Воскресенье
24.09.2017
11:43
Категории раздела
Разработки учителей [163]
Сочинения учеников [7]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 367
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Русский язык в школе » Разработки учителей

    урок развития речи
    Тема. Развитие речи. Слушание-понимание текстов публицистического
    стиля на морально-этическую тему.
    Цели: развивать речевые умения (аудирование публицистического
    текста); формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему; воспитывать гражданственность, ответственность за свои поступки.
    Оборудование: тексты публицистического стиля на морально-этическую тему.
    Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
    Ход урока
    I. Организационный этап
    II. Актуализация опорных знаний
    Беседа
    — Деликатность, бескорыстие, благородство… Нужны ли эти качества
    современному человеку в наш «деловой» век?
    — Чем измеряется духовность человека?
    — В чём состоит искусство жить достойно?
    III. Мотивация учебной деятельности
    Учитель. «Кто я? Зачем я? Для чего живу? Так ли живу? Верно ли
    поступил сегодня? Что буду делать завтра?» — эти вопросы встают сей-
    час перед каждым из вас, готовящим себя к выбору жизненного пути.
    Хочется жизнь прожить достойно и красиво. Но как достигнуть мечты?
    Какие пути избрать?
    Приглашаю всех, кто ищет ответы на эти вопросы, принять активное участие в сегодняшнем уроке…
    IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся
    1. Чтение учителем текста
    Читая тексты, учитель попутно разъясняет значение некоторых слов
    и выражений из него. Перед чтением каждого из текстов учащиеся получают задание: слушая, разделить текст на части, задать вопросы к каждой из них, составленные вопросы записать.
    Текст 1. «Если не я, то кто ж е?»
    Гражданственность принадлежит к тем человеческим качествам, которые воспитываются всей нашей жизнью.
    Можешь ли ты сейчас, будучи учеником, проявить гражданственность?
    Да, можешь. Простая ситуация: объявили лыжный кросс, во время которого твоя школа будет соревноваться с соседними. Проверь себя: почему ты участвуешь в соревнованиях, и с каким настроением?
    Потому ли, что боишься, скажем, неодобрения товарищей или потому,
    что осознаешь значение своего участия, по правилу: «Если не я, то
    кто же?»
    Вот эта формула «если не я, то кто же?», может быть, и есть лакмусовая бумажка, которая помогает определить степень твоей гражданской
    зрелости. Тот, в ком это свойство достаточно развито, всегда ощущает
    себя ответственным за то, что общее дело не получилось.
    Следующий шаг гражданственности — это не пассивное недовольство,
    а деятельное участие. Не ждать, пока кто-то сделает жизнь интересной и содержательной, а самому в меру своих сил браться за дело. Не допускать, чтобы в твоём присутствии обижали слабого, дразнили человека, унижали его достоинство.
    Гражданственность предполагает, что человек, живущий «для блага
    ближнего», не жертвует при этом собой, своими интересами, не чувствует
    себя лишенным чего-то, ущемленным. Совсем напротив — он просто не может жить по-другому, только такой способ жизни даёт ему острое ощущение счастья.
    (По И. Овчинниковой)
    Беседа
    — Какую проблему поставил автор в своей статье?
    — Считаете ли вы её актуальной?
    — Достаточно ли убедителен автор?
    — Какие дополнительные аргументы могли бы привести вы?
    — Как содержание и композиция текста подчинены раскрытию основной её мысли?
    — Какие особенности публицистического стиля вы можете отметить в этом тексте?
    Текст 2 . «Про зависть»
    Это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
    И обычно возрастает обжигающая опасность зависти тогда, когда достижения другого ближе к вашим занятиям и интересам. Разве можно
    согласиться с тем, что у кого-то получается лучше, чем у вас?! Лавры
    других не дают нам спать.
    Как же избавиться от этого крайне болезненного чувства?
    Развивайте в себе собственные индивидуальные склонности, свою
    собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим
    собой, и вы никогда не будете завидовать.
    Зависть развивается, прежде всего, там, где вы сам себе чужой, где вы
    не отличаете себя от других.
    Завидуете — значит, не нашли себя.
    (По Д. С. Лихачеву)
    Беседа
    — Кому, прежде всего, приносит страдания зависть?
    — Когда это болезненное чувство проявляется у человека больше
    всего?
