Суббота
23.09.2017
03:22
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    конспект урока по русскому языку Имя прилагательное
    Джумаева Галия Жетписбаевна
    Учитель русского языка и литературы
    Северо-Казахстанская область,
    Тайыншинский район, «СШ №4 г.Тайынша»

    Урок-турнир

    По теме «Имя прилагательное» в 6 классе
    Цель урока: повторение знаний по всей теме;
    умение употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
    Оборудование: шкатулка, интерактивная доска,эмблемы команд.
    Наглядность: картина И.Шишкина «Зима», опорная схема, карточки с заданиями.
    Ход урока:
    1.Организационный момент.
    2.Цели и задачи урока
    3.Ознакомление с правилами турнира. Сегодня мы проведем урок –турнир. Учитель делит класс на две команды.
    Первый тур. «Теоретический».
    Волшебная шкатулка» с вопросами по теме «Имя прилагательное». Команды поочередно берут вопросы и отвечают на них. Время подготовки 30 сек. на каждый вопрос.
    Второй тур. «Творческий».
    Стихотворение.
    Очень занимательное – имя прилагательное.
    Трудно будет без него,
    Если пропадет оно.
    Ну, представь-ка себе это:
    Как без признаков предмета.
    Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
    Что тогда получится?
    Стоит разве мучиться?
    Не скажем мы «прекрасное»,
    Не скажем «безобразное»,
    Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,
    Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде,
    Эти замечательные ПРИ-ЛА-ГА-ТЕЛЬ-НЫ-Е.
    Чтобы все отличным стало,
    Разных признаков немало,
    Будем всюду замечать
    И к месту в речи их вставлять.

    Учащиеся расставляют в записанный заранее текст имена прилагательные. Время 5 минут. Каждая команда читает свой текст, затем учитель читает текст автора.
    Текс Белая зима.
    Январь – месяц ___________ сугробов. Вместе со снегом налетели и набежали в лес _____________ существа. Расселись они по пням и сугробам, вскарабкались на елки и сосны.
    Тут вылез из сугроба __________ человек в ___________ шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он ________________ лапки на __________ пузечко, молчит и смотрит на _______________ лес. На камне у речки сидит ____________ Алёнушка. Склонила она голову на плечо, подперла __________ ладошкой ___________ щечку.
    Имена прилагательные придают речи точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость, передают настроение. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира

    Третий тур. Сравнительная, превосходная.
    Время 3 минуты.

    Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?
    Здоровье (дорогой) золота. Добрые слова (хороший) мягкого пирога. После работы еда (вкусный). Правда (светлый) солнца. Дождливое лето (плохой) осени.
    Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.
    Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный.
    Дорогой, сухой, богатый, крутой, густой, чистый, сладкий, мягкий, лёгкий.
    Долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий .
    Малый, плохой, хороший.
    Четвёртый тур. «Кто больше?»
    Время 3 минуты. Подберите к данным словам прилагательные как можно больше.
    Трава ______________
    Дождь _____________
    Снег _______________

    Пятый тур. Качественное, относительное, притяжательное.
    Время 3 минуты. Определите разряды прилагательных.
    Птичья стая Медвежья походка
    Голубиная почта заячья душа
    Заячий тулуп лисья нора
    Овечий сыр птичьи гнезда
    Голубиный клюв овечий хвост

    Выборочно - распределительный диктант.
    - Выборочно-распределительный диктант - это письменная работа, при выполнении которой проводится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение записанного на группы.
    Выписать имена прилагательные, распределяя их на качественные и относительные.
    Речь шла о хлебе, о бережном отношении к великому дару земли. Я слушал, а сам вспоминал день, который не отмечен в календаре красной цифрой, а для меня на всю жизнь остался замечательным праздником. Мы возвращались из школы, дорога до детского дома была не близкой. Прежде чем свернуть на проселочную дорогу, мы обязательно заходили в сельмаг. Мы смотрели, что дают по продовольственным карточкам. Карточки - это простые бумажные талончики. Только если у тебя их нет, то и купить даже хлеба ты не можешь. Так вот, в тот памятный день 1947 года мы купили буханку хлеба без всяких талончиков. В этот день была отменена в нашей стране карточная система.
    Шестой тур. Словообразовательный.
    Образуйте прилагательные. Время 3 минуты.
    Кавказ - … Сосед - …
    Турист - … Флот - …
    Ткач - … танкист - …
    Дети - … казак - …
    Седьмой тур. Мини-викторина.
    1. От какого прилагательного, обозначающего размер, надо отбросить начальную букву М, чтобы превратить его в прилагательное, обозначающее цвет? ( малый- маленький)
    2. Какие прилагательные женского рода жалуются на свой размер? ( Низка – я, коротка –я, высока-я и т.д.)
    3. Как с помощью существительного Кий глаголы Жал, Лег, Стой, превратить в прилагательные? ( жалкий, легкий, стойкий).
    4. Можно ли включить в этот ряд слово свиной? Лошадиный, мышиный, лебединый, тигриный.
    Восьмой тур
    Задание первой команде.
    - Попытайтесь по прилагательным узнать существительные. Оно должно быть с шипящим на конце.
    Ночной (сторож)
    Темная (ночь)
    Родная (речь)
    Солнечный (луч)
    Острый (меч, нож)
    Натопленная (печь)
    Задание второй команде.
    Вкусный (борщ)
    Модный (плащ)
    Верный (товарищ)
    Футбольный (мяч, матч)
    Маленькая (дочь)
    Наглая (ложь)
    Соедини антонимы стрелкой.
    Белый грубый
    Вежливый последний
    Громкий бледный
    Первый черный
    Румяный тихий
    С какими словами из скобок можно соединить прилагательные.
    Густой, дремучий ( волос, лес)
    Горячий, знойный ( лето, вода)
    Коричневый, карий ( глаза, платье)
    Старый, древний ( обычай, дом)
    Итог урока. Слово жюри.
    Рефлексия. Дополни текст именами прилагательными.
    Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Ребята нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы. На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________

    5. Домашнее задание. Попробуйте сочинить сказку об имени прилагательном.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: стар (12.03.2014)
    Просмотров: 1314 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Разработка урока интересная, удачно выбраны примеры для заданий учащимся, тема урока раскрыта, цели и задачи урока соответствуют теме урока. Спасибо за план урока. Махаева Е.Ж.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]