Жалмухамбетова Венера Хайдаровна – учитель русского языка и литературы в казахских классах средней школы №3 города Атырау. 9 класс. Русский язык. Тема урока: Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цели урока: знакомство со структурой предложений с прямой речью; развитие умения правильно расставить знаки препинания при прямой речи. Тип урока: урок изучение нового материала. Ход урока. І.Организационный момент. -Здравствуйте, ребята! Я рада встретить вас сегодня на нашем уроке. Как ваши настроения?... Готовы к уроку?... Перед началом урока я хочу прочитать вам притчу «Все в твоих руках» Все в твоих руках Жил один мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Если скажет живая – я ее умертвлю, а если скажет мертвая - выпущу». Мудрец подумал и ответил: «Все в твоих руках!» - Ребята, какая будет атмосфера на уроке, как мы будем чувствовать себя на уроке - все в ваших руках. Вот мы создали доброжелательную обстановку на урок. Прежде чем начать урок, давайте распеределимся в группы с помощью фруктов и шоколада. Они очень полезны нашему организму. Подойдите к столу и выберите свои любимые предметы. Пожалуйста, фрукты – это витамины. Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас целый день? Тогда: -ешьте бананы – в их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и покоя; - ешьте апельсины – они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль и тревогу; -шоколад – улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшую» нервную систему. - Кто выбрал апельсины, располагайтесь за І столом, у кого бананы – на 2 стол, у кого шоколад – 3 стол. - А теперь угощайтесь витаминами. Но прежде чем съесть их, надо выполнить задания на этих фруктах и шоколаде. ІІ. Синтаксический разбор предложений: 1-гр.: Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. 2-гр.: Путники вышли на полянку, которая была покрыта густой и сочной травой. 3-гр.: Прошел дождь – на поляне появилась радуга. ІІІ. Составление кластера по пройденной теме: - Составьте кластер по главной вашей теме. ІV. Новая тема. - А теперь, ребята, обратите внимание на эти предложения и сопоставьте со следующими схемами: 1. «А почему мне ехать вправо? - спросил ямщик с неудовольствием. - Где ты видишь дорогу? » «П? – а. - П». 2. «Помилуйте, батюшка, зачем ему твой заячий тулуп?» - сказал Савельич. «П?» – а. 3. Я подошел к коменданту и сказал: «Долг наш защищать крепость до последнего нашего издыхания». А: «П». -Что обозначают здесь буквы: П – прямая речь. А – слова автора. -Знакомы ли вам такие предложения и схемы?... - Это, ребята, предложения с прямой речью. Теперь догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Итак, тема сегодняшнего урока: Предложения с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цели урока: знакомство со структурой предложений с прямой речью; развитие умения правильно расставить знаки препинания при прямой речи. Прошу внимания на экран. (Новая тема объясняется с помощью электронного учебника). - Вот вы получили информацию о предложениях с прямой речью. Давайте теперь потренируюмся над разбором таких предложений. V. Закрепление нового материала. Задание №1. Схематический диктант. Составить схему предложений: 1. «Плохо, - сказал я, - ветер начинает дуть с юга». 2. «Завтра будет славная погода», - сказал я. 3. Наконец, я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляемся». 4. «Как же у них празднуют свадьбу?» - спросил я. 5. Раздался чей-то голос: «К вам можно?». 6. «Господа, это становится скучно!» - сказал я им громко. 7. «Как Вам показался наш город? - спросил Саша. – Приятно ли вы провели время?» 8. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”. 9. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.
Проверяю себя: Слайд № Задание №2. Работа в группах. Расставьте пропущенные знаки препинания: 1. Все это верно согласился строитель. 2. А как вы думаете обратился председатель к залу. 3. Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец. 4. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник. 5. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки. 6. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина. 7. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка. 8. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка. 9. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.
Проверяю себя: Слайд № VІ. Разминка. VІІ. Работа по тексту. Прочитайте текст. (слайды ) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания.
Семь дочек. Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. (По В.Сухомлинскому) -Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная). -Как догадались? (по речи, поведению и поступкам). -Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23) -Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.
VІІІ. Рефлексия «Все в твоих руках» -На листе бумаги обводям левую руку. Каждый палец какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение: Большой - что для меня было важным на уроке? Указательный – По этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний – Что мне не понравилось? Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно... ІХ. Задание на дом. 1) подобрать 6 предложений с прямой речью из басен И.А.Крылова. 2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью; 3) выучить правило.