Учитель: Уразметова И.В. Тема: И.С. Тургенев «Муму». Пробуждение человека как основа сюжета повести. Сабақтың мақсаты Цели урока: - познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа "Муму"; дать учащимся первичное представление о барыне и Герасиме; -развивать умение краткого пересказа текста и художественного пересказа отдельного эпизода. - способствовать развитию языкового и литературоведческого кругозора учащихся. Форма урока: коллективная, индивидуальная Материалдық қамтуы Материальное обеспечение учебник, тетрадь, текст произведения «Муму», портрет писателя Сабақ барысы Ход урока: I. Ұйымдастыру кезеңі Орг.момен. Приветствие. Сообщение темы и цели урока Психологический настрой. II. Проверка д/з (Устно) Наизусть стихотворение «Бородино». III. Работа по теме урока. 1.Самостоятельное знакомство с биографией писателя (статья учебника) 2. Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму» Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом,оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» «Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества. В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму». 3. Словарная работа: крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва, прототип, сравнение, гипербола. Что же такое крепостное право? Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. —Что вы знаете о крепостных крестьянах? Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). 4. Выразительное чтение рассказа «Муму» (самостоятельно 1 главу) 5.Аналитическое чтение начала рассказа « В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи». – Нарисуйте словесный портрет барыни. – Нарисуйте словесный портрет Герасима. «… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником. Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле...» – В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне? – Чем среди крестьян выделялся Герасим? – Как относился Герасим к своим обязанностям? – Как относились к нему окружающие люди? – Как относится барыня к Герасиму?
IV.Итог урока. Выставление оценок. V.Домашнее задание. Читать «Муму», пересказывать.
|