Четверг
28.03.2024
13:18
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    «Лидер школы»
    КГУ «Пескинская средняя школа»
    Район имени Г.Мусрепова, СКО

    Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5 – 8 классов
    «Лидер школы»

    Учитель: Эффа Т.И.

    2013 год

    ЦЕЛИ:
    обобщить и систематизировать знания учащихся по разделам «Фонетика», «Лексика», «Морфология»;
    совершенствовать степень владения нормами русского языка;
    развивать у учащихся навыки устного публичного выступления;
    воспитание мотива учения, творческого отношения к учёбе; культуры речи и поведения.
    ОФОРМЛЕНИЕ:
    Плакат «Лидер школы»;
    Табло с названием разделов наук о языке.
    Ход мероприятия.
    Актуализация темы и целей мероприятия.
    Вступление к мероприятию.

    Слово учителя. В истории развития человечества среди различных видов искусства - музыки, живописи, графики и других - особое место занимает искусство слова. Оно зарождается в глубокой древности, когда люди начинают производить орудия труда и становятся мыслящими существами, когда возникает членораздельная речь.
    С самого начала слово было средством закрепления в памяти и передачи знания и опыта людей, и в то же время оно было чем-то таинственным, требующим глубокого уважения, почтительного отношения и осторожности.
    Многие писатели и поэты размышляют о значении слова в жизни человека. Так, поэт II-й половины XX века Арсений Тарковский посвятил магическому и поэтическому изучению слова своё стихотворение, которое так и назвал «Слово».
    Чтение стихотворения ассистентом (член кружка выразительного чтения).
    Продолжение слова учителя.
    Сколько на земле языков? Никто точно не знает, сколько языков на Земле. Известно, что большая часть человечества разговаривает на английском, китайском, испанском, арабском, русском, португальском языках.
    Люди одной страны, одного государства могут говорить на разных языках. Но для развития общества, его культуры, науки и производства нужен государственный язык. Таким языком в Республике Казахстан является казахский язык.
    Люди разных стран, разных государств говорят на разных языках. Но чтобы им понимать друг друга, нужен язык мира, язык межнационального общения. Таким языком в Республике Казахстан является, признан русский язык.
    Чтение стихов.
    а) «Два языка».
    «Казахский язык» - Дж. Молдагалиев
    Слово учителя продолжается.
    Русский язык - особенный, и знать его в совершенстве, дано не каждому. Послушайте шуточное стихотворение В. Громова «Шутка» Чтение стихотворения В. Громова «Шутка» (ассистент, член выразительного чтения).

    Продолжение слова учителя

    В отличие от героев В. Громова, которые 40 лет выясняли и не могли выяснить, как правильно говорить слова, которые мало разбирались в «местоимениях», «падежах» наши герои отлично знают местоимения, падежи, правильно говорят слова.
    (представление команд, принявших участие в игре - их 2 команды; представление членов жюри).
    Каждая команда представляет себя и своё кредо.

    Основная часть - игра.
    (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл).

    1. Разминка команд.

    а) Вопросы 1-ой команде:
    сколько падежей в русском языке?
    что такое имя существительное?
    какая часть слова стоит перед корнем?

    б) Вопросы 2-ой команде:
    назовите главные члены предложения?
    что такое имя прилагательное?
    как называется часть слова без окончания?

    а) Кто быстрее:
    сколько букв в русском алфавите?
    что такое глагол?
    какая часть слова стоит после корня?
    что такое родовое гнездо?

    II тур.
    (перед началом каждого тура звенит колокольчик),

    а) Слово учителя.
    Загадки любят разгадывать все: и взрослые и дети. Но дети всё-таки больше! Поэтому смело пробуйте отгадывать загадки.

    1) Я травянистое растение,
    С цветком сиреневого цвета,Но переставьте ударение И превращусь я в конфетку. (две карточки прикрепляются к доске: ирис - цветок, ирис - конфета).

    2) Шумит он в поле и в саду,
    А в дом не попадёт.
    И никуда я не иду,
    Покуда он идёт.
    (карточка - ответ с изображением дождя).

    3) Серовато, зубовато, по полю рыщет,
    Телят - ребят ищет.
    (карточка - ответ с изображением волка).

    б) Дополнительное задание: определите род слов — отгадок. Какая это часть речи?

    в) Слово учителя:
    знаете ли вы, что во французском языке 2 рода, а в английском - ни одного. Кроме английского языка не имеют родовых различий многие языки мира: казахский, турецкий, якутский, киргизский и другие.

    г) Определите род и склонение существительных:
    команда: получает карточки со словами аксакал, благополучие, воевода,
    изморозь.
    команда: получает карточки со словами аул, жатва, заросль, марал
    Слово жюри.

    II тур «Полиглот».
    (колокольчик)
    Слово учителю.
    Прослушайте миф, повествующий о происхождении фразеологизма «яблоко раздора».

    Внимание! Фразеологические загадки! Назвать отгадку перевести это слово на казахский и английский язык.

    1.команда: Его проглатывают; он подвешен у другого;
    за него тянут, заставляя высказаться.
    (язык, тіл, language)

    2.команда: Не цветы, а вянут; не ладони,а хлопают; не бельё, а их развешиваю доверчивые люди. (уши, кулак, еа«Кто быстрее»? Он в голове у несерьёзного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.(ветер, исел, wind!)
    3. «Фразеологический зоопарк».
    Игрокам предлагается начало зоологических фразеологизмов, которые им необходимо продолжить.

    1 команда: голоден как (волк).
    2 команда: труслив как (заяц).
    «Кто быстрее?»: нем как (рыба).

    III тур.
    (звучит колокольчик)
    Вывешивается табло с названием разделов науки о языке и номер вопроса с баллами. Каждая команда по очереди выбирает вопрос. Первая цифра - это номер вопроса, вторая - количество баллов.
    Таблица.
    Лексика 1/10 2/20 3/30 4/40
    Морфология 2/20 3/20 1/30 4/40
    Фонетика 1/10 2/20 3/30 4/40

    Задания по лексике.
    1/30. Он родился в семье заводского врача. В его доме было много книг, словарей и царило благовейное отношение к слову. Через всю свою жизнь пронёс он любовь и внимание к русскому языку. Знаток русского языка, неутомимый собиратель слов ... передал потомкам ценнейший дар «Толковый словарь живого великого русского языка».
    Как зовут этого знатока русского языка?
    (Владимир Иванович Даль)
    2/20. Мы, слова из русской речи, из родного языка.
    Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.
    Но важна не только внешность,
    Потому не торопись,
    Не всегда нужна поспешность,
    Ты до смысла доберись.
    Наподобие начинки Смысл запрятан в серединке,
    Сходным лицам вопреки Мы по смыслу далеки.
    (Омонимы)

    3/10. По лексическому значению определить, что это за слово: «Человек преклонного возраста, обращение к старому человеку (у казахов)».
    (аксакал)
    4/40. Что это за слова: «Отан, Отчизна, Родина!». Назовите пословици и поговорки о Родине (на казахском и русском языках).
    Задание по морфологии.
    1/10. О какой части речи идёт речь?
    В предложении оно может быть любым членом, но чаще всего является подлежащим или дополнением, принадлежит мужскому, женскому или среднему роду, изменяется по падежам и числам.
    (имя существительное)
    2/20. В каком случае прилагательное в пословице использовано правильно?
    а) Хорошая ложка к обеду.
    б) Хороша ложка к обеду.
    Объясните смысл пословицы.
    3/30. Какое существительное обозначает действие как предмет?
    а) футбол;
    б) бег;
    в) бегать.
    4/40. Разгадайте кроссворд с существительным. Какое правило объединяет угаданные существительные?
    1)время суток (ночь);
    1 6

    2 6
    3 6
    4 6
    5 6
    6 6
    7 6
    2)безлюдное, пустынное место (глушь);
    3)мелкая, разменная монета (мелочь);
    4)люди, не достигшие зрелого возраста (молодёжь);
    5)поддержка, сочувствие в чём-либо (помощь);
    6)чувство холода (дрожь);
    7)безмолвие, отсутствие каких-либо звуков (тишь).

    Задания по фонетике.
    1/10. Тысяча разных звуков окружают человека: шум пролетающего самолёта, звон металла, лай собаки, шелест листвы. Окружают нас и особые звуки, которые не с чем сравнить - звуки речи.
    Сколько же звуков в русском языке? (42 звука)
    2/20. Язык дарит человеку чудо общения, и это чудо начинается со звуков, из них складываются слова. Звук - первооснова речи. Буква - отпечаток звука. Сколько же букв в русском алфавите обозначают гласные, сколько - согласные. (10, 21)
    Сколько же букв в русском алфавите? (33)
    3/30. Перед буквой е надо произносить мягкий согласный: шинель, музей и т.д. исключение составляют некоторые слова. Назовите эти сло(слова иноязычного происхождения: купе [э], свитер [э).
    4/40. Отгадайте загадки. В словах - отгадках определите буквенно-звуковой состав.
    Перед тобой - пятёрка братьев.
    Дома все они без платьев,
    А на улице зато Нужно каждому пальто.
    (пальцы: 6 букв, 5 звуков)
    Мы бьём исправно Каждый час.
    А вы, друзья,
    Не ближе нас.
    (часы: 4 буквы, 4 звука)
    3) Я - время суток. Дарю вам отдых и покой.
    (ночь: 4 буквы, 3 звука)

    Жюри.
    Команда, набравшая наименьшее количество баллов по итогам 3-х туров, выбывает из игры.
    IV тур.
    (звучит колокольчик)
    Вопросы задают каждому члену команды - победителей. Таким образом, выявляется лучший игрок, лидер школы.
    Задаётся по 5 вопросов.

    Вопросы 1 члену команды.
    1)Когда говорит один человек, а все остальные слушают, то такая речь называется.. .(монологической).
    2)Стиль речи, который употребляется при передаче научных сведений, фактов, (научный)
    3)Жи - ши пишим с буквой? (и)
    4)Как называется изменяемая часть слова? (окончание)
    5)Не с глаголом пишется ... (раздельно).

    Вопросы 2 участнику.
    1)Когда говорят оба собеседника попеременно, то такая речь называется ... (диалогическая).
    2)Стиль речи, который используется в материалах газет, журналов, (публицистический)
    3)Ча - ща пиши с буквой ... (а).
    4)Общая часть родственных слов, в которой выражено основное лексическое значение, называется ... (корнем).
    5)Грамматическая основа предложения это ... (подлежащее и сказуемое).
    Вопросы 3 участнику.

    1)Стиль общения, которым написаны произведения писателей, (художественный)

    2)Какая часть речи обозначает признак предмета? (имя прилагательное)

    3)Часть слова, которая следует за корнем, и служит для образования новых слов называется, ... (суффиксом).

    4)К 1-му склонению относятся существительные ... (мужской и женский род с окончанием -а, -я)
    5) Какое слово лишнее? Школа, пришкольный, школьный.
    Вопросы 4 участнику.
    По цели высказывания предложения бывают... (повествовательные, побудительные, вопросительные).
    Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол)
    Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется... (приставкой).
    К 3-му склонению относятся имена существительные... (женского рода с основой на шипящую).
    Назовите слово, в котором букв больше чем звуков: ночь, поляна, зимняя. Вопросы 5 участнику.
    Часть слова без окончания называется ... (основой).
    Первый, второй, десятый - это ... (числительные).
    По интонации предложения бывают ... (восклицательные и повествовательные).
    Ко 2-му склонению относятся именно существительные... (мужского рода без окончания и среднего рода с окончанием -о, - е).
    Назовите слова, в котором звуков больше, чем букв: яблоко, слива, банан.
    V тур: «Оратор».
    А вот прощальная игра.
    Нам книгу закрывать пора;
    Мы все надеемся, что с ней,
    Ты стал немножечко умней,
    Узнал ты много слов смешных,
    И много всяких всячин,
    И, если ты заполнил их,
    Не зря твой день потрачен.
    Тема: «Нужны ли знания?».
    Задача: убедить сидящих в зале в том, что знания необходимы.

    Подведение итогов.
    Поощрение победителя, поощрение участников игры.
    С. Я. Маршак
    «Пожелания друзьям».
    (член кружка выразительного чтения).
    Категория: Разработки учителей | Добавил: роза4 (06.02.2014) | Автор: Эффа Тамара Ивановна E
    Просмотров: 913 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Ирина  
    0
    Спасибо за урок! Задания интересные! С удовольствием воспользуюсь вашим материалом. Ещё раз СПАСИБО!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]