Режиссер спектакля Султан Усманов назвал это действо музыкальной фантазией, что, на мой взгляд, вполне соответствует истине. Такая современная музыкально-танцевальная интерпретация пьесы Николая Васильевича «Ревизор», поставленная по пьесе российского драматурга Олега Ернева. Знаменитого «Ревизора» в ТЮЗе решили спеть и станцевать.
Сюжет все знают наизусть.
На сцене, как и у Гоголя, мы видим провинциальный городок, начальство которого напугано приездом неизвестного лица, которого они принимают за ревизора. Театр разыгрывает фарс, ибо наши действующие лица, погрязшие во взятках и коррупции, как сказали бы сейчас, пытаются избежать неприятностей, то есть, как следует ублажить заезжего гостя.
Все здесь чрезмерно, что, впрочем, вполне соответствует избранному жанру. Расписные платья в кружевах в русском народном стиле, яркие наряды чиновников, просто зашкаливающие любовные чувства к гостю из Петербурга – как известно, власть и деньги обладают высокой энергетикой, городские чиновники в подобострастии к гостю готовы на все.
Хлестаков – засл. деятель РК Тахир Восилов – по Гоголю ничтожество, входит в роль вершителя судеб. Он подспудно понимает, что его положение временно и пользуется ситуацией на всю катушку. Сначала берет взятки, что дают, а затем решительно их требует… Мелкая сошка Хлестаков здесь премьер, калиф на час, его время пришло. А почему бы и нет? И такой Хлестаков, себе на уме, имеет право на существование…
На мой взгляд, все артисты хороши, каждый по-своему интересен. Оригинален Городничий – Юрий Гнусарев. Колоритны и интересны мама с дочкой – Ольга Бобрик и Татьяна Костюченко… Дочка, понятно, хочет замуж, и влюбляется в Хлестакова. Но «увы, романс не спет, все оказалось сном..» А 38-летняя мама горюет об уходящей молодости и, увы, быстро выросшей дочке: «Быть матерью такая мука… Верни мне молодости цвет…»
Своеобразен отходящий от традиционных канонов в спектакле слуга Осип в исполнении актера Вячеслава Анисова. Такой живчик в рубашке в красный горошек, прижимающий к груди платок девушки, в которую влюблен: «Играй моя гармошечка, играй балалаечка, открой скорей окошечко, сердечко мое Танечка…», и при случае проявляющий довольно решительный характер.
Видим мы и знакомых нам со школы персонажей гоголевского «Ревизора»: судью Амоса Федоровича (арт. Евгений Ефремов), попечителя богоугодных заведений Землянику (засл. деятель РК Евгений Дубовик), почмейстера Ивана Кузьмича, попечителя училищ Луку Лукича (арт. Ильяс Турманов) и других.
Помимо того, что каждый актер в спектакле играет своего героя, все наши персонажи как бы сливаются в один подобострастный образ: чиновничества уездного городка, трясущегося за свои посты…
Исключение, может, составляют Бобчинский с Добчинским (арт. Игорь Ермашов, Александр Зайцев), которые выделяются из особой массы особо яркими костюмами и просто бескорыстным желанием приобщиться к свету, пробиться в друзья к заезжей знаменитости.
Интересен огромный портрет в центре сцены ну очень большого человека, придуманный художником Владимиром Пономаревым, – ведь именно таким видит Хлестакова «уездная мелкота». Обратила я внимание на оформление такого своеобразного подиума на сцене, низ которого оформлен картинками домишек городка, как бы намекающего: большие страсти недолговечны, а жизнь в городе простого и не очень люда идет как бы сама по себе…
Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в нашем спектакле актеры поют «вживую». Это большое достижение театра, стоящее и режиссеру, и актерам немало усилий. Но, думаю, первый блин комом не оказался, и это замечательное начинание будет развиваться.
