ТАТЬЯНА КОСТЮЧЕНКО: «РЕПЕТИЦИЯ – ЛЮБОВЬ МОЯ!»
Сегодня у нас в гостях — замечательная актриса Государственного академического русского театра для детей и юношества им. Н. Сац – Татьяна Костюченко. Говорим мы с Татьяной о ее любимой актерской профессии и не только о ней.
— Как вы стали актрисой, Таня? Голубая мечта детства?
— В детстве многие девочки хотят стать актрисами. И я тоже об этом мечтала. Но я была смышленым ребенком и понимала, что, скорее всего, мечта моя останется только мечтой. Поэтому решила выбрать себе профессию более «приземленную»– архитектуру… Усердно готовилась к выбранной профессии, но когда дома меня никто не видел, всегда что-то из себя изображала, читала стихи…И в конце концов, все же поступила в студию при театре. А когда училась в студии, меня за хорошие успехи сразу приняли на второй курс эстрадно-циркового училища, на актерское отделение. Тогда же — в труппу театра. Вот и получается, что я с 1995-го года, со второго курса, выхожу на сцену нашего замечательного театра.
— Вот вы такой юной пришли в театр, о чем тогда думали? Стану великой актрисой, весь мир будет лежать у моих ног…
— Что вы! Наоборот, я считала, что особых высот не достигну, никогда не дотянусь, например, до такой актрисы нашего театра как Ольга Коржева. Она тогда была для меня кумиром, совершенно недосягаемой величиной. Сейчас, когда я иногда выхожу с ней на сцену, то гордо думаю: мечты сбываются!
— И до сих пор отношение к Ольге, как к чему-то недосягаемому?
— Да. Некоторые актеры, даже моложе, чем я, называют ее Оля, «ты», а я до сих пор Ольга Владимировна и «Вы». Ольга Владимировна предлагает: «Таня, сто лет в театре вместе уже, давай на «ты» перейдем». А я на это всегда отвечаю: «Я вам отдаю дань уважения, вы для меня всегда «Вы».
— Ваша любимая роль.
— Как у всех девушек – актрис моей фактуры – Джульетта. Я в этой роли буквально купаюсь, комфортно себя в ней чувствую, всегда хотела эту роль, и когда получила, вцепилась в нее мертвой хваткой. Хотя, конечно, процесс работы над ролью был очень тяжелый. Я совершенно не понимала, где я нахожусь, в каком времени, абстрагировалась абсолютно от всего… Но, надеюсь, что что-то все-таки получилось.
— Вы что-то поняли для себя в этой роли?
— Да, конечно. Наш режиссер Султан Алимжанович Усманов говорит: «Если вы работаете сердцем, — у него все время такая установка, – вам верят. Ваша сердечность идет в зрительный зал». Это очень правильно. Именно в этой роли я поняла, что значит — любить. И я, действительно, люблю своего партнера на сцене. Некоторые актеры, актрисы, если им нужно играть любовь, представляют перед собой кого-то другого и вроде как текст роли текст говорят для него. Раньше и у меня такое было, а сейчас – никогда. Вот передо мной мой Ромео – и именно его в данную секунду я люблю. И даже после спектакля у меня остается трепетное отношение к этому партнеру.
— Вот вы играете роль, влюбляетесь в партнера, а что потом? После спектакля?
— Да нет. Влюбляешься ведь не так, чтобы потом жить вместе с ним. Влюбляешься как в человека, в его душу, сердце, и это зрители чувствуют.
— Говорят, и в режиссера актеры влюбляются во время спектакля?
— Абсолютно точно. И режиссер влюбляется в актеров. Иначе невозможно. Если я ненавижу режиссера, а он меня, он со мной работать не будет. Я к Султану Алимжановичу, например, всегда очень тепло отношусь. Как я могу его подвести, если он мне доверяет? Иногда что-то не получается, но ты из последних сил стараешься, потому что понимаешь: на сцену выходить тебе.
— Не слишком корректный вопрос, Таня. Как-то по телевизору в одном интервью с актером прозвучала мысль: все актеры немного ненормальные.