    — Что нужно делать, чтобы избавиться от зависти?
    — Как вы понимаете выражение «Не нашли себя», употреблённое
    в последнем предложении?
    Выберите: 1) Не в полной мере проявили свои способности, дарования; 2 ) не разобрались, чем другие превосходят вас; 3 ) не нашли своё место в окружающем вас мире.
    Определение сути высказывания, подбор и обсуждение вариантов
    формулировки основной мысли текста, запись наиболее удачного вари-
    анта в тетради.
    Чтение пословиц, разъяснение их смысла. Запись в тетрадях
    1. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. 2 . Завистливый
    по чужому счастью сохнет. 3 . Позаришься на чужое — своё погубишь.
    Составление небольшого устного высказывания по проблеме, поднятой в тексте «Про зависть»
    Необходимо оценить точку зрения автора, сопоставить её с другими
    точками зрения на обсуждаемый предмет, а также аргументировать
    собственное мнение.
    Слушание устных высказываний
    2. Чтение учителем текста
    Текст 3 . «Сотвори самого себя»
    Почему люди вокруг такие разные? Что делает их непохожими друг
    на друга? Горячие споры на эту тему давно волнуют людей. Но сегодня
    известно главное: по своей природе каждый способен к безграничному
    развитию. Человек, у которого способности соединены с трудолюбием,
    становится талантливым.
    Человека часто называют «скульптором самого себя». Он создает себя в преодолении трудностей и преград. Как проявятся и как разовьются твои способности — это зависит в первую очередь от тебя самого.
    Надо неустанно искать себя: пробовать свои силы в различных видах
    деятельности, не отказываться ни от одного поручения в школе. И настанет
    день, когда ты точно сможешь сказать: «Знаю свое призвание!»
    Надо постоянно развивать свои силы и способности. Стране нужны
    трудолюбивые и способные люди. Всесторонне развитые способности
    — это фундамент развития личности и условие осуществления прогресса. Общество сильнее, когда каждый человек в нем неповторим и прекрасен. Это неправда, что талантливыми должны быть лишь писатели, актеры, ученые, конструкторы. Любая профессия требует способностей и дает простор для их проявления. В нашем обществе могут и должны быть талантливыми и модельер, и повар, и агроном, и врач, и парикмахер, и швея, и доярка, и тракторист… Н е тянись за делом, которое хотя и кажется привлекательным, но тебе не подходит. Как говорили в старину, лучше быть Наполеоном среди сапожников, чем сапожником среди Наполеонов. Сколько драм и трагедий переживают люди, которые пошли учиться в институт лишь потому, что туда пошли друзья или лестно иметь высшее образование! Мы часто говорим о плохих врачах, инженерах, строителях, а ведь дело здесь не столько в плохом характере или отсутствии способностей, сколько в том, что человек не любит свою работу, не отдает ей свой ум и сердце.
    Живи в полную меру своих сил, действуй, а не только мечтай. Хочешь, чтобы твоя мечта осуществилась, борись за неё каждый день, иначе она лопнет, как мыльный пузырь. Стремись стать лучше сегодня, а завтра — лучше, чем сегодня. Только в постоянном действии и борьбе куется подлинный характер!
    Самовоспитание — самый главный и самый надежный путь для развития. Оно делает жизнь человека содержательной, целеустремлённой и радостной. Начинается самовоспитание с того момента, когда любое занятие, любое дело человек использует для выработки необходимых ему качеств. Сделай свою школьную жизнь основой для самовоспитания.
    (По книге «Товарищ»)
    Задание
    • Составьте план этой статьи и перескажите её, добавляя для подтверждения отдельных мыслей свои доказательства.
    • Самостоятельная работа над составлением плана статьи.
    • Слушание некоторых высказываний.
    V. Домашнее задание
    Выполнить письменный пересказ текста «Сотвори самого себя».
    Категория: Разработки учителей | Добавил: Лен (22.05.2014) | Автор: Труханова Елена Васильевна E
    Просмотров: 877 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 2
    2  
    Мне нравятся уроки развития речи, уроки, где формируются главные речевые нормы: уметь высказать свое отношение к увиденному, прочитанному, уметь отстаивать свою точку зрения,обогащается не только словарный запас, но устанавливается личностный подход

    1  
    Очень подробный конспект урока. Проделана большая работа, что активизирует учащихся, они учатся самостоятельности.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]