Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Урок по русскому языку в 6 классе
Тема урока: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных
Цели урока:
образовательные: познакомить с разрядами прилагательных, признаками каждого разряда; научить определять разряд имени прилагательного по нескольким классификационным признакам;
развивающие: продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять; воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку, включить в творческую деятельность.
Оборудование: компьютер, карточки, картина Н. П. Крымова «Зимний вечер», рисунки, таблицы.
Ход урока
1. Вводно –мотивационный этап:
1) Психологический настрой: Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем.
2) Вступительное слово учителя - Сегодня на уроке класс отправится в путешест¬вие на паровозике из Ромашково. А билетами будут служить правиль¬ные ответы на вопросы по изученной теме. Но приобрести билет можно и во время следования па¬ровозика, и на станциях: для этого нужно то же — хорошее знание ма¬териала. Получившие дополнитель-ные билеты подсядут на па¬ровозик.
2. Операционно – познавательный этап:
1) Выход на тему и цель урока. - Чему мы будем учиться на уроке? - Итак, сегодня на уроке мы будем учиться подбирать, распознавать и находить имена прилагательные, научимся определять их разряд.
2) Знакомство с новой темой: Чтение правила в учебнике стр. 183. - Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?
Разряды прилагательных Какой? Какой? Чей?
Признак, Признак предмета Принадлежность который может по отношению лицу или проявиться в большей между предметами животному или меньшей степени (по вкусу, форме, деревянный, Мамин, цвету, запаху, весу, вечерний, лисья, температуре, размеру, горный. заячий. звуку) Длинный, теплый.
Переход из одного разряда в другой
Качественное Относительное Притяжательное
Признак предмета Признак предмета Принадлежность (качество) (отношение к животному Волчий аппетит материалу) Волчий хвост Золотое сердце Золотое кольцо
- Путешествие продолжаем с песней «Пропала собака».
3. Закрепление новой темы
1)Задание : выписать из 2-го куплета прилага¬тельные, образовать сравнительную простую и превосходную простую степени сравнения; разобрать по составу слова рыжайший, занятнее.
Щенок белоснежный лишь рыжие пятна, Лишь рыжие пятна и кисточкой хвост. Он очень занятный ,он очень занятный, Совсем еще глупый, доверчивый пес. Он очень занятный, он очень занятный, Совсем еще глупый, доверчивый пес.
- Паровозик прибывает на станцию «Дружба». Идёт дополнительная продажа билетов, получить которые можно, успешно выполнив задания на листиках:
2) Задание : согласуйте данные слова друг с другом; укажите, в чём они согла¬суются: быстрый (метро, кенгуру, пламя); красивый (знамя, ТЮЗ, шимпанзе); вечерний (время, такси, прогулка);
3) Игра «Четвёртое лишнее»: зачеркните лишние слова молодой, старый, простой, орли¬ный; сестрин, беличий, мамин, строгий; гусиный, волчий, заячий, медве¬жий; оловянный, сегодняшний, деревян¬ный, стеклянный.
4. Работа с учебником.
-Давайте откроем учебники на странице 183и выполним упражнения 615, 618.
- Следующая остановка — вынуж¬денная, так как машинист паро¬возика из Ромашково залюбовался картиной Н. П. Крымова «Зимний вечер». Ребята, рассмотрите картину, а я соберу листики и подведу итоги ваших работ на станции «Дружба».
5.Самостоятельная работа.
- Ребята все задания выполняли вместе, а давайте сейчас покажем, как мы умеем работать самостоятельно. ( Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» )
подберите эпитеты для описания этой картины; составьте словосочетания, используя изученные слова к лексической теме «Природа» для описания картины; произведите синтаксический разбор предложения, морфологический раз¬бор прилагательных, объясните вы¬деленные орфограммы:
Удивитель¬ный зимний вечер опускается на де¬ревянные домики, заглядывает в тусклые окна.
6) Поэтическая минутка . Задание :
- Станция «Литературная»! Приглашаем всех на выставку ри¬сунков, по произведе-ниям М. Ю. Лермонтова «Парус», «Два великана», А. С. Пушкина «Няне», «Мороз и солнце...», И. А. Крылова «Волк и Ягнёнок». - На¬зовите произведение, его автора, про¬читайте строки, относящиеся к ри¬сунку, выпишите имеющиеся в них имена прилагательные, укажите их разряд.
7. Игра «Продолжи фразу»
а) Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Чей? Чья?, называется … (именем прилагательным) б) Имя прилагательное изменяется…( по родам, числам и падежам ) в) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает …(определением или сказуемым) г) Имя прилагательное связано с именем существительным…( в роде, числе и падеже) д) Имена прилагательные делятся на разряды... (качественные, относительные и притяжательные). е) Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос…(чей?) ж) Относительные прилагательные обозначают… (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет) З) Качественные прилагательные обозначают… (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени)
8. Этап контроля и рефлексии: - Какая тема урока сегодня была? - Дайте характеристику разрядам имен прилагательным? - Чему научились? Достигли ли мы своей цели? - Кто научился определять разряды имен прилагательных?
9. Оценки за урок.
10.Домашнее задание
|