Как известно, у Гоголя в «Ревизоре» единственное положительное лицо – смех. Некоторые наши современные режиссеры, ставя «Инкогнито из Петербурга» вводят в спектакль самого Гоголя – должен же быть в спектакле хоть один высоконравственный персонаж. Режиссер Султан Усманов, здесь строго придерживаясь концепции Гоголя, от этой идеи отказывается. В конце концов, как писал еще Карл Маркс в своей работе «К критике гегелевской философии права», «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым»…
Когда я пишу об очередном премьерном спектакле, то обязательно заглядываю в Интернет и ищу какие-то мистические круглые даты, связанные с пьесой или ранним спектаклем, его автором. Вот и на этот раз мои поиски были не напрасны. Я выяснила, что первый замысел Гоголем «Ревизора» относится к 1834 году, то есть знаменитый писатель начал писать свою гениальную пьесу ровно… 180 лет назад. Это ли не случай пообщаться нам с самим Гоголем и спросить у него, а что он думал, замышляя свою бессмертную комедию, сюжет которой, как известно, подсказал ему Александр Пушкин, рассказав анекдот из своей жизни.
— Как вы ухитрились, Николай Васильевич, написать пьесу, в которой нет ни одного положительного лица? Что не герой, то мерзостная фигура? Ну никакой приятности, нечем воодушевиться…
— В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем… Я писатель, а долг писателя — не одно доставленье приятного занятья уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поучение людям.
— А что вы думаете о своем герое Хлестакове?
— Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли.
— А что вы думаете, о реакции людей уездного городка на приезд Хлестакова? Все ли его страшно боятся?
— Отношение разное. У одних – надежда на избавление от дурных городничих и всякого рода хапуг. У других – панический страх при виде того, что главнейшие сановники и передовые люди общества в страхе. У прочих же, которые смотрят на все дела мира спокойно, чистя у себя в носу, — любопытство, не без некоторой тайной боязни увидеть, наконец, то лицо, которое причинило столько тревог и, стало быть, неминуемо должно быть слишком необыкновенным и важным лицом».
— Как известно, в апреле 1836-го года «Ревизор» был поставлен в Александринском театре в Петербурге, а затем на московской сцене. А в июне 1836-го года вы вынуждены были бежать за границу. В Швейцарию, потом в Париж, в Рим… Это, действительно, была травля после постановки пьесы, Николай Васильевич? Туго пришлось?
— Да, увы… Действие, произведенное пьесой, — было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричали, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня… Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины – и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия.
…Увы, и сейчас, спустя 180 лет, произведение великого Гоголя остается по-прежнему актуальным. Чиновники по-прежнему берут взятки, руководители трепещут перед вышестоящим начальство и ревизором…
В наше время положение я бы даже сказала, еще более обострилось.
Взяточничество, коррупция кажутся вечными, непотопляемыми. Тем не менее, в нас всегда живет надежда, что зло не вечно, что со временем все изменится. Поэтому так важна финальная сцена спектакля. Гоголь мудро оставил ее открытой. Постановщик спектакля Султан Усманов действует здесь, не отступая от идеи великого драматурга. Поэтому о том, что произойдет по приезде настоящего ревизора в уездный городок, мы можем только догадываться.
Окажется настоящий ревизор также взяточником, и уездным чиновникам, затянув потуже пояса и приложив к этому немало усилий, удастся все урегулировать ситуацию?
Наведет вышестоящий чиновник, будучи кристально честным, наконец-то порядок в городке, разгонит нерадивых, себялюбивых, бездарных чиновников-взяточников и поставит беспорочных? Восторжествует справедливость?
Хотелось бы верить в последнее.
Но это, так сказать, в глобальных масштабах. Театру же очень важно, что вынесет с нынешнего тюзовского спектакля обычный зритель, скажем, восьмиклассник Вася Иванов? Думаю, мудрые взрослые – папа и мама, школьные учителя – обязательно должны помочь ему в этом. Вместе обсудить увиденное, , если поход в театр был коллективным, можно попросить написать сочинения. Очень хорошо, если ребята после спектакля посмотрят на Гоголя без хрестоматийного глянца, захотят прочитать бессмертную комедию, а возможно, и другие произведения автора, подробно познакомятся с его биографией. Поверьте – это очень интересно. И уже в этом случае театр своей цели достигнет.
|