ребята, правильно ли вы просклоняли местоимение Я, пользуясь данной таблицей. (на экране)

    - Что особенного вы отметили в склонении данного
    местоимения ?

    - Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
    (Самым активным в этом виде работы дать жетоны).

    4. Новый материал. Формирование навыков и умений.
    - Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
    На экране вы видите таблицу.
    - Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

    При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.
    - Вторая особенность:
    Иногда в корне происходит чередование например:
    тебя – тобой, меня – мне.
    - Третья особенность:
    Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
    - Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).

    - Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

    4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
    1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
    а). Просклоняйте местоимение: мы.
    б). Просклоняйте местоимение: он.
    2. Остальные ребята работают со мной.
    Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
    Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
    Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
    (Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
    Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

    (Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).

    - А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается ….Начинаем.
    1-й учащийся склонял местоимение Мы:
    И. п. – Мы
    Р. п. - Нас
    Д. п. – Нам
    В. п. – Нас
    Т. п. - Нами
    П. п. – о Нас
    (За это задание ученик получает жетон).

    2-й учащийся склонял местоимение Он:
    И. п. – Он
    Р. п. – Его
    Д. п. – Ему
    В. п. - Его
    Т. п. - Им
    П. п – о Нем
    (За это задание ученик получает жетон).

    Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).

    3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.
    - Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему?
    - Для того чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:


    1. Я люблю, когда шумят березы,
    Когда листья падают с берез.
    Слушаю – и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слез...
    ...Русь моя, люблю твои березы!
    С первых лет я с ними жил и рос.
    Потому и набегают слезы
    На глаза, отвыкшие от слёз.
    (Н. Рубцов.)
    2. А я росла в узорной тишине,
    В прохладной детской молодого века.
    И не был мил мне голос человека,
    А голос ветра был понятен мне.
    Я лопухи любила и крапиву,
    Но больше всех серебряную иву
    (А. Ахматова.)
    3. Я снова здесь, в семье родной,
    Мой край, задумчивый и нежный!
    Кудрявый сумрак за горой
    Рукою машет белоснежной.
    (С. Есенин.)

    Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни)

    Учитель:
    - А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2-го л.

    - В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где в сельской местности. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е употребляется в обобщённом значении.

    Например:
    Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
    (Развитие речи. творческое задание).
    Учащиеся получают задание написать сочинение-миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека:
    Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов...
    Даётся время для написания работы. Затем 5-7 работ заслушать.
    (Учащиеся, чьи работы показалась наиболее лучшими, получают жетоны)

    5. Домашнее задание:
    - Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки)
    Задание по вариантам
    1 вариант: “Отдых”
    2 вариант: “Учеба”.
    6. Подведение итогов. Рефлексия.
    - Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
    - Как пишутся личные местоимения с предлогами?
    - Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник. А потом ответьте письменно на следующие три вопроса и сдайте мне.
    - Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!


    Моя грамматика
    Я талантлив от рождения!
    Не дурак и не простак!
    И мое местоимение
    Все вокруг склоняют так,
    Перво-наперво решительно
    Скажет вам семья моя,
    Что, конечно,
    Именительный –
    Это Я и только Я!
    Мать склонилась умилительно,
    А за ней и вся родня.
    И не зря. Падеж
    Родительный
    Для кого? А для Меня;
    Все заботятся старательно
    И заслуженно вполне
    И дают подарки.
    Дательный –
    Это значит – только Мне!
    Не смотрите подозрительно,
    У меня родня – броня!
    И запомните:
    Винительный
    Не касается Меня!
    Жизнь легка и упоительна
    За родительской спиной!..
    Нет, друзья, падеж
    Творительный
    Сотворен совсем не Мной!
    Ждете, видимо,
    Предложного?
    Новых данных обо Мне?
    Не просите невозможного,
    Хватит с вас и так вполне.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: elena7751 (26.11.2014) | Автор: Eлена E
    Просмотров: 2523 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 4
    2  
    Ваша разработка урока мне понравилась . Спасибо!

    4  
    Спасибо! Рада, что могу быть полезной smile

    1  
    При разработке данного урока были учтены следующие особенности учащихся: 
    - потребность в ярком и образном объяснении нового материала; 
    - стремление самостоятельно оценивать свои знания
    - готовность индивидуального выбора практической деятельности.Все этапы урока взаимосвязаны, вытекают один из другого. Время для актуализации ранее изученного, для изучения нового материала, закрепления, подведения итогов урока, разбора домашнего задания распределено рационально. На данном уроке наблюдается наращивание трудности и повышение степени самостоятельности учащихся в работе при выполнении упражнений и заданий

    3  
    Спасибо, очень приятно  yahoo

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]