Вторник
26.09.2017
14:09
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Конспект урока "Словосочетание и простое предложение"
    Конспект урока "Словосочетание и простое предложение"
    Цели: 1. Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся о словосочетании и простом предложении;
    2. Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;
    3. Воспитывать познавательную активность и творческие способности обучаемых.
    Предполагаемые результаты: обучаемые знают отличие словосочетаний от простого предложения, могут определять вид синтаксической связи в словосочетании.
    Оборудование: электронный конспект «Словосочетание», презентация, карточки с заданиями, тесты
    Тип урока: применения знаний и формирования умений.

    Ход урока
    1. Оргмомент
    2. Фронтальный устный опрос.
    • Что изучает синтаксис?
    • Какие единицы синтаксиса вы знаете?
    • Чем они отличаются друг от друга?
    • Какая функция у словосочетания?
    • Какая функция у предложения?
    • Что изучает пунктуация?

    3. Демонстрация электронного конспекта «Словосочетание», краткий конспект.

    4.На интерактивной доске 2 фотографии. Задание: составьте по первой из них 5 словосочетаний, по второй – 5 предложений.

    5. Синтаксический рецепт. Повторение способов подчинительной связи в словосочетании.
    Если сложить начальные буквы названий всех трех способов подчинительной связи, получится слово СУП. Как известно, суп очень полезен. Но чтобы он получился вкусным, нужно знать, какие ингредиенты необходимы. Итак, варим синтаксический СУП.
    Первый ингредиент – согласование.
    Для того, чтобы его приготовить, возьмите самостоятельную часть речи и прибавьте по вкусу прилагательное, причастие, порядковое числительное или местоимение, сходное с ним по форме.
    Второй ингредиент – управление.
    Для того чтобы его приготовить, к самостоятельной части речи нужно добавить существительное или местоимение.
    Третий ингредиент – примыкание.
    Чтобы приготовить хорошее примыкание, возьмите самостоятельную часть речи и смешайте ее с неизменяемым словом.
    После этого аккуратно, не перемешивая ингредиенты, выкладываем их в кастрюлю и варим до полной готовности. Через некоторое время вы получите вкусный, полезный синтаксический СУП под названием «Способы подчинительной связи». Приятного аппетита!

    6. Физминутка.
    – Если слышите слово – поднимите вверх руку, словосочетание – встаньте, если предложение – дотроньтесь до кончика носа указательным пальцем.
    Гулять в лесу; я гуляю; тихо; я пошла гулять; гулять с мамой; гулять утром; мама гуляет; гулена; тихо в лесу; тишина; прогуливаясь в лесу; прогуливающиеся в лесу; прогулявшись по лесу; прогульщик.

    7. Работа по рядам. Выделить в предложениях подлежащее и сказуемое.
    1-й ряд – выписать из предложений словосочетания со связью согласование:
    а) Рано утром над палатками плыл легкий туман.
    б) Обжигающий ветер слепил его глаза.
    в) Нельзя вернуться в свою юность и изменить в ней хотя бы что-нибудь.
    2-й ряд – выписать из предложений словосочетания со связью управление:
    а) Нельзя начать жизнь сначала, если жизнь упущена.
    б) Кастрюля борща закончилась быстро.
    в) Сергей Павлович – большой труженик, скромный и отзывчивый человек, много и заинтересованно рассуждающий о современной жизни.
    3-й ряд – выписать из предложений словосочетания со связью примыкание:
    а) Издалека к ним доносились гулкие удары деревьев о землю.
    б) Авиационные правила 30-х годов запрещали одномоторным самолетам летать над открытым морем.
    в) Прихрамывая, пасечник двинулся навстречу гостям.

