Красивая сказка со счастливым концом о кознях злой волшебницы
В ТЮЗе идут репетиции нового спектакля – сказки-фантазии по мотивам оперы Моцарта «Волшебная флейта». Естественно, я не избежала искушения заглянуть за кулисы и поговорить с режиссером спектакля Султаном Алимжановичем Усмановым о спектакле.
— Султан Алимжанович, вы на сцене нашего театра, отнюдь не оперного, как известно, ставите знаменитую оперу?
— Вы не первая мне задаете этот вопрос. Мне звонят и интересуются: «А что, вы оперу ставите в театре?» Нет, оперу мы не ставим, мы же не оперный театр. Зачем заниматься тем, что нам не свойственно. Мы ставим сказку-фантазию по мотивам оперы Моцарта.
— А почему такой выбор?
— «Волшебная флейта», как известно, последняя опера Моцарта. Сделана она в австрийских, немецких народных традициях. Причем опера с текстом.
— Я прочла, что это опера-зингшпиль. А что это такое?
— Зиншпиль переводится буквально «игра с пением». Это музыкально-драматический жанр, распространённый в Германии и Австрии во второй половине XVIII века и начале XIX века. Пьеса с музыкальными номерами или опера с разговорными диалогами (вместо речитативов).
— Теперь я вижу логику в постановке на сцене ТЮЗа именно этой оперы.
— К тому же это красивейшая сказка. В ней много философских размышлений о дружбе, о любви, о том, что такое человек. О его поиске, о преодолении себя. Куда мы идем сквозь темноту бытия и невежества? А куда стремится человек? Конечно, к свету! Обратите внимание, какие в этом произведении аллегорические герои! Царица ночи, олицетворяющая тьму, мрак, и герой, олицетворяющий солнце, свет, — Зарастро.
— Музыки в спектакле будет много?
— При первом впечатлении даже слишком много. Моцарт поразителен.
Как известно, это последняя опера Моцарта. Внимательно изучая материал, чувствуешь, что в него Моцарт вложил что-то непростое. Умирая, Моцарт напевал знаменитую песенку Папагено из этой оперы…
— Кроме того, в спектакле много чудес…
— Герои наши как бы ходят в темном лабиринте между добром и злом и иногда путают, где что. Как и в жизни. Ведь порою и мы добро воспринимаем как зло, а зло, как добро. Чтобы достичь истины, человек часто проходит через какие-то заблуждения, ошибки…
— Для кого ваш спектакль?
— Его могут смотреть дети лет с десяти и старше. Понятно, ребята постарше будут воспринимать спектакль глубже, чем маленькие.
— А нашим актерам по силам будет справиться с музыкальными ариями?
— Вы же знаете, в театре много поющих актеров.
— Вживую будут петь?
— Нет. Под минусовку. У нас все же не оперный театр. Но очень хочется передать сам дух Моцарта. Музыка просто поразительная.
— Назовите хотя бы несколько исполнителей.
Царица ночи – Ольга Бобрик. Никита Коньшин – молодой красивый принц. Принцесса – Наташа Лунина. Ильяс Турманов — Зарастро — жрец Солнца. Татьяна Костюченко — в необычной роли Папагены. В спектакле есть два таких существа Папагено и Папагена — полулюди-полуптицы, или люди в повадками птиц. Такая комическая роль, некая часть природы.
— Но вообще это так здорово, когда дети слушают Моцарта, а не попсу. Думаю, чем раньше мальчишки и девчонки услышат классическую музыку, тем быстрее ее полюбят. А ведь, как известно, любовь к классической музыке – на всю жизнь.
— Очень надеюсь, что так и случится. Моцарт в ТЮЗЕ – это с детских лет приобщение к чему-то великому. Великая сказка, великий сюжет. Весь мир об этом знает! Кстати, мы по Интернету отслеживаем, идет ли эта сказка еще где-нибудь в драме. Пока ничего подобного не нашли. Получается, в репертуаре нашего театра появится такой уникальный спектакль. В любом случае это неожиданная постановка.
— А как актеры реагируют на участие в спектакле?
— Поначалу на сцене царила какая-то растерянность: как это – в ТЮЗе ставить оперу? Но постепенно все стало на свои места. Сейчас, по-моему, всем интересно. Также как интересно работать художнику Владимиру Пономареву. Но работы еще очень много. Сложная техническая сторона: всякие превращения, переодевания, очень сложная световая партитура. Но, полагаю, справимся… Если все получится, надеюсь, будет такой зрелищный интересный спектакль.
|