Тема. Развитие речи. Слушание-понимание текстов публицистического стиля на морально-этическую тему. Цели: развивать речевые умения (аудирование публицистического текста); формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему; воспитывать гражданственность, ответственность за свои поступки. Оборудование: тексты публицистического стиля на морально-этическую тему. Тип урока: урок применения знаний и формирования умений. Ход урока I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа — Деликатность, бескорыстие, благородство… Нужны ли эти качества современному человеку в наш «деловой» век? — Чем измеряется духовность человека? — В чём состоит искусство жить достойно? III. Мотивация учебной деятельности Учитель. «Кто я? Зачем я? Для чего живу? Так ли живу? Верно ли поступил сегодня? Что буду делать завтра?» — эти вопросы встают сей- час перед каждым из вас, готовящим себя к выбору жизненного пути. Хочется жизнь прожить достойно и красиво. Но как достигнуть мечты? Какие пути избрать? Приглашаю всех, кто ищет ответы на эти вопросы, принять активное участие в сегодняшнем уроке… IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся 1. Чтение учителем текста Читая тексты, учитель попутно разъясняет значение некоторых слов и выражений из него. Перед чтением каждого из текстов учащиеся получают задание: слушая, разделить текст на части, задать вопросы к каждой из них, составленные вопросы записать. Текст 1. «Если не я, то кто ж е?» Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью. Можешь ли ты сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность? Да, можешь. Простая ситуация: объявили лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в соревнованиях, и с каким настроением? Потому ли, что боишься, скажем, неодобрения товарищей или потому, что осознаешь значение своего участия, по правилу: «Если не я, то кто же?» Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть лакмусовая бумажка, которая помогает определить степень твоей гражданской зрелости. Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает себя ответственным за то, что общее дело не получилось. Следующий шаг гражданственности — это не пассивное недовольство, а деятельное участие. Не ждать, пока кто-то сделает жизнь интересной и содержательной, а самому в меру своих сил браться за дело. Не допускать, чтобы в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство. Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив — он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни даёт ему острое ощущение счастья. (По И. Овчинниковой) Беседа — Какую проблему поставил автор в своей статье? — Считаете ли вы её актуальной? — Достаточно ли убедителен автор? — Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы? — Как содержание и композиция текста подчинены раскрытию основной её мысли? — Какие особенности публицистического стиля вы можете отметить в этом тексте? Текст 2 . «Про зависть» Это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. И обычно возрастает обжигающая опасность зависти тогда, когда достижения другого ближе к вашим занятиям и интересам. Разве можно согласиться с тем, что у кого-то получается лучше, чем у вас?! Лавры других не дают нам спать. Как же избавиться от этого крайне болезненного чувства? Развивайте в себе собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается, прежде всего, там, где вы сам себе чужой, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя. (По Д. С. Лихачеву) Беседа — Кому, прежде всего, приносит страдания зависть? — Когда это болезненное чувство проявляется у человека больше всего? — Что нужно делать, чтобы избавиться от зависти? — Как вы понимаете выражение «Не нашли себя», употреблённое в последнем предложении? Выберите: 1) Не в полной мере проявили свои способности, дарования; 2 ) не разобрались, чем другие превосходят вас; 3 ) не нашли своё место в окружающем вас мире. Определение сути высказывания, подбор и обсуждение вариантов формулировки основной мысли текста, запись наиболее удачного вари- анта в тетради. Чтение пословиц, разъяснение их смысла. Запись в тетрадях 1. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. 2 . Завистливый по чужому счастью сохнет. 3 . Позаришься на чужое — своё погубишь. Составление небольшого устного высказывания по проблеме, поднятой в тексте «Про зависть» Необходимо оценить точку зрения автора, сопоставить её с другими точками зрения на обсуждаемый предмет, а также аргументировать собственное мнение. Слушание устных высказываний 2. Чтение учителем текста Текст 3 . «Сотвори самого себя» Почему люди вокруг такие разные? Что делает их непохожими друг на друга? Горячие споры на эту тему давно волнуют людей. Но сегодня известно главное: по своей природе каждый способен к безграничному развитию. Человек, у которого способности соединены с трудолюбием, становится талантливым. Человека часто называют «скульптором самого себя». Он создает себя в преодолении трудностей и преград. Как проявятся и как разовьются твои способности — это зависит в первую очередь от тебя самого. Надо неустанно искать себя: пробовать свои силы в различных видах деятельности, не отказываться ни от одного поручения в школе. И настанет день, когда ты точно сможешь сказать: «Знаю свое призвание!» Надо постоянно развивать свои силы и способности. Стране нужны трудолюбивые и способные люди. Всесторонне развитые способности — это фундамент развития личности и условие осуществления прогресса. Общество сильнее, когда каждый человек в нем неповторим и прекрасен. Это неправда, что талантливыми должны быть лишь писатели, актеры, ученые, конструкторы. Любая профессия требует способностей и дает простор для их проявления. В нашем обществе могут и должны быть талантливыми и модельер, и повар, и агроном, и врач, и парикмахер, и швея, и доярка, и тракторист… Н е тянись за делом, которое хотя и кажется привлекательным, но тебе не подходит. Как говорили в старину, лучше быть Наполеоном среди сапожников, чем сапожником среди Наполеонов. Сколько драм и трагедий переживают люди, которые пошли учиться в институт лишь потому, что туда пошли друзья или лестно иметь высшее образование! Мы часто говорим о плохих врачах, инженерах, строителях, а ведь дело здесь не столько в плохом характере или отсутствии способностей, сколько в том, что человек не любит свою работу, не отдает ей свой ум и сердце. Живи в полную меру своих сил, действуй, а не только мечтай. Хочешь, чтобы твоя мечта осуществилась, борись за неё каждый день, иначе она лопнет, как мыльный пузырь. Стремись стать лучше сегодня, а завтра — лучше, чем сегодня. Только в постоянном действии и борьбе куется подлинный характер! Самовоспитание — самый главный и самый надежный путь для развития. Оно делает жизнь человека содержательной, целеустремлённой и радостной. Начинается самовоспитание с того момента, когда любое занятие, любое дело человек использует для выработки необходимых ему качеств. Сделай свою школьную жизнь основой для самовоспитания. (По книге «Товарищ») Задание • Составьте план этой статьи и перескажите её, добавляя для подтверждения отдельных мыслей свои доказательства. • Самостоятельная работа над составлением плана статьи. • Слушание некоторых высказываний. V. Домашнее задание Выполнить письменный пересказ текста «Сотвори самого себя».
Мне нравятся уроки развития речи, уроки, где формируются главные речевые нормы: уметь высказать свое отношение к увиденному, прочитанному, уметь отстаивать свою точку зрения,обогащается не только словарный запас, но устанавливается личностный подход