Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными цели"
Урок русского языка
В 9 классе
«Сложноподчиненные предложения
с придаточными цели»
Новодонецкая ОШ
Провела учитель русского языка
Пилевина И.Э.
Урок русского языка в 9 классе
Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.
Лексическая тема урока: Доброе отношение людей друг к другу.
Эпиграф к уроку:
Твори добро по велению души,
Не позволяй сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь.
Оружие сильных – доброта.
Цели урока:
- систематизация знаний о СПП с придаточными обстоятельственными; знакомство и закрепление знаний о СПП с придаточными цели; употребление данных предложений в речи;
- совершенствовать речевые и пунктуационные навыки; навыки конструирования СПП; развивать память, мышление, практическую деятельность;
- воспитывать у учащихся такие качества как: доброта, мужество, честность и порядочность.
Тип урока: комбинированный.
Методы: частично-поисковый, устная и письменная работа, критическое мышление.
Оборудование: карточки, кластер, алгоритм разбора СПП, схемы, таблица «ЗУХ.»
Ход урока:
1. Организационный момент.
А) Психологический настрой
У каждого учащегося на столе лежат по три сердечка разных цветов (красного, желтого, зеленого). Проводится самодиагностика настроения, с которым учащиеся пришли на урок. Ученик выбирает сердечко, которое сооветствует его настроению. Красное – переполнение эмоций, не совсем соответствующий настрой на урок; желтое – пассивно настроены на урок, без особого настроения; зеленое – хорошее настроение и положительный настрой на урок.
Б) Сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация ЗУН
Фронтальный опрос:
1. Из каких предложений состоит СПП?
2. От какого предложения задается вопрос?
3. На каком месте может быть расположено придаточное по отношению к главному?
4. Назовите алгоритм разбора СПП.
5. Почему при составлении схемы СПП придаточное предложение обозначается круглыми скобками?
6. Союз (союзное слово) входит в главное или в придаточное предложение?
Учащиеся у доски составляют схемы двух видов СПП – с придаточными, относящимися к одному слову в главном предложении и с придаточными, относящимися ко всему главному предложению.
Ответы учащихся с комментариями.
Класс делится на две группы. Работа в группах.
Нужно переделать данные предложения так, чтобы получились СПП с разными типами придаточных.
1. Люди будут дружны, и во всем мире не будет войны.
Там интересно бывать, все хорошо друг к другу относятся.
Умеешь слушать правду, научись и говорить её.
2. Ты расскажешь мне о себе, и я узнаю о тебе больше.
Там много друзей. Нам интересно проводить вместе время.
Поверь в добро, начни делать его.
Работа у доски.
После выполнения задания учащиеся выходят к доске, записывают предложения, делают синтаксический разбор, составляют схемы.
3. Знакомство с новой темой.
Каждой группе задается вопрос, на который они должны ответить.
1. Зачем нужны международные встречи? ( Международные встречи нужны, чтобы люди разных национальностей лучше узнали друг друга)
2. С какой целью люди путешествуют? ( Люди путешествуют, чтобы увидеть мир, узнать о жизни других людей)
На какой вопрос отвечают придаточные в этих предложениях?
В этих предложениях придаточные отвечают на воросы – зачем? с какой целью? Это СПП с придаточными цели.
Работа в «запоминайках». Сообщение учителя.
1.СПП с придаточными цели отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?
2.Они обозначают цель того, о чем говориться в главном предложении. Средствами связи в СПП с придаточными цели являются союзы чтобы, для того чтобы, с тем чтобы.
3. Придаточные цели относятся ко всему главному предложению.
4. Они могут занимать любую позицию по отношению к главному предложению.
Воспитательный момент.
Составление кластера. Качества характера человека
+ -
4. Закрепление новой темы.
Учащимся даются таблицы. Нужно правильно закончить предложение
(работа в группах). Определить тип придаточного, работая по алгоритму.
1 группа 2 группа
Чтобы знать о мнении других, надо внимательно слушать объяснения учителя. Чтобы узнать много интересного, надо прислушиваться к мнению других и не думать только о себе.
Чтобы к тебе хорошо относились, надо уметь быть терпеливым и прислушиваться к сказанному. Чтобы быть добрым и отзывчивым, надо быть очень внимательным и уметь выслушать его.
Чтобы понять новую тему, надо самому с уважением относиться к окружающим. Чтобы понять друга, надо читать книги, общаться с умными людьми, хорошо учиться.
5. Самостоятельная работа учащихся.
Руководствуясь лексической темой урока написать сочинение-эссе «Общение приносит пользу или вред?»
6. Подведение итогов.
Учащиеся заполняют таблицу «ЗУХ».
Знаем Узнали Хотим узнать
Составление синквейна к слову «Друг»
Домашнее задание.
---++*****
Урок интересный и содержательный. Чередование форм и приёмов, ипользуемых учителем на уроке, делают занятие интересным и увлекательным. Творческих успехов Вам и благодарных, любознательных учеников!
Урок содержательный. Учитель использовал разнообразные методы и приёмы обучения. Очень понравился эпиграф к уроку, имеющий большое воспитательное значение. На уроке использовалось много наглядности: различные карточки, схемы, таблица "ЗУХ" и др. Сочинение-эссе, составление кластера и синквейна развивает как устную, так и письменную речь учащихся. Но нужно отделять задачи урока от его цели. Творческих успехов в профессиональной деятельности!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]