Краткосрочный план урока в 10 классе на тему "Местоимение"
Краткосрочное планирование урока русского языка в 10 «А» классе.
Предмет: Русский язык. Четверть ІІІ Урок №19 Класс 10 Тема урока: Разряды местоимений. Особенности склонения личных местоимений. Возвратное местоимение. Склонение вопросительных и относительных местоимений. Ссылка: Госстандарт Учебник «Русский язык» для 10 класса Цели урока: Систематизировать знания учащихся о местоимении как самостоятельной части речи, обобщить знания о разрядах местоимения, о склонении личных, возвратных, вопросительных и относительных местоимении . Наблюдение за учениками АВС. Результаты обучения для учащихся: Умеют различать морфологические и синтаксические функции местоимения. Правильно употребляют формы местоимения. Основные идеи, отработанные по теме урока: Навыки самостоятельного обучения, обучения в группе и в паре, оценивание. Задания Время Действия учителя Действия учеников Вводная часть. Приветствие. Психологический настрой «Круг радости». 10 мин Учитель приветствует учеников, проводит психологический настрой на урок: - Здравствуйте, ребята! Начинаем сегодняшний урок русского языка. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Перед началом урока как всегда настроимся на урок. Создадим благоприятную обстановку для плодотворной работы. Я попрошу всех образовать здесь круг и пожелать друг другу хорошего дня, удачи перед уроком. Почему образовали круг? У круга нет острых углов. Поэтому все хорошие пожелания легко находят своего адресата. - Так, что бы вы хотели пожелать друг другу? Ученики приветствуют учителя, образуют круг и говорят друг другу доброжелательные слова. Распределение обязанностей членов группы. 3 мин Учитель предупреждает, что сохранит состав группы предыдущего урока. - На уроке как всегда мы будем придерживаться наших правил совмесной работы. Лексическая работа. 3 мин - Вам предстоит выполнить большой объем работы. Будем работать в группах и индивидуально. Я желаю, чтобы у вас все получилось. Урок мы проведем в форме популярного телевизионного жанра – ток-шоу. Лексическая работа (Слайд) Каково, по-вашему, происхождение этого слова – ток-шоу? Из какого языка оно к нам пришло? Ток – англ. Talk «разговор, разговаривать, беседа» Шоу – англ. Show «показывать, смотреть» Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: Шоу 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное. Рассчитанное на шумный внешний эффект. Постараемся, чтобы наш урок получился не столько показным, сколько полезным и познавательным. Итак…
Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации). - Обратите внимание на экран. Какие самостоятельные части речи здесь вы видите? Что вы заметили? Тема нашего урока прячется здесь. (Учащиеся по схеме определяют тему урока). -Да действительно тема нашего урока связана с местоимением. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Ответьте на вопросы, За каждый правильный ответ я буду поощрять вас смайликами и в конце урока посчитаем, количество смайликов для оценки. -Ребята, прокомментируйте термин «Местоимение». -Какую синтаксическую функцию они могут выполнить? -Назовите разряды местоимений.
Коммуникативная ситуация. -К нам на ток-шоу пришли актеры. Они разыграют для вас сценку. Любое представление начинается с приобретения билета. Давайте посмотрим, что творится у нас в кассе. Внимание на сцену.
Разыгрывается диалог двумя учениками: «У кассы!. -Ты, послушай, дай билет! -Ваше вежливое слово? -У меня такого нет. -Ах, у Вас такого нет? Не получите билет! В этом диалоге, как вы заметили, не соблюдены правила этикета.
Словарная работа (Этикет - принятый порядок поведения ). Не случайно на нашем ток-шоу встретились местоимения и этикет. Вопрос классу: какие правила нарушил покупатель билета?
Когда и кому мы обращаемся в речевом этикете на «вы»?
Какой мы сделаем вывод по этой сценке?
(Обратился на «ты» к малознакомому человеку; кроме того, местоимение ты не может выступать в роли обращения. Форма обращения на ты говорит о более близких отношениях с человеком. Вы – обращение вежливое, уважительное). Вывод: Нужно всегда соблюдать правила этикета, вежливо обращаться со своими знакомыми, даже с незнакомыми людьми.
Осмысление (получение новой информации). Защита мини-проектов стратегией «Авторский стул». - Мы договорились, что на этом уроке состав группы остается прежний. И каждой группе было дано задание. Проверка домашнего задания. -Каждая группа должна была подготовить свой мини-проект по темам: 1-группа: Представить особенности склонения личных местоимений. 2-группа: Рассказать о возвратных местоимениях. 3-группа: Объяснить склонение относительных и возвратных местоимений. «Авторский стул». Ребята работают самостоятельно, совместно, а выступает один спикер. Внимательно слушаем и оцениваем работу каждой группы:
Спикер каждой группы защищает мини-проек. Учащиеся внимательно слушают и оценивают работу.
Групповая работа. 5 мин І. Спишите, вставляя пропущенные запятые и раскрывая скобки. Определите разряд и падеж каждого местоимения. 1. Много было примет осени, но я не старался запоминать (они). 2. Так врет, что ни (себя), ни людям передышки не дает. 3. (Что) делаешь на спортплощадке? 4. Вспомните, как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». 5. (Я) кажется, что я где-то рассказывал об этом. 6. Умная голова сто голов кормит, а худая и (себя) не прокормит. 7. В (который) часу начинаются занятия в школе? 8. Посмотри, (сколько) красивых берез ! 9. Для всех у (вы) найдется добрый совет. 10. На востоке низко висела бледная луна, (который) не давала света. 11. Подруга позвала меня к (себя) заниматься уроками. 12. (Как) начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус»? Учащиеся выполняют задание в тетради.
