Интегрированный урок русского языка и казахской литературы. Изложение с творческим заданием на морально-этическую тему
Капланская Галина Ивановна Келлеровская средняя школа им. И.М.Бережного , Тайыншинский район, СКО.
Интегрированный урок русского языка и казахской литературы. Изложение с творческим заданием на морально-этическую тему по рассказу Ы. Алтынсарина «Чистый родник» 7 класс Цель: формирование навыков культуры речи. Задачи: создать условия для совершенствования умений подробного изложения текста и выражения позиции по проблеме, поставленной автором; продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся, орфографической и пунктуационной грамотности, речевой и мыслительной деятельности; воспитывать духовно-нравственные качества личности. Ход урока 1.Сообщение учителем темы и цели урока, ее мотивация. Своими рассказами известный казахстанский писатель Ы. Алтынсарин боролся с такими людскими пороками, как сплетня, ложь, обман, лицемерие и подсказывал пути их уничтожения. Особое место в творчестве просветителя занимают прозаические рассказы, воспитывающие трудолюбие, смелость, находчивость 2.Сообщение подготовленных учащихся об Ы. Алтынсарине, о его творчестве, о создании им на родном языке коротких, популярных рассказов и стихотворений для подрастающего поколения. 3.Чтение учителем текста рассказа «Чистый родник». 4.Лексико-грамматический анализ текста. - На какие части можно разделить текст? - Какая между этими частями смысловая связь? - Каким образом соединяются между собой предложения в тексте? - Определите основную мысль текста. - Докажите, что текст является повествованием, но в нём есть элементы описания и рассуждения. Определите его композиционную схему. - От имени кого ведётся повествование? Что привлекло внимание путников и почему? (Ответьте словами текста.) - Какие образные средства использует автор? - За что, по- вашему, люди любят родник? - Как вы поняли выражение «будь чистым, как этот родник»? - В прямом или переносном значении употреблено слово чистым? - Как вы понимаете значение выражения одного из путников «если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же»? - Какой стилистический оттенок придает рассказу слово возлагай? Можно ли его заменить синонимом? Нарушится ли выразительность предложения в случае замены? - Определите стиль текста. Обоснуйте свою точку зрения. - Объясните орфограммы в словах блестела, стекло, обтесал, путешественники, высечены, течет, ручеек, предавайся, мулла, усладу, обязанность, беспрестанно. 5. Коллективная работа над составлением плана изложения (с элементами сочинения) Примерный план. Чистый родник 1) Встреча у родника. 2) Камень с надписью. 3) Мнение купца. 4) Мулла думал иначе. 5) Ответ юноши. 6) В заключение выразите своё мнение, ответив на вопрос «А в чем, по-вашему, смысл надписи, сделанной на камне?» 6. Повторное чтение текста. «Чистый родник» Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви и листья которого затеняли родник. Вода в роднике была чистая, холодная, как лед, и блестела, как стекло. На то место, откуда вытекала вода, кто-то положил камень с котел величиной, просверлил: его и обтесал, и в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Эй, путник, будь чистым, как этот родник». Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них, по-видимому, купец, сказал: — Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днем и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли; и чем дальше течет, тем все больше вливается в него ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, будешь великим и достигнешь цели». Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал: — Нет, я думаю, не так. Смысл этой надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов для всякого: кто изнывает от жары, тому он дает прохладу и душе — усладу, кто хочет пить, тому утоляет жажду,— и за все это он ни от кого не ждет награды. А если так, смысл этой надписи таков: если делаешь кому добро, то не возлагай на него обязанность, ответить тем же. Вот о чем говорит эта надпись. Третий - путник, очень стройный, красивый юноша стоял молча. Товарищи спросили его, как он думает. Юноша ответил — Я думаю иначе. Если бы вода, в этом роднике стояла спокойно на одном месте, то травы и мусор, попадая в нее, замутили бы и загрязнили ее; тогда люди и животные не так любили бы родник. Но так как родник течет беспрестанно днем и ночью, то он очищается и за это его все любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник, ибо, когда смотришь в него, то видишь, как в нем отражаются блеск солнца и отсветы травы, если они глядятся в него? поэтому душу, как этот родник, держи открытой для всех,— пусть в ней видно будет все. Вот о чем, по-моему, говорит надпись. (Ы.Алтынсарин) 7. Написание изложения с выполнением творческого задания ( черновой вариант). 8. Подведение итогов. Домашнее задание.
В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня он мог отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще.Перед современным учителем ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника. Думаю, что именно такие уроки смогут решить эти задачи. Галина Ивановна, выражаю свою глубокую благодарность за Ваш труд!
Здравствуйте, Галина Ивановна! Только что прочитала конспект Вашего урока, мне понравилось. Я считаю, что тексты такого содержания очень поучительны для детей, да и взрослых заставляют задуматься о смысле жизни.
Уважаемая Галина Ивановна! Ваш урок мне очень понравился. Я работаю в Зерендинском районе, стаж - 3 года, веду русский язык в классах с русским языком обучения. Думаю, что ваш материал пригодится мне в моей работе.