    8. Работа с текстом
    ШАТАЛО
    Пошла по воду Орехьевна, но тут же воротилась. Грохнула в угол коромыслом, брякнула пустыми ведрами.
    – Ну, аньдел мой, сам иди!
    – Что такое?
    – Он опять сидит.
    – Кто?
    – Шатало черное.
    – Ну и что? Сидит, никого не трогает.
    – Ну да! Не трогает! Я только к колодцу, а он передо мной дорогу перебежал.
    Я взял ведра и пошел к журавлю-колодцу.
    В белой рубашоночке, которая сияла из-под черного костюма, Шатало и впрямь сидело на дороге.
    Заприметив меня, Шатало выгнуло дугой спину, томительно потянулось и сказало: «Мррру я, мррру…».
    – Врешь – не умрешь, – сказал я, – сиди спокойно, дай воды набрать.
    «О, мррру я…» – ответило Шатало и, лениво поднявшись с места, пересекло дорогу перед моим носом.
    Волей-неволей я остановился – переходить Шаталью тропу не хотелось. С другой стороны улицы Шатало внимательно глядело, что я буду делать.

    Вопросы и задания
    1. Прочтите текст. Кто главный герой отрывка? Почему он так назван?
    2. Объясните слово аньдел.
    3. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Послушайте продолжение текста.
    4. Подготовьте устный ответ по предложенному плану, подбирая примеры из текста:
    1) Что такое словосочетание, предложение?
    2) На какие группы делятся предложения
    1) по цели высказывания;
    2) по эмоциональной окраске;
    3) по количеству основ;
    4) по наличию второстепенных членов?
    3) Что такое однородные члены предложения? Расскажите о постановке знаков препинания при однородных членах.
    4) Что такое диалог? Каковы правила его оформления на письме?
    5) Что такое прямая речь? Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?
    6) Что такое обращение?
    5. Спишите текст, объясняя графически постановку знаков препинания.

    9. Ответьте на вопросы, записав ответы словосочетаниями. Определите в получившихся словосочетаниях главные и зависимые слова.
    – Сколько лет жили старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?
    – Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?
    – Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне…»?
    – О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?
    – Сколько коробов можно наврать?
    – Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?
    – Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
    (Тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз).

    10. Самостоятельная работа по карточкам. Определите тип связи.
    1. Розовый куст, принял передачу, широко известный, двигался медленно,
    вылетел на Север, страница истории.
    2. Первая страница, участвовал в боях, стояло высоко, по проселочной дорожке, расспрашивать старика, ветки елок, забрался в глубь.
    2. С большой скоростью, бросился по дороге, еле-еле дышит, выдающемуся ученому, беречь чистоту, природа Сибири, стоит твердо.
    3. Березовый лес, раскрывала лепестки, по утренней росе, следившего внимательно, взлететь высоко, падающих звезд, земля наша.
    4. Сильно билось, видишь на картине, по наблюдению исследователей, творожные ватрушки, весело распевали, в холодную ночь.

    11.Рефлексия.
    Разгадайте криптограмму, используя ключ:

    8 1 2 11 2 8 2 4 12 13
    9 5 6 12 - 2 8 5 2 11
    5 9 10 12 3 6 5 6 14 9
    8 6 5 13 9 7 8 6 8 9.
    Ключевые слова: лодочник – 1, 2, 3, 2, 4, 5, 6, 7; сода – 8, 2, 3, 9.
    (Словосочетание – основная единица синтаксиса)
    12. Проверочная работа по теме урока
    Вариант 1
    Часть А
    1 Найдите правильное определение словосочетания.
    1) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу.
    2) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых грамматически.
    3) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически.
    2 Найдите именное словосочетание.
    1) поглощать кислород;
    2) свежо по-осеннему;
    3) два товарища;
    4) раздирать пополам.
    3 Найдите глагольное словосочетание.
    1) строительство дома;
    2) чтение журнала;
    3) обвинять в недосмотре;
    4) зелёная долина.
    4 Найдите наречное словосочетание.
    1) причудливо сочетаются;
    2) отчаянно бороться;
    3) чересчур громко;
    4) появиться кстати.
    5 Отметьте словосочетание со связью примыкание.
    1) стремление к победе;
    2) собираемся на площади;
    3) появиться кстати;
    4) очаровательный малыш.
    6 Найдите ошибку в определении способа связи.
    1) загорелый юноша (согласование);
    2) отягощённый плодами (примыкание);
    3) увлечение музыкой (управление);
    4) громко разговаривая (примыкание).
    7 Найдите правильное определение типа связи словосочетания.
    1) наше присутствие (управление);
    2) приостановить движение (примыкание);
    3) хотел написать (согласование);
    4) прибыть вовремя (примыкание).
    Часть В
    Дрожит изумрудная капля в зелёной ладошке ольхи.
    1 Из приведённого предложения выпишите словосочетание (словосочетания) со связью согласование.
    _______________________________________________________________________

