Урок русского языка в 9 классе на тему "БСП с отношениями одновременности и последовательности. БСП со значением перечисления"
Тема: БСП с отношениями одновременности и последовательности. БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них. Образовательная цель: 1) Формировать информационную, коммуникативную и компетенцию разрешения проблем 2) формировать представление бессоюзных сложных предложениях, средствах связи в них и видах 3) содействовать знакомству с БСП с о значением последовательности, одновременности и перечисления 4) проконтролировать уровень теоретических знаний уч-ся Развивающая цель: 1)развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь 2)развивать долговременную память в процессе деятельности 3)развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы Воспитательная цель: воспитывать культуру интеллектуального труда
этап Деятельность учителя Деятельность учащихся ресурсы мотивационный Постановка познавательных задач. «Я рад(а)…, хочу пожелать…» Участвуют в создании благоприятной среды, дают себе характеристику одним словом Анализ работ Анализ работ прошлого урока (изложения) Выставляют отметки, задают возможные вопросы тетради Актуализация имеющихся знаний Инструктаж, консультирование - в чем особенности БСП? - каковы сходства и различия БСП с другими СП? Изучение нового Инструктаж, консультирование
изучение теории с. 198 1, 2 поток 3 поток Самостоятельно составляют опору в тетрадях для схем Взаимообучение в парах Обсуждение условий Комментированное составление опоры Взаимообучение в парах Обсуждении условий Тетради учебник закрепление Инструктаж, консультирование 1.комментиррованное выполнение у.360 2.определение последовательности / однородности событий Было жарко и душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Сквозь серые тучи зловеще просвечивает луна, пахнет дождем, завывает ветер. Вот уж снег последний тает, теплый пар восходит от земли. 3. синтаксический разбор предложений (1, 2 поток самостоятельно с последующей проверкой, 3 поток – комментированно) Чуть брезжило; звезды погасли одна за другой. Теперь зима, мороз запушил стекла окон, в темной комнате горит одна свеча. 4.образовательная работа у. 363/364 1, 2 поток 3 поток На выбор выполняют задание, проверяют в парах, затем совместно Комментированная работа с у. 363 Учебник тетради Контроль знаний Инструктаж, консультирование 1.тезаурус «ошибочное суждение» (взаимопроверка в парах) 1)придаточное обстоятельственное присоединяется ко всему главному 2) средством связи БСП является интонация 3) не любое БСП можно заменить союзным СП 4) придаточное изъяснительное относится к существительному 5) прид. иъяснит. отвечает на падежные вопросы Ключ: +, +, -, -, + 2.работа с тестовыми заданиями Ключ: бвбаа бббвб Тетради тест Домашнее задание Инструктаж по домашнему заданию: § 28 Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы Учебник, дневник
Тест на тему «Бессоюзные сложные предложения» 1 вариант 1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения: Дождь только что перестал облака быстро бежали глубоких просветов становилось всё больше и больше на небе. а)2; б)3; в)4. 2. Какое предложение является бессоюзным? а) Наступили те неустойчивые дни, когда зима ещё не кончилась, а весна по-настоящему ещё не начиналась. б В это время подъехала к крыльцу бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперед. в) Холодная вода Байкала похожа на жидкое стекло: сквозь неё весной видно вглубь на сорок метров. 3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Часы шли (1) было уже полдевятого (2) все уже уехали на тракторе в лес. а) 1; б) 1,2; в) 2. 4. Определите бессоюзное сложное предложение а) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. б)То солнце светит, то идёт дождь. в) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились. г) Там счастье не диво, где трудятся красиво. 5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности. а) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. б) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды. в) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны. г) Время красит, безвременье старит.
Тест на тему «Бессоюзные сложные предложения» 2 вариант 1. Сколько простых предложений в составе сложного предложения? Дубовые кусты разрослись по скатам оврага около родника зеленеет короткая бархатная трава солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной серебристой влаги. а) 2; б) 3; в) 4. 2. Какое предложение является бессоюзным? а) Мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы. б) Лето выдалось сырое и холодное, деревья были мокрые, все в саду глядело неприветливо, уныло. в) Вековые тёплые деревья сомкнулись над головами бойцов, и солнце не могло пробиться сквозь листву. 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Звонче жаворонков пенье (1) ярче вешние цветы (2) сердце полно вдохновенья (3)небо полно красоты. а) 1; б) 1,2,3; в) 2,3; г) 1,3. 4. Определите бессоюзное сложное предложение а) Вот вы сели, и лошади разом тронулись. б) Где любовь и совет, там и горя нет. в) Вот вы сели, лошади разом тронулись. г) Наступила ночь, но было светло. 5.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности а) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени. б) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды. в) Время красит, безвременье старит. г) Мир строит - война разрушает.
Тема урока "БСП с отношениями одновременности и последовательности" - очень трудная для усвоения тема в 9 классе. Для учащихся нелегко вычленить БСП со значением перечисления, понять их значение, строение, расставить знаки препинания в них. Учитель на уроке последователь реализовал образовательную цель. Учащиеся мотивированы. Применяется инструктаж, консультирование, изучение теории. Учащиеся работают самостоятельно, в парах, составляют опорные схемы и таблицы. Урок интересный и познавательный.