Четверг
24.08.2017
00:32
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Краткосрочный план урока в 10 классе на тему "Местоимение"
    Краткосрочное планирование урока русского языка в 10 «А» классе.

    Предмет: Русский язык. Четверть ІІІ Урок №19 Класс 10
    Тема урока: Разряды местоимений. Особенности склонения личных местоимений. Возвратное местоимение. Склонение вопросительных и относительных местоимений.
    Ссылка: Госстандарт Учебник «Русский язык» для 10 класса
    Цели урока: Систематизировать знания учащихся о местоимении как самостоятельной части речи, обобщить знания о разрядах местоимения, о склонении личных, возвратных, вопросительных и относительных местоимении . Наблюдение за учениками АВС.
    Результаты обучения для учащихся: Умеют различать морфологические и синтаксические функции местоимения. Правильно употребляют формы местоимения.
    Основные идеи, отработанные по теме урока: Навыки самостоятельного обучения, обучения в группе и в паре, оценивание.
    Задания Время Действия учителя Действия учеников
    Вводная часть.
    Приветствие.
    Психологический настрой
    «Круг радости». 10 мин Учитель приветствует учеников, проводит психологический настрой на урок:
    - Здравствуйте, ребята! Начинаем сегодняшний урок русского языка. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Перед началом урока как всегда настроимся на урок. Создадим благоприятную обстановку для плодотворной работы. Я попрошу всех образовать здесь круг и пожелать друг другу хорошего дня, удачи перед уроком.
    Почему образовали круг? У круга нет острых углов. Поэтому все хорошие пожелания легко находят своего адресата.
    - Так, что бы вы хотели пожелать друг другу? Ученики приветствуют учителя, образуют круг и говорят друг другу доброжелательные слова.
    Распределение обязанностей членов группы. 3 мин Учитель предупреждает, что сохранит состав группы предыдущего урока.
    - На уроке как всегда мы будем придерживаться наших правил совмесной работы.
    Лексическая работа. 3 мин
    - Вам предстоит выполнить большой объем работы. Будем работать в группах и индивидуально. Я желаю, чтобы у вас все получилось.
    Урок мы проведем в форме популярного телевизионного жанра – ток-шоу.
    Лексическая работа (Слайд)
    Каково, по-вашему, происхождение этого слова – ток-шоу? Из какого языка оно к нам пришло?
    Ток – англ. Talk «разговор, разговаривать, беседа»
    Шоу – англ. Show «показывать, смотреть»
    Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:
    Шоу 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное. Рассчитанное на шумный внешний эффект.
    Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным и познавательным. Итак…

    Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации).
    - Обратите внимание на экран. Какие самостоятельные части речи здесь вы видите? Что вы заметили? Тема нашего урока прячется здесь.
    (Учащиеся по схеме определяют тему урока).
    -Да действительно тема нашего урока связана с местоимением.
    Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
    Ответьте на вопросы, За каждый правильный ответ я буду поощрять вас смайликами и в конце урока посчитаем, количество смайликов для оценки.
    -Ребята, прокомментируйте термин «Местоимение».
    -Какую синтаксическую функцию они могут выполнить?
    -Назовите разряды местоимений.

    Коммуникативная ситуация.
    -К нам на ток-шоу пришли актеры. Они разыграют для вас сценку. Любое представление начинается с приобретения билета. Давайте посмотрим, что творится у нас в кассе.
    Внимание на сцену.

    Разыгрывается диалог двумя учениками:
    «У кассы!.
    -Ты, послушай, дай билет!
    -Ваше вежливое слово?
    -У меня такого нет.
    -Ах, у Вас такого нет?
    Не получите билет!
    В этом диалоге, как вы заметили, не соблюдены правила этикета.

    Словарная работа (Этикет - принятый порядок поведения ).
    Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет.
    Вопрос классу: какие правила нарушил покупатель билета?

    Когда и кому мы обращаемся в речевом этикете на «вы»?

    Какой мы сделаем вывод по этой сценке?

    (Обратился на «ты» к малознакомому человеку; кроме того, местоимение ты не может выступать в роли обращения.
    Форма обращения на ты говорит о более близких отношениях с человеком. Вы – обращение вежливое, уважительное).
    Вывод: Нужно всегда соблюдать правила этикета, вежливо обращаться со своими знакомыми, даже с незнакомыми людьми.

    Осмысление (получение новой информации).
    Защита мини-проектов стратегией «Авторский стул».
    - Мы договорились, что на этом уроке состав группы остается прежний. И каждой группе было дано задание.
    Проверка домашнего задания.
    -Каждая группа должна была подготовить свой мини-проект по темам:
    1-группа: Представить особенности склонения личных местоимений.
    2-группа: Рассказать о возвратных местоимениях.
    3-группа: Объяснить склонение относительных и возвратных местоимений.
    «Авторский стул». Ребята работают самостоятельно, совместно, а выступает один спикер.
    Внимательно слушаем и оцениваем работу каждой группы:

    Лист взаимооценивания для мини-проектов

    № группы/Полнота изложения/Доступность изложения/Оформление презентации/Занимательность

    №1
    №2
    №3

    Спикер каждой группы защищает мини-проек. Учащиеся внимательно слушают и оценивают работу.