— Почему некорректный? Это, действительно, так. Хотя в актеры может пойти и абсолютно нормальный человек. Но если он честен, талантлив, трудолюбив, то у него, естественно, происходит «сдвиг по фазе». Пример? Я над ролью дома никогда не работаю. Ребенок, нужно покушать приготовить. Дома я не могу полностью погрузиться в обстоятельства роли, о чем-то подумать. Работа над ролью часто происходит в общественном транспорте. Именно там я начинаю репетировать. Про себя читаю, например, какой-то монолог. Представляете, какая у меня физиономия в этот момент? Какая гамма чувств? В результате я понимаю, что на меня все смотрят. Иногда вечером иду, гуляю по парку, например, и то же самое происходит. Такое на лице творится! Кроме того, все актеры безумно эмоциональны. Это все издержки профессии. Раньше я такой не была. Просто привыкаешь к той же жестикуляции на сцене – там же все ярче надо делать, естественно, потом все это в жизнь переносится. Актерская вспыльчивость – это тоже от избытка профессии. Раньше я была спокойной, как танк, сейчас завожусь в пол-оборота.
— А почему такое происходит?
— Потому что своими ролями мы расшатываем себе психику. При условии, что у тебя есть хорошие психологические роли. От них мы становимся легко возбудимым.
— Одна из ваших заглавных ролей – Нина Заречная, причем вы сыграли ее очень юной актрисой.
— Нина Заречная – моя первая главная роль. Мне ее дал Борис Николаевич Преображенский. Он всегда так делал: неоперившемуся актеру давал главную роль. Сейчас у нас так поступают Султан Алимжанович Усманов и Владимир Викторович Крылов.
— А какой в этом смысл?
— У актера тогда сразу появляется планка, ниже которой он потом уже не может спуститься. Тогда, кстати, Оле Коржевой гораздо больше подходила роль Заречной, но Преображенский дал ей роль Аркадиной. А мне было 18 лет, и я абсолютно ничего не понимала в роли Заречной. Еще первый акт могла сыграть, а второй, когда Нина, потасканная жизнью, едет в вагоне третьего класса с мужиками… Последняя сцена не получилась. Преображенский уже хотел заменить меня на другую актрису, но у меня взыграло самолюбие: как это я не справлюсь? И тут одной нашей актрисе подарили мягкую игрушку. Я прижала ее к себе и постаралась прожить жизнь Нины: у меня был ребенок, я его потеряла… И вот мне выходить а сцену. Я взяла эту игрушку… В общем, получилось… Следующую роль мне дали в «Стеклянном зверинце». Сложнейшая роль. Я играла девочку – у нее одна нога была короче другой. Репетировали спектакль очень долго. И я дорепетировалась до того, что и жизни стала хромать – непроизвольно. Стала какой-то зажатой, закомплексованной. Да, актеры сумасшедшие!
— Вы мне очень понравились в роли Шурочкой Азаровой в спектакле «Скажи-ка, дядя». Вы там замечательно романс поете… Хорошо вам работалось с Владимиром Крыловым? С каждый новым спектаклем я убеждаюсь, что он очень талантливый режиссер.
— Не только талантливый режиссер, но и педагог он замечательный. Профессия режиссера многогранна, понятно, но режиссер в первую очередь должен к каждому актеру знать подход. Кого поругать, кого похвалить, кого-то вообще не трогать. А Крылов точный подход знает ко всем. И он еще точно делает распределение ролей – это 90 процентов успеха.
— Татьяна, давайте поговорим о «Тряпичной кукле» . Практически все рецензенты отметили вашу роль – куклу Реггеди Энн, в честь которой и назван спектакль. Хотя вы как-то сказали, что играть девочек вам надоело, хочется чего-то большого и серьезного.
— Да, Красная шапочка, честно говоря, мне уже неинтересна, да и из возраста Красных шапочек я вышла. Что касается роли куклы Реггеди Энн, то это очень серьезная роль, и я здесь пока собою не очень довольна. Дело в том, что на постановку спектакля у нас было очень мало времени, а ещё я была ассистентом режиссера и больше занималась другим. Хотя надеюсь, во время спектакля я доберу то, что нужно моей героине. А мне нужно набрать пластику, четче показать разницу: когда моя героиня кукла, когда подруга, когда мама.
— Где-то прочитала слова актера: «На спектакле «рвать нервы в клочья, как в последний раз». С вами такое бывает?
— Это точно про меня. Иногда на репетиции актёры берегут себя и проходят сцену в «полножки». Я не могу «в полножки»! Всегда в полную силу работаю. Считаю: если ты пришел в эту профессию, то будь добр – соответствуй ей!
— Когда хороший писатель пишет книгу, он чувствует, что в какой-то момент его герои вырываются из-под его власти и начинают жить своей особой жизнью. А у актеров такое бывает?
— Конечно, бывает! Я выхожу на сцену, у меня лицо Тани Костюченко, а внутри я совсем не Таня Костюченко. Я не знаю, чего от себя ожидать. Вернее, не знает мой персонаж. Куча персонажей во мне живут своей жизнью. Порою я даже не знаю, что сделаю в ближайший момент: закричу, заплачу? Это неожиданно, но это и интересно. И мелькает мысль: я сама так никогда не сделаю, это персонаж во мне такое делает!
