Подробное изложение на основе стихотворения в прозе И.С. Тургенева "Собака"
6 класс ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КУЛЬТУРА РЕЧИ. § 45, с. 120 1 час Учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО РК Подольская Ирина Александровна ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ УРОКА Повторить то, что ученики знают об описании; закрепить умение учащихся пользоваться сложными конструкциями в своей речи; подготовить учащихся к изложению.
ОПОРНЫЕ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ 1. Правописание приставок пре-/при- 2. Правописание корней 3. Знаки препинания в сложном предложении 4. Роль многосоюзия в художественном тексте
РАЗВИТИЕ РЕЧИ Обогащение словарного запаса учащихся сложными конструкциями; роль крылатых выражений в речи; составление простого правила
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Русский язык – литература – информатика
ОБОРУДОВАНИЕ Учебник русского языка для 6 класса (М.Р. Кондубаева, М.Д. Джусупов, Г.А. Кажигалиева, С.Т. Тусеева, У.М. Бекишева. Алматы: Атамұра, 2006г. 2-е изд.) Мультимедийное оборудование, проектор, компьютер, презентация. Высказывания о милосердии. Портреты И.С. Тургенева. Словарь-справочник (индивидуально каждый ученик по изучаемой теме вносит в него теоретические сведения, таблицы, слова для запоминания, дополнительные сведения). Тетрадь для развития речи.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 45-46, с.120 -125, упражнение № 329-331 (устно; № 340 – учить) Подобрать примеры на изученные правила в разделе «Имя существительное» Подготовить монологический ответ на грамматическую тему. Выучить словарные слова. Записать эти слова в словарь-справочник.
ТИП УРОКА УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
этап время МОДЕЛЬ УРОКА ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ 1 По усмотрению учителя Организационный По усмотрению учителя 2 Закрепление изученного материала 3 Подготовка учащихся к активному и осознанному восприятию новой темы 4 Работа над текстом 5 Написание изложения 6 Информация о ДЗ и инструктаж о его выполнении
III. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И ОСОЗНАННОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОВОЙ ТЕМЫ
БЕСЕДА 1. Что такое изложение? 2. Как вы понимаете выражение «выборочное изложение»? 3. Что означает подробное изложение? Сжатое?
Работа по учебнику с. 120 § 45
4. Какие виды планов вы знаете? 5. Для чего нужно составлять план к работе? 6. Нужно ли писать черновик изложения?
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ
Слово учителя с элементами беседы. Существуют несколько типов речи. Например: рассказ – один из разновидностей повествовательного типа речи. - Что такое рассказ? Рассказ – это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя.
Учитель: В основе рассказа лежит событие (случай, эпизод, происшествие). Поэтому в построении его различают части, связанные с развитием этого события. Вспомните уроки литературы и перечислите, как строится литературное произведение… - завязка, кульминация, развязка.
Учитель. - Правильно. Что понимается под завязкой, развязкой, кульминацией и вступлением?
Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события. Развязка – результат развития события, его заключительный момент. В рассказе могут быть вступления и заключение. Во вступлении автор обычно поясняет, где, когда и с кем произошло то, о чем он решил рассказать, в заключении чаще всего делится своими результатами по поводу описанных событий, говорит о том, чему научил его случай, какой след оставил в памяти.
Строение (композицию) простейшего рассказа можно представить в виде следующей схемы:
IV. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Работа над текстом. Чтение текста с остановками (приложение № 1).
1 этап работы над предложенной частью текста: Текст читается учителем или учениками по частям. Группы обсуждают каждую часть, отвечают на поставленные вопросы, обсуждают название читаемого отрывка текста. Затем все группы обсуждают вместе. Размышляют. Озвучивают свои предложения-названия. Все предложения от групп записываются на доске. После работы над всем текстом ученики могут составить план из наиболее удачных предложений, как им кажется.
2 этап работы над предложенной частью текста: Домысливают текст. Учитель выслушивает ответы, и только затем приступают к чтению другой части.
Можно весь текст заранее разрезать на части и по мере работы над частями раздавать группам. Когда текст будет поступать по частям и лежать у детей на партах, то им легче будет работать над планом и вопросами.
ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ - Как вы думаете, как автор назвал свой рассказ? - Почему И.С. Тургенев свое произведение отнес к жанру не рассказ, а стихотворение в прозе?
V СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
А. Шел, собака, приближалась, героический.
Б. Объясните правописание гласной в окончаниях слов, правописания мягкого знака в глаголах: шел по аллее; вдоль аллеи; усидеть на ветке, сильнее его воли; держится, движется.