    Групповая работа. 5 мин
    І. Спишите, вставляя пропущенные запятые и раскрывая скобки. Определите разряд и падеж каждого местоимения.
    1. Много было примет осени, но я не старался запоминать (они).
    2. Так врет, что ни (себя), ни людям передышки не дает.
    3. (Что) делаешь на спортплощадке?
    4. Вспомните, как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус».
    5. (Я) кажется, что я где-то рассказывал об этом.
    6. Умная голова сто голов кормит, а худая и (себя) не прокормит.
    7. В (который) часу начинаются занятия в школе?
    8. Посмотри, (сколько) красивых берез !
    9. Для всех у (вы) найдется добрый совет.
    10. На востоке низко висела бледная луна, (который) не давала света.
    11. Подруга позвала меня к (себя) заниматься уроками.
    12. (Как) начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»? Учащиеся выполняют задание в тетради.

    Индивидуальная работа. Задание у доски:
    1.Определить разряд и падеж местоимений:
    Ждать его, послать ему, заниматься им, ждать у него.
    2. Определить разряд и падеж местоимений:
    Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут.
    3.Найди местоимения и определить разряд::
    Что ты читаешь? Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу.

    Цифровой диктант. 5 мин
    ІІ. Цифровой диктант
    Внимательно прочитайте предложения и напишите под каждой графой соответствующий номер предложения.
    1. У него была своя история.
    2. А у кого же научился?
    3. Однако внутри у нее происходила настоящая буря.
    4. Чьи книги лежат на столе?
    5. Кто правдой живет, тот добра наживет.
    6. Сколько раз можно повторять?
    7. В чем проговорился, с тем и простился.
    8. Ему не было смысла пробиваться в сухую почву.
    9. Засыпать не торопился, зная, какая длинная ночь впереди.

    Предложения с личными мест С вопросит С относит
    1,3,8 2,4,6 5,7,9

    Учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя таблицу.
    Самооценивание по критериям. 2 мин
    Критерий:
    «5» - 7-9 правильных ответов.
    «4» - 5-6 правильных ответов
    «3» - 4 верных ответа
    Менее 3 верных ответов – изучи тему еще раз внимательно.
    Проверяют свою работу по критериям.
    Работа по тексту. 1 мин.

    Записаны высказывания, вам необходимо отметить плюсом, если высказывание верно или неверно или об этом высказывании нет информации в этом тексте.

    № Высказывания Верно Неверно Нет информации
    1. Ты – личное местоимение, подлежащее. +
    2. Высшее наслаждение жизни – в творческом труде. +
    3. Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Чему – вопросительное местоимение. +
    4. Стремительными темпами не развивается сегодня наука. +
    5. Ежедневно прочитывать книги о радиофизике. +
    6. Я хочу тебе посоветовать. Тебе- личное местоимение, дательный падеж, дополнение. +
    7. Установи себе правило. Себе – личное местоимение. +
    8. Человек – хозяин своего призвания. +
    9. Ум дается от природы. +
    10. Интернет заменяет чтение книг. +

    Учащиеся читают текст и отмечают плюсом столбики.
    Взаимооценивание (парная работа) 3 мин Критерий взаимооценивания:
    5- 5 прав ответов.
    4- 4 прав ответа
    3-з верных отв
    Менее 3 верных ответов – изучи тему еще раз внимательно Проверяют работу по критериям.
    Редактирование предложений
    - Умение правильно употреблять местоимение – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь.

    Встречаем следующего гостя нашего ток-шоу - редактор нашей программы.
    В редакцию нашего ток-шоу обратился редактор за помощью исправить ошибки. В предложениях неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.

    Редактирование предложений
    - Ученик вынул из портфеля учебник и положил его на парту.
    (Положил портфель или учебник?)
    -Дубровский застрелили медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.
    (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.)
    -Лицо у ней круглое.
    (Усеченная форма у ней – просторечная; не соответствует литературной норме.)
    -Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
    (Не соответствует литературной норме.)
    -Тренер просил ребят отнести спортинвентарь к себе.
    (К ребятам или к тренеру?)
    - Ученики посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у них осталось неизгладимое впечатление.
    (От фильма или кинотеатра?)

    Вывод . Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений.
    При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями. Ученики исправляют ошибки в предложениях и объясняют причину.

    Игровой момент.
    Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки.
    Ребята, вы любите играть?
    -Чтобы развеяться, давайте поиграем в игру. Только играть надо с пользой.
    1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот)
    2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.)
    3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.)
    4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)
    5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.)
    6. Какой газ отрицает личное местоимение? (Не-он.)
    7. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.)
    8. Какие местоимения чистые? (Вы-мы-ты).
    9. Какое местоимение требует чистоты? (Мой).
    Учащиеся отвечают на вопросы.

    Итог урока.

    Рефлексия «Дерево достижений» .
    А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.

    Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.

    1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек)
    Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
    3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки? (использование сигнальных карточек)
    Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
    4. Был ли ты на уроке активным? (использование сигнальных карточек)
    Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.

    Учитель обращает внимание ребят на дерево:
    -Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть цветы на столе, они разного цвета. Помогите нашему дереву расцвести разными цветами.
    Зеленый – Какая форма работы вам понравилась больше?
    Красный – Что вызвало затруднения?
    Желтый – О каких местоимениях вы бы хотели узнать на следующих уроках?

    Учащиеся отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек.

    Учащиеся прикрепляют стикеры на дерево.
    Источники и оборудование: ИКТ, интернет-ресурс, учебник. Карточки с текстами.
    Последующие задания и чтение: Прочитать правила, написать эссе "Как нужно вести себя в обществе".
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Хайдаровна (10.02.2015) | Автор: Жалмухамбетова Венера Хайдаровна E
    Просмотров: 2109 | Комментарии: 1 | Теги: план урока, русский язык в школе | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    Спасибо. интересная подробная разработка урока. Предложенные задания интересные, насыщенные, что позволяет повторить и обобщить большой объем материала.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]