Пятница
19.04.2024
03:43
Категории раздела
Дайджест прессы. Любимая Алма-Ата [3]
Казахстан [3]
Россия [1]
Планета [0]
Вход на сайт

Поиск
Наш опрос
Какому источнику информации Вы доверяете?
Всего ответов: 435
Закладки
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Сайт учителей русского языка и литературы Казахстана
    Главная » Статьи » Дайджест прессы » Казахстан

    Проблемы, поднимаемые Абаем Кунанбаевым в своем творчестве, остаются острыми и сегодня

    Образование является фундаментом качества для всех сфер жизни общества, оно уже стало важной составляющей внутренней политики: ведь оно влияет на развитие радиуса доверия и социальной справедливости в обществе, на равные стартовые возможности и благосостояние для всех граждан, на умение человека сохранять человеческое и гражданское достоинство. Образование и культура – взаимозависимые и взаимосвязанные составляющие развития общества, когда духовно-нравственные устои и чистота помыслов становятся сутью сохранения любого народа. Именно об этих непреходящих ценностях писал великий поэт-мыслитель Абай. «Глубокое и вдумчивое изучение поэтического слова поэта, его мудрость, думы о судьбе народа должны стать духовной опорой современного общества», – уверена международный эксперт, профессор PhD, директор общественного фонда «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова» Дина Мухамедхан.   

    5 июня в Астане прошло заседание межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана при участии госсекретаря Марата Тажина. Участники поднимали многие вопросы, говорили и об исторических личностях, внесших существенный вклад и оставивших неизгладимый след в культурно-духовном развитии народа. О тех мудрецах-мыслителях, интеллектуальных лидерах, мужественных патриотах, смотревших далеко вперед своего времени и предостерегавших свой народ от духовного и морального падения.

    Уникальный феномен личности Абая, поэта-мыслителя и мудреца, еще предстоит изучать не одному поколению, ведь Абай – неиссякаемый и вечный источник духовности казахского народа, и он всегда будет современником для любого поколения в любой точке мира. Через творчество Абая мир узнает Казахстан. Но насколько знают и берегут его творчество сами казахстанцы? С этого вопроса и началась наша беседа с Диной Каюмовной.

    – Непреходящая ценность творчества Абая заключается в емкой фразе: «Я время выправить хотел». Сурово осуждая отсталые и реакционные нравы феодально-родового строя, Абай писал: «Настанет же день, когда среди казахов исчезнут воровство, сплетни, клевета, вражда, и мы будем добывать добро и знание верным путем». К сожалению, эти пороки в обществе не перевелись до сих пор, а некоторые даже расцвели пышным цветом. Мы много говорим о необходимости преодоления моральной деградации общества, о коррупции, отбрасывающей общество на много десятилетий назад, о качественном образовании, но все так и остается на словах. И в этом смысле Абай актуален, он – современник поколений, его мудрость и прозорливость помогают человеку остаться человеком. Проблемы, поднимаемые им, остаются острыми и актуальными, и он не только задает нам вопросы, но и помогает найти ответы. Сегодня общество остро нуждается в мудрости Абая.

    «Тому человеку, кто познал Абая и каждый свой шаг сверяет по нему, гораздо легче будет преодолевать жизненные невзгоды. И ему не надо никаких других моральных кодексов. Только побольше бы таких людей», – писал ученый-гражданин Каюм Мухамедханов, сохранивший чистоту оригинального слова Абая и открывший школу его учеников и последователей. Актуальность творчества Абая – в призыве к сохранению человеческой морали и человеческого достоинства, тех качеств, которые отличают человека от остального материального мира. Все созданное Абаем удивительно созвучно нашему времени. К сожалению, и сейчас не все осознают, что имя великого сына казахского народа стоит в ряду тех, что подарили миру «Божественную комедию», «Гамлета», «Фауста», «Евгения Онегина». Через творчество Абая мир узнает Казахстан. И мы всегда будем искать у него совета для достойного поведения человека, в том числе и на международном уровне.  

    – С творчеством Абая мы начинаем знакомиться еще в школе, а 10 августа по стране проходят торжественные мероприятия, посвященные дню рождения великого поэта. Но достаточно ли этого, чтобы должным образом изучить, понять мудрость Абая Кунанбаева?

