Четверг
28.03.2024
13:40
Категории раздела
Разработки учителей [173]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    Прямая речь
    Жалмухамбетова Венера Хайдаровна –
    учитель русского языка и литературы
    в казахских классах
    средней школы №3
    города Атырау.
    9 класс. Русский язык.
    Тема урока: Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
    Цели урока: знакомство со структурой предложений с прямой речью; развитие умения правильно расставить знаки препинания при прямой речи.
    Тип урока: урок изучение нового материала.
    Ход урока.
    І.Организационный момент.
    -Здравствуйте, ребята! Я рада встретить вас сегодня на нашем уроке. Как ваши настроения?... Готовы к уроку?...
    Перед началом урока я хочу прочитать вам притчу «Все в твоих руках»
    Все в твоих руках
    Жил один мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Если скажет живая – я ее умертвлю, а если скажет мертвая - выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках!»
    - Ребята, какая будет атмосфера на уроке, как мы будем чувствовать себя на уроке - все в ваших руках.
    Вот мы создали доброжелательную обстановку на урок.
    Прежде чем начать урок, давайте распеределимся в группы с помощью фруктов и шоколада. Они очень полезны нашему организму.
    Подойдите к столу и выберите свои любимые предметы. Пожалуйста, фрукты – это витамины.
    Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас целый день? Тогда:
    -ешьте бананы – в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и покоя;
    - ешьте апельсины – они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль и тревогу;
    -шоколад – улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшую» нервную систему.
    - Кто выбрал апельсины, располагайтесь за І столом, у кого бананы – на 2 стол, у кого шоколад – 3 стол.
    - А теперь угощайтесь витаминами. Но прежде чем съесть их, надо выполнить задания на этих фруктах и шоколаде.
    ІІ. Синтаксический разбор предложений:
    1-гр.: Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.
    2-гр.: Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой.
    3-гр.: Прошел дождь – на поляне появилась радуга.
    ІІІ. Составление кластера по пройденной теме:
    - Составьте кластер по главной вашей теме.
    ІV. Новая тема.
    - А теперь, ребята, обратите внимание на эти предложения и сопоставьте со следующими схемами:
    1. «А почему мне ехать вправо? - спросил ямщик с неудовольствием. - Где ты видишь дорогу? » «П? – а. - П».
    2. «Помилуйте, батюшка, зачем ему твой заячий тулуп?» - сказал Савельич. «П?» – а.
    3. Я подошел к коменданту и сказал: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». А: «П».
    -Что обозначают здесь буквы:
    П – прямая речь.
    А – слова автора.
    -Знакомы ли вам такие предложения и схемы?...
    - Это, ребята, предложения с прямой речью. Теперь догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
    Итак, тема сегодняшнего урока: Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи.
    Цели урока: знакомство со структурой предложений с прямой речью; развитие умения правильно расставить знаки препинания при прямой речи.
    Прошу внимания на экран. (Новая тема объясняется с помощью электронного учебника).
    - Вот вы получили информацию о предложениях с прямой речью.
    Давайте теперь потренируюмся над разбором таких предложений.
    V. Закрепление нового материала.
    Задание №1. Схематический диктант. Составить схему предложений:
    1. «Плохо, - сказал я, - ветер начинает дуть с юга».
    2. «Завтра будет славная погода», - сказал я.
    3. Наконец, я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляемся».
    4. «Как же у них празднуют свадьбу?» - спросил я.
    5. Раздался чей-то голос: «К вам можно?».
    6. «Господа, это становится скучно!» - сказал я им громко.
    7. «Как Вам показался наш город? - спросил Саша. – Приятно ли вы провели время?»
    8. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.
    9. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

    Проверяю себя: Слайд №
    Задание №2. Работа в группах. Расставьте пропущенные знаки препинания:
    1. Все это верно согласился строитель.
    2. А как вы думаете обратился председатель к залу.
    3. Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец.
    4. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник.
    5. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки.
    6. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина.
    7. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
    8. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
    9. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.

    Проверяю себя: Слайд №
    VІ. Разминка.
    VІІ. Работа по тексту.
    Прочитайте текст. (слайды ) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания.

    Семь дочек.
    Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.
    Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая.
    А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.
    (По В.Сухомлинскому)
    -Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
    -Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
    -Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23)
    -Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

    VІІІ. Рефлексия «Все в твоих руках»
    -На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение:
    Большой - что для меня было важным на уроке?
    Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
    Средний – Что мне не понравилось?
    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
    Мизинец – для меня было недостаточно...
    ІХ. Задание на дом.
    1) подобрать 6 предложений с прямой речью из басен И.А.Крылова.
    2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;
    3) выучить правило.
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Хайдаровна (23.07.2014) | Автор: Жалмухамбетова Венера Хайдаровна E
    Просмотров: 1764 | Комментарии: 4 | Теги: разработка урока, русский язык в школе | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 4
    2 galya  
    0
    Здравствуйте! Ваш урок содержательный, доступные задания.Удачно подобраны притчи. Желаю творческих успехов. С уважением Рушанова К.Р.

    3 Хайдаровна  
    0
    Спасибо огромное! Я рада, что вам понравилось!

    1 AbenovaKA  
    0
    Хорошая подача материала на уроке. Удачное использование притч. Отличные воспитательные моменты. Молодец!

    4 Хайдаровна  
    0
    Спасибо огромное! Спасибо за теплые слова! Желаю успеха!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]