В. Запомните: как бы зачуяв, желтизна, отчаянный, смущенный, благоговея
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕКСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ __________________________________________________________________ 1. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал…
1. Озаглавьте текст. _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака… К пункту 2. 1. Укажите, что усиливает наше впечатление о молодом воробье как о совершенно беспомощном существе.
2. Озаглавьте текст. ____________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и,
К пункту 3. 1. Отметьте слова и выражения, которые помогают нам ярко представить страх и отчаяние старого воробья.
2. Озаглавьте текст. _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ 4. весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но
К пункту 4. 1. Покажите, как самоотверженно бросился воробей спасать своё детище. 2. Найдите синонимы к словам «ринулся».
Ринулся – поспешил.
3. Озаглавьте текст. _____________________________________________________________ ______________________________________________________________ 5. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор…
К пункту 5. 1. Как вы понимаете выражение: «…он жертвовал собою»? 2. Что побудило воробья жертвовать собою? 3. Покажите, что старый воробей, спасая свое детище, жертвовал собою. 4. Найдите синоним к слову «трепетало».
5. Озаглавьте текст. ______________________________________________________________ ________________________________________ _____________________ 6. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед…
1. ______ Озаглавьте текст. ______________________________________________________________ _____________________________________________________________ 7. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
К пункту 7. 1. Отметьте слова, которые особенно ярко выражают восхищение автора силою любви. 2. Как вы понимаете выражение «я благоговел»?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ К пункту 2. 3. Укажите, что усиливает наше впечатление о молодом воробье как о совершенно беспомощном существе.
К пункту 3. 1. Отметьте слова и выражения, которые помогают нам ярко представить страх и отчаяние старого воробья.
К пункту 4. 4. Покажите, как самоотверженно бросился воробей спасать своё детище. 5. Найдите синонимы к словам ринулся, трепетало. Ринулся – поспешил,
К пункту 5. 1. Как вы понимаете выражение: «…он жертвовал собою»? 2. Что побудило воробья жертвовать собою? 3. Покажите, что старый воробей, спасая свое детище, жертвовал собою.
Трепетать – испытывать физическую или внутреннюю дрожь, сильное волнение от каких-нибудь переживаний.
К пункту 7. 1. Отметьте слова, которые особенно ярко выражают восхищение автора силою любви. Благоговея от благоговеть – относиться с благоговением к кому-(чему-)нибудь. Благоговение – глубочайшее почтение.
ЗАДАНИЕ. Найдите предложения, в которых союз и соединяет однородные сказуемые.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕКСТА ИЗ УЧЕБНИКА
1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль. 2. Если нет заголовка, озаглавь его. 3. Составьте план. Для этого разделите текст на части. Озаглавьте каждую часть. 4. Найдите в словах орфограммы. Подумайте, как объяснить их написание. 5. Еще раз внимательно прочтите текст. Найдите в нем опорные слова. 6. Обратите внимание на точное употребление слов и словосочетаний. 7. После того как напишите изложение, не забудьте свою работу проверить по учебнику.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
КАК РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ И ИСПРАВЛЯТЬ ТЕКСТ СВОЕГО СОЧИНЕНИЯ? 1. Прочти сочинение и ознакомься с замечаниями учителя. 2. Выполни замечания по содержанию сочинения, найди лишнее (не на тему). 3. Дополни, если нужно, текст. Замени неудачный заголовок. Напиши новое начало или другую концовку (С). 4. Измени, если нужно, части текста, их порядок, количество предложений в каждой части (Z). 5. Подумай, какие слова лучше употреблять в тексте, чтобы он был более точным. Подбери эти слова. 6. Исправь те предложения, которые неверно построены (П). 7. Найди слова, которые написаны с ошибкой (/). Исправь. 8. Напиши после исправления второй вариант сочинения. Стремись к тому, чтобы тема и основная мысль текста были раскрыты. Употребляй слова точно. Используй синонимы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
И. С. ТУРГЕНЕВ
1.Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. 2. Собака бежала впереди меня. 3. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь. 4. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. 5. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно, |растопырив едва прораставшие крылышки|. 6. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,| сорвавшись с близкого дерева|, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой – и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. 7. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! 8. Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! 9. И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, без+опасной ветке. 10. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. 11. Мой Трезор остановился, попятился… 12. Видно, и он признал эту силу. 13. Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, |благоговея|. 14. Да, не смейтесь. 15. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
16. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. 17. Только ею, только любовью держится и движется ж и з н ь.