— Вы нервничаете перед выходом на сцену?
— Всегда! За кулисами меня просто трясет мелкой дрожью, но когда я выхожу на сцену, все сразу проходит. И это, я думаю, абсолютно правильно. Если актер теряет трепет перед выходом на сцену, то это уже все. Гиблое дело.
— Ваше отношение к партнерам.
— Мне бывает очень жалко терять партнеров. Перешел актер, например, в другой театр. Тебе дают другого партнера, возможно, он играет даже лучше прежнего, а я все равно ощущаю какую-то пустоту. К партнеру сильно привязываешься.
И еще, знаете, что интересно? Состоялась премьера, директор говорит: «Спасибо за спектакль», а я отворачиваюсь и плачу. Задумалась: почему? Может, от того, что спадает нервное напряжение? Потом поняла: мне всегда бывает грустно расставаться с репетиционным процессом. Бежала-бежала и… остановилась. И сегодня вечером я не буду сидеть на балконе и думать об этой роли. Репетиция – любовь моя!
— Но, говорят, роль можно все время совершенствовать в ходе спектаклей?
— Да, но это уже все равно не то. Целый месяц мы ходим дружно актерской кучкой. У нас бывают какие-то перипетии… Но это такой кайф!
— А в жизни вы любите поплакать?
— Конечно, я же женщина, меня хлебом не корми – дай поплакать. Причем, я не плачу, как обычные люди — по какой-то определенной причине, я плачу порою над чем-то совершенно не понятным. От умиления, например. Не плачу только от неразделенной любви. Как-то по телевизору сюжет показали. Лежит женщина на вокзале, опущенная такая, рядом с ней девочка. Женщину начинают снимать на камеру. Девочка видит это, будит маму и начинает ее причесывать. Мама для ребенка по любому будет мамой и девочка хочет, что камера ее снимала красивой. У меня истерика часа два была…
— В каком времени вы бы хотели жить?
— Во времени оттепели в 60-х. Вот там бы я развернулась! Сколько в то время вышло разных замечательных произведений! Евтушенко из тех времен… Мне безумно нравится мода того времени. А какие отношения между людьми тогда были! Мне бы туда!
— У вас есть дочка…
— Да, любимая доченька Олечка. Ей восемь лет. Очень творческий ребенок, она уже везде, где возможно, поет, играет, даже на сцене нашего театра, но я не хочу, чтобы она была актрисой, чтобы повторила мою судьбу.
— Почему?
— Надо быть либо хорошим актером, либо никаким. Если бы я поняла, что я — посредственная актриса, я бы сменила профессию. У Оли, я думаю, есть творческий потенциал. Если она, конечно, будет рваться на сцену, я ей перечить не стану, но сразу предупрежу, что у актрисы нет свободного времени, ее мысли забиты только театром… Хорошо, что у нас есть бабушка, которая ребенком занимается, делается с ней уроки. Потому что когда я прихожу с работы, у меня на ребенка абсолютно нет сил. Только я отдала свою энергию множеству детей, и на собственного ребенка ее уже нет. Это страшно.
— А говорят, что зал своей энергетикой тоже подпитывает актера.
— Просто зритель бывает разный. Иногда ты отыграл спектакль на одном дыхании, выходишь и готов хоть двадцать спектаклей еще играть. Из тебя просто прёт энергетика. А иногда зритель бывает неподготовленный, тогда очень тяжело работать.
— Спасет ли мир красота?
— Спасет. Но не просто красота, а красота души.
— Чем довольна?
— Выбором профессии.
— Чем недовольна?
— Много глупостей в жизни сделала.
— Когда жива?
— Когда в работе.
— Кто в душе?
— Дитя.
— Москва слезам не верит?
— Не верит! Надо трудиться, трудиться и трудиться.
— Спросите у себя что-нибудь, что я не спросила.
— Планы на будущее. Хочу, чтобы меня эксплуатировали – в актерском плане – как можно больше. Столько всего, что я хотела бы сыграть! Если у меня получается больше трёх дней выходных, я погибаю от скуки. Хочется быть востребованной.
— Любимая строчка, которая соответствует вашему сегодняшнему душевному состоянию.
— Мир исцеляет любовь! Это из «Тряпичной куклы». Причем, понятно, речь здесь идет не только о любви мужчины и женщины, а вообще о любви.
— Успехов вам, Татьяна. С нетерпением ждем ваших новых ролей.
|