Индивидуальная работа. Задание у доски: 1.Определить разряд и падеж местоимений: Ждать его, послать ему, заниматься им, ждать у него. 2. Определить разряд и падеж местоимений: Не кричи о себе, пусть другие о тебе хоть тихо скажут. 3.Найди местоимения и определить разряд:: Что ты читаешь? Мы вышли на поляну и увидели, что произошло в лесу.
Цифровой диктант. 5 мин ІІ. Цифровой диктант Внимательно прочитайте предложения и напишите под каждой графой соответствующий номер предложения. 1. У него была своя история. 2. А у кого же научился? 3. Однако внутри у нее происходила настоящая буря. 4. Чьи книги лежат на столе? 5. Кто правдой живет, тот добра наживет. 6. Сколько раз можно повторять? 7. В чем проговорился, с тем и простился. 8. Ему не было смысла пробиваться в сухую почву. 9. Засыпать не торопился, зная, какая длинная ночь впереди.
Предложения с личными мест С вопросит С относит 1,3,8 2,4,6 5,7,9
Учащиеся выполняют задание в тетради, заполняя таблицу. Самооценивание по критериям. 2 мин Критерий: «5» - 7-9 правильных ответов. «4» - 5-6 правильных ответов «3» - 4 верных ответа Менее 3 верных ответов – изучи тему еще раз внимательно. Проверяют свою работу по критериям. Работа по тексту. 1 мин.
Записаны высказывания, вам необходимо отметить плюсом, если высказывание верно или неверно или об этом высказывании нет информации в этом тексте.
№ Высказывания Верно Неверно Нет информации 1. Ты – личное местоимение, подлежащее. + 2. Высшее наслаждение жизни – в творческом труде. + 3. Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. Чему – вопросительное местоимение. + 4. Стремительными темпами не развивается сегодня наука. + 5. Ежедневно прочитывать книги о радиофизике. + 6. Я хочу тебе посоветовать. Тебе- личное местоимение, дательный падеж, дополнение. + 7. Установи себе правило. Себе – личное местоимение. + 8. Человек – хозяин своего призвания. + 9. Ум дается от природы. + 10. Интернет заменяет чтение книг. +
Учащиеся читают текст и отмечают плюсом столбики. Взаимооценивание (парная работа) 3 мин Критерий взаимооценивания: 5- 5 прав ответов. 4- 4 прав ответа 3-з верных отв Менее 3 верных ответов – изучи тему еще раз внимательно Проверяют работу по критериям. Редактирование предложений - Умение правильно употреблять местоимение – очень важное умение. И сейчас вы в этом еще раз убедитесь.
Встречаем следующего гостя нашего ток-шоу - редактор нашей программы. В редакцию нашего ток-шоу обратился редактор за помощью исправить ошибки. В предложениях неверно употреблены местоимения. Нас просят устранить ошибки и пояснить причины таких ошибок.
Редактирование предложений - Ученик вынул из портфеля учебник и положил его на парту. (Положил портфель или учебник?) -Дубровский застрелили медведя. Троекуров велел снять с него шкуру. (Двусмысленность, возможность неоднозначного понимания.) -Лицо у ней круглое. (Усеченная форма у ней – просторечная; не соответствует литературной норме.) -Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. (Не соответствует литературной норме.) -Тренер просил ребят отнести спортинвентарь к себе. (К ребятам или к тренеру?) - Ученики посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у них осталось неизгладимое впечатление. (От фильма или кинотеатра?)
Вывод . Ребята, вот мы с вами и пришли к выводу, что наша речь должна быть стройной, правильной, гармоничной. Мы узнали о том, что местоимение самая важная часть речи, так как оно позволяет избежать от лишних повторений. При правильном употреблении местоимений устанавливается тесная связь между предложениями. Ученики исправляют ошибки в предложениях и объясняют причину.
Игровой момент. Шутке – минутка: делаем рекламную паузу, отвечаем на вопросы-шутки. Ребята, вы любите играть? -Чтобы развеяться, давайте поиграем в игру. Только играть надо с пользой. 1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (Оно, тот) 2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет союзом? (Он – но.) 3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог, если прибавить 100? (Те-сто.) 4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.) 5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Я-мы.) 6. Какой газ отрицает личное местоимение? (Не-он.) 7. К какому личному местоимению надо добавить не один год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы-года.) 8. Какие местоимения чистые? (Вы-мы-ты). 9. Какое местоимение требует чистоты? (Мой). Учащиеся отвечают на вопросы.
Итог урока.
Рефлексия «Дерево достижений» . А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек) Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет. 3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки? (использование сигнальных карточек) Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет. 4. Был ли ты на уроке активным? (использование сигнальных карточек) Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
Учитель обращает внимание ребят на дерево: -Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть цветы на столе, они разного цвета. Помогите нашему дереву расцвести разными цветами. Зеленый – Какая форма работы вам понравилась больше? Красный – Что вызвало затруднения? Желтый – О каких местоимениях вы бы хотели узнать на следующих уроках?
Учащиеся отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек.
Учащиеся прикрепляют стикеры на дерево. Источники и оборудование: ИКТ, интернет-ресурс, учебник. Карточки с текстами. Последующие задания и чтение: Прочитать правила, написать эссе "Как нужно вести себя в обществе".
Спасибо. интересная подробная разработка урока. Предложенные задания интересные, насыщенные, что позволяет повторить и обобщить большой объем материала.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]