    2 Из приведённого предложения выпишите словосочетание, которое состоит из двух имён существительных, со связью управление.
    _______________________________________________________________________

    3 Из приведённого предложения выпишите словосочетание, выражающее обстоятельственное значение.

    Вариант 2

    Часть А
    1 Найдите правильное определение словосочетания.
    1) Словосочетание — это два или несколько служебных слов, объединённых по смыслу и грамматически.
    2) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически.
    3) Словосочетание — это два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу, грамматически и интонационно.
    2 Найдите именное словосочетание.
    1) внимательно слушать
    2) языки пламени;
    3) одеться по-летнему;
    4) непривычно тихо.
    3 Найдите глагольное словосочетание.
    1) претерпевший лишения;
    2) по зимнему лесу;
    3) превзойти ожидания;
    4) причудливый узор.
    4 Найдите наречное словосочетание.
    1) танцует без устали;
    2) просвечивает насквозь;
    3) приподнявшись не спеша;
    4) совсем негромко.
    5 Отметьте словосочетание со связью управление.
    1) неуснувший ребенок;
    2) трудиться непрестанно;
    3) не отправив письма;
    4) материал недорогой.
    6 Найдите ошибку в определении способа связи.
    1) не заметил преграды (согласование);
    2) медвежья берлога (согласование);
    3) читал негромко (примыкание);
    4) прекратил пререкания (управление).
    7 Найдите правильное определение типа связи словосочетания.
    1) второе приобретение (управление);
    2) преследуя её (примыкание);
    3) прибрежный камыш (согласование);
    4) примириться с недостатками (примыкание).

    Часть В
    Впереди что-то смутно чернеет среди бегущего тумана.
    1 Из приведённого предложения выпишите словосочетание (словосочетания) со связью примыкание.
    _______________________________________________________________________
    2 Из приведенного предложения выпишите словосочетание, которое состоит из глагола и имени существительного, со связью управление.
    _______________________________________________________________________
    3 Из приведенного предложения выпишите словосочетание, выражающее определительное значение.

    Ответы
    Вариант 1
    А1. 3. А2. 3. А3. 3. А4. 3. А5. 3. А6. 2. А7. 4.
    В1. Изумрудная капля в зелёной ладошке.
    В2. В ладошке ольхи.
    В3. Дрожит в ладошке.
    Вариант 2
    А1. 2. А2. 2. А3. 3. А4. 4. А5. 3. А6. 1. А7. 3.
    В1. Впереди чернеет, чернеет смутно.
    В2. Чернеет среди тумана.
    В3. Среди бегущего тумана.

    13. Домашнее задание. Выписать из любого текста по 5 словосочетаний с разными видами синтаксической связи.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Ельник (04.02.2015) | Автор: Литау Елена Николаевна E
    Просмотров: 1627 | Комментарии: 4 | Теги: простое предложение, русский язык, Словосочетание | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 4
    4  
    Спасибо за интересный урок! Обязательно возьму себе на заметку некоторые этапы этого конспекта! Спасибо!

    2  
    Урок богат разнообразными заданиями для развития познавательной деятельности. Спасибо за хороший урок.

    1  
    Урок по теме "Словосочетание и простое предложение" понравился. Все этапы урока продуманы, задания разнообразные.  Задания развивают познавательную активность учащихся, их творческие способностиОбязательно воспользуюсь  данным материалом на своих уроках. Спасибо.

    3  
    Спасибо за ваш положительный отзыв. Пусть вам в работе пригодится этот материал.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]