Тема: Вводные слова Мережко Ольга Федоровна Учитель русского языка и литературы ГУ «СОШ №15 г.Павлодара» Тип урока: повторение и обобщение полученных знаков. Цель: - повторить и обобщить сведения о вводных словах и знаках препинания при них; - формировать умения определять принадлежность вводного слова к смысловой группе, правильной постановки знаков препинания в предложениях с вводными словами; - прививать интерес к русскому языку. Ход урока I. Организационный момент. - Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на соседа, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха. II. Актуализация знаний. 1. «Орфографическая минутка» (Задания по вариантам записано на доске, плюс у каждого на листочках). - Вставьте пропущенные буквы в предложенные вам слова, раскройте скобки. 1 вариант 2 вариант К уд…влению разумеет(?)ся Бе…спорно оч…видно (по)моему (во)первых (в)третьих изв…ните Безусловн… п…жалуй (взаимопроверка) - К какой группе относятся данные слова? (к вводным) - Какой теме будет посвящен наш урок? (вводные слова) 2. Сообщение цели урока. Слово учителя: - Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить сведения по теме «Вводные слова». 3. Фронтальный опрос. - Дайте определение вводных слов. - На какие группы по значению делятся вводные слова? (учащиеся отвечают, а на доске вывешиваются таблицы)
1. Степень уверенности 2. Различные чувства 3. Источники сообщения 4. Порядок мыслей и их связь 5. Способ оформления мыслей 6. Вежливость, привлечение внимания. - Как вводные слова выделяются при произношении и на письме. II. Обобщение 1. «Грамматический конструктор» 1 вариант (Из слов записанных вразброс, составить три предложения с вводными словами) 1. Всё, в сравнении, познается, что, говорят. 2. В, он, лес, не, ходил, никогда, однако. 3. К, берегу, подходила, несомненно, лодка. 2 вариант. «Конструирование предложений» (Записать предложения, заменив вводные слова синонимичными) Горный воздух, без сомнения, благотворительно действует действует на здоровье человека. 3 вариант. «Выборочный диктант» (Выписать предложения с вводными словами, расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова) 1. К счастью, вода в реке была теплая. 2. Он кажется смешным. 3. К сожалению его примешивалась обида. 4. Очевидно, в доме все уже спали. 5. Решение по делу было совершенно очевидно. 6. Конечно, дома будут беспокоиться. Слово учителя: - Мы знаем, что вводные слова могут выражать различные чувства. Задание 1. Распределите вводные слова по смысловым группам. Степень уверенности к огорчению Различные чувства несомненно Источник сообщения пожалуйста Порядок мыслей и их связь к общему сожалению Способ оформления мыслей по словам Вежливость, привлечение внимания по мнению итак извините вероятно во – первых иначе говоря одним словом
Задание 2. Выписать предложения, в которых вводные слова обозначают вежливость, привлечение внимания, подчеркнуть вводные слова. 1. К сожалению, я не мог пройти незамеченным. 2. Согласитесь, поют у нас часто и с удовольствием. 3. Кажется, шепчут колосья друг другу. 4. Извините, успехи в учебе не сочтите за хвастовство. Задание 3. Отобрать вводные слова, выражающие различные чувства, с двумя из них составить предложения. Должно быть, к сожалению, говорят, итак, на мое счастье, очевидно, следовательно, к несчастью, к удивлению, значит, несомненно, к общей радости.
Задание 4. Выполните упражнение 331. (4 ученика работают у доски) (2 ученика заранее подготовили сообщение по словарным статьям: 1 ученик – образованность 2 ученик – интеллигентность.)
III. Рефлексия. 1 вариант. Закончите предложения. 1. При помощи вводных слов говорящий выражает …. . 2. Вводные слова могут иметь следующие значения …. . 3. Вводные слова на письме выделяются … , а в устной речи … . 2 вариант. Выполняют тест. 1. Вводные слова – это А) слова, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает; Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью. 2. Какое значение имеет вводное слово действительно А) порядок мыслей и их связь; Б) различные чувства; В) большая степень уверенности. 3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь А) возможно Б) итак; В) по – моему. 4. Являются ли вводные слова членами предложения А) нет Б) да 5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово А) Мне кажется, что скоро пойдет снег. Б) Кажется, скоро пойдет снег. В) Он не такой, каким кажется.
Домашнее задание: & 37 упр. 330
Слово учителя: Закончить урок я хотела бы словами В.Солоухина. (тексты лежат на столах) Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть, потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко. - Какова основная мысль текста? - Что этим текстом хотел сказать автор? В тетради запишите эту мысль, используя вводное предложение: Всякая черта характера взрослого человека, как утверждал В.Солоухин, имела в детстве свой зародыш, свое семечко.
- А я хочу сказать: «Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена».
Грамотное составление плана. Подбор материала, использование различных приемов, рефлексия. Такой урок не оставит учащихся равнодушными, даже самый ленивый ученик найдет себе дело.Спасибо за урок!