    – Во-первых, 10 августа – это по старому стилю, по новому стилю день рождения Абая – 23 августа. Это логично и научно доказано: ведь, к примеру, день рождения А.С.Пушкина отмечают не в мае – по старому стилю, а в июне – по новому стилю. Открытие Абая происходит каждый день, год за годом. Он велик, неисчерпаем, мудрость его простирается на века. И мы всегда в начале пути. К сожалению, эти бесспорные истины вспоминаются раз в году, но до сих пор суть его творчества не осмыслена на массовом уровне. Изучение творчества поэта в учреждениях образования происходит поверхностно. Мероприятия по случаю дня его рождения и юбилейных дат отличают помпезность и поверхностность. А главное, не происходит понимания слова поэта для избавления от личных и общественных пороков, еще не услышан его призыв постоянно работать над чистотой души и помыслов: «Глубже в душу вглядись, жемчуга там найдешь. Береги, не растеряй их». Современному обществу в этом контексте необходимы новые модели проведения мероприятий памяти исторических личностей. Этим  занимается «Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова». У Абая была своя школа последователей и учеников. Это талантливые молодые поэты и сказители, композиторы и импровизаторы. Они следовали советам учителя, а главное – восприняли широту и глубину его миропонимания, вняли мудрости и гуманизму наставника, были проводниками русской культуры и культуры других народов.

    В настоящее время образование не в достаточной мере выполняет миссию духовно-нравственного развития общества. Цель: главное – это получить документ об образовании – порой снижает ценность самого знания и умения его добывать, анализировать, вырабатывать свою позицию и отстаивать ее. Ведь с этого и начинается позиция гражданина, которая в значительной мере определяется такими качествами, как человеческое достоинство и профессиональная этика.

    – Сегодня мы оказались в ситуации, когда высшее образование стоит дорого, а ценность самого образования потеряна. С точки зрения политики образования, образование – это не коммерческий товар. Студенты должны ценить истинные знания, стремиться к научному поиску. Возникает логический вопрос: при всех существующих в области образования достижениях что же все-таки тормозит развитие высшего образования? И почему именно высшего?

    – Потому что именно здесь закладываются основы многих профессий, а значит, нового качества жизни. Высшее образование, наверное, потому и высшее, что оно на высоком качественном уровне должно передать молодежи непреходящие общечеловеческие ценности, мудрость наших предков, бесценное слово Абая, примеры жизни и стойкости алашевцев и их сподвижников, примеры мужества и стойкости граждан, сохранивших научно-культурные ценности в жестокие годы репрессий. Ведь все начинается с осознания семейной истории и своих корней и достойных примеров служения граждан народу, их мужества и патриотизма. Таким образом индивидуальная семейная память встраивается кирпичиком в память социальную. А это требует иного уровня осмысления содержания применительно к экономическим, бизнес-, гуманитарным дисциплинам, что не согласуется с узкофункциональным подходом в образовании, одним из признаков которого является использование шаблонов и готового материала из зарубежных учебников без применения к нашей ситуации. «Университет должен осознать себя как основную духовную силу, противостоящую глупости, невежеству и фривольности», – писал Ортега де Гассет в 30-е годы XX века. Актуальность этой идеи не исчерпала себя и сегодня. И такие понятия, как культура, индивидуальная, профессиональная и социальная ответственность, память и патриотизм, человеческая мораль и этика профессий, достоинство гражданина и этика международного общения органично интегрируются в любое предметное содержание.  

    Думается, что настала пора не только ссылаться на международные стандарты, но и вникать в их суть для пользы нашего общества, а главное – необходимо вносить свою лепту в осуществление новой культуры и качества жизни как результата качества образования, эффективности работы НПО и международных организаций, всех организаций общества. К примеру, кредитная система обучения в вузах основана прежде всего на таких основополагающих духовных принципах, как академическая честность, академическая свобода, доверие, возможность выбора и доступ. И эти принципы должны соблюдаться всеми участниками образования: администраторами, преподавателями, студентами, широкой общественностью. В такой ситуации вузы станут островками, моделями культуры для общества. И в этом контексте роль Абая как Учителя нашего общества бесценна.  
    Происходящая сейчас ликвидация педагогических институтов (или их слияние с другими вузами) повлияет на духовно-нравственное воспитание молодежи не лучшим образом. Ведь роль и значимость Учителя как проводника общечеловеческих и демократических ценностей для общества никто не отменял. Она особенно должна быть усилена в современной ситуации падения морали общества.  
    Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы
    http://www.liter.kz/articles/view/29291

    Категория: Казахстан | Добавил: Людмила (11.09.2013)
    Просмотров: 2017 | Комментарии: 1 | Теги: Абай | Рейтинг: 2.0/2
    Всего комментариев: 1
    1 Биби  
    0
    Несомненно, Абай - великий поэт и мыслитель, мудрец всех времен. Абая Кунанбаева знают во всем мире. Через его творения народы других стран знакомятся с Казахстаном. Философские мысли Абая внесли неоценимый вклад в воспитании нашей